Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные методологические принципы научной психологии






Психология - наука о закономерностях развития и функционирования психики как - особой формы жизнедеятельности.

Выделяют два типа методологических проблем:

1. Собственно-методологические (проблема предмета психологии).

2. Содержательно-методологические:

• Проблемы личности;

• Проблемы мышления:

• Проблемы деятельности;

• Проблема средств.

 

1) Проблема соотношения биологического и социального

2) Проблема соотношения обучения и развития

3) Проблема развития знаковых функций сознания

4) Проблема ведущей деятельности

5) Проблема предмета психологии

6) Проблема личности

7) Проблема мышления (Чужой реферат)

Основные методологические принципы психологии:

  • признание детерминированности (причинной обусловленности) пси­хических явлений материальной действительностью;
  • генетический подход к психическим явлениям - исследование их в раз­витии;
  • признание неразрывной взаимосвязи психики и деятельности;
  • изучение психики человека с учетом взаимосвязи биологических и cо­циальных факторов.

Современная научная психология исходит из принципа психофизио­логического единства - сохраняя свое качественное своеобразие, психи­ка имеет материальную, нейрофизиологическую основу.

Но отражение мира в психике выходит за пределы явлений, происходя­щих в структурах мозга. Психика человека опосредствуется внешними взаимосвязями, характером деятельности человека, образом его жизне­деятельности. Психическая деятельность - не пассивный продукт мозга, а результат его активного взаимодействия с миром на социально-куль­турной основе. С переходом от биологической к общественно-исторической форме жизнедеятельности психика человека принципиально преобразуется, приобретает черты сознания и начинает опосредоваться общественно-историческим опытом человечества. Основным средством психической саморегуляции становится социально выработанная чело­веческая знаковая система - речь. Сознание человека, его психика становятся не биологическим, а историческим, социально обусловленным продуктом (9).

Методология науки — это система знаний о принципах построения, формах и способах организации научного по­знания, а также о способах установления степени достаточ­ной обоснованности и верифицированности знаний, полу­чаемых в процессе научного исследования естественных (природных) и социальных явлений.

Когда рассматриваются методологические основания со­временной научной психологии, часто собственно методо­логические проблемы смешиваются с проблемами теорети­ческими, с одной стороны, и с проблемами методическими, с другой стороны. Эти две группы проблем полезно разво­дить.

Методологические проблемы психологии, как правило, свя­зываются с поиском ответов на два центральных для психо­логии вопроса:

• Что выступает предметом исследования в психологии? Что такое психика?

• Как добиться научной достоверности и объективности знаний, получаемых в процессе исследования психиче­ских явлений?

Теоретические проблемы психологии, как и любой другой науки, возникают в связи с построением конкретных психо­логических теорий, направленных на объяснение опреде­ленной группы психических явлений, и с ответами на вопро­сы:

• Как объяснить особенности состава, структуры, функций, происхождения, формирования и развития различных психических явлений?

• Какие закономерные, причинно-следственные связи ле­жат в основе формирования, развития психических явле­ний?

Методические проблемы связаны с планированием, орга­низацией и анализом конкретных способов получения но­вых научных результатов, с ответами на вопросы:

• Какие существуют конкретные способы (методы) получе­ния новых научных данных?

• Как могут быть организованы конкретные условия и какие средства могут быть использованы для получения новых научных данных?

Как правило, выделяется три уровня методологического анализа научных исследований и получаемых результатов научных знаний: общефилософский, общенаучный и конк­ретно-научный.

Общефилософский уровень методологической ориенти­ровки определяется теми философскими позициями, кото­рые занимает ученый по отношению к изучаемым явлениям. Диапазон возможных стихийных или осознаваемых фило­софских позиций достаточно широк, и их последовательный анализ или обоснование требует от исследователя высокой философской культуры.

Общенаучный уровень методологической ориентировки обеспечивает обоснование тех критериев, в соответствии с которыми организация исследований и получаемые резуль­таты признаются научными и относительно верными для данного уровня развития познавательной деятельности.

Конкретно-научный уровень методологии обеспечивает ориентировку в организации научной деятельности и в ана­лизе научных знаний в рамках каждой конкретной науки (8).


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.