Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Научное наблюдение






 

Наблюдение – целенаправленное систематическое организованное мероприятие, связано с ощущением и наблюдение внешнего мира. Наблюдение м.б. связано с переживанием и состоянием человека – интроспекция. Научное наблюдение связано с научной теорией, а житейское наблюдение связано с личными качествами, особенностями. Науч. набл. связано с целенаправленностью. Наблюдение в науке имеет систематический и упорядоченный характер. Должен быть план наблюдения, цель каждого пункта, карта наблюдения. Многие наблюдения требуют объяснения, интерпретации. Интерпретационное наблюдение тоже делают в рамках теоретического положения, на базе строятся гипотезы.

При интерпретации данных наблюдений необходимо, чтобы отмечались объективные факты, которые можно проконтролировать. В качестве данных наблюдения в науку входят не просто восприятия наблюдения предметов, а результаты их рациональной переработки. Подлинная интерпритация данных наблюдения, когда они свидетельствуют для подтверждении или отрицания гипотезы, поэтому необходимым условием использования таких данных их релевантность (возможность проверить) к проверяемой гипотезе.

 

Научное наблюдение призвано осуществлять 3 функции:

  1. результаты наблюдения должны давать информацию для формирования новых проблем, возникающих с обнаружением несоответствия между новыми фактами и старыми способами
  2. связана с эмпирической проверкой гипотезы теорий, которые невозможно проверить с помощью эксперимента.
  3. полученные в наблюдении выборки могли эмпирически проверятся

 

В психологии под наблюдением понимают метод изучения психических особенностей индивидов на основе фик­сации проявлений их поведения (18).

 

Можно наблюдать:

1) речевую деятельность (содержание, последовательность, продолжительность, частоту, направленность, интенсивность...);

2) экспрессивные реакции (выразительные движения лица, тела);

3) положение тел в пространстве (перемещения, неподвиж­ность, дистанцию, скорость, направление движений...);

4) физические контакты (касания, толчки, удары, передачи, совместные усилия...).

На­блюдательность - способности подмечать существенные, характерные, в том числе и малозаметные, свойства пред­метов и явлений.

Научное наблюдение отличается от житейского следую­щими свойствами:

  • целенаправленностью; наблюдатель должен отчетливо понимать, что он собирается воспринимать и для чего, иначе его деятельность превратится в регистрацию отдельных ярких и отчетливых второстепенных раздражителей, а существен­ный материал останется неучтенным;
  • систематичностью, которая позволит достоверно отли­чить случайное от типичного, закономерного;
  • планомерностью, так как следование плану, программе способствует повышению эффективности исследования, опре­деляя, каким образом будет произведено наблюдение; когда, где, при каких условиях;
  • аналитичностью, ведь оно предполагает не только кон­статацию наблюдаемых фактов, но и их объяснение, выявле­ние психологической природы;
  • регистрацией результатов, что позволяет исключить ошибки памяти, уменьшить тем самым субъективизм выводов и обобщений;
  • оперированием системой однозначных понятий, спе­циальных терминов, способствующих четкому и недвусмыс­ленному обозначению наблюдаемого материала, а также еди­нообразию возможных интерпретаций (18).

 

Как метод психологического исследования, наблюдение име­ет свои сильные и слабые стороны.

 

«+» «–»
1. Богатство собираемых сведений обеспечивает анализ как вербальной информации, так действий, движений, поступков); 2. Сохранена естественность условий деятельности; 3. Допустимо использование разнообразных технических средств; 4. Необязательно получение предварительного согласия испытуемых.   1. Субъективно (результаты во многом зависят от опыта, научных взглядов, квалификации, интересов, пристрастий, работоспособности исследователя); 2. Невозможно контролировать'ситуацию, вмешиваться в ход событий без их искажений; 3. Вследствие пассивности наблюдателя требует значительных затрат времени





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.