Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности финансов предприятий торговли.






Специфика финансов торговли (сферы товарного обращения) состоит в следующем:

  • предприятия и организации торговли являются связующим звеном между производством продукции и ее потреблением, способствуют завершению кругооборота общественного продукта;
  • в деятельности предприятий торговли сочетаются операции производственного характера (закупка, хранение, фасовка и т.д.) с непроизводственными, связанными со сменой собственников, т.е. непосредственно с реализацией продукции;
  • торговые предприятия в зависимости от характера их деятельности и назначения подразделяются на предприятия оптовой торговли и предприятия розничной торговли;
  • торговля не создает дополнительной потребительной стоимости. Стоимость увеличивается в результате затрат дополнительного общественного труда, что приводит к увеличению издержек обращения;
  • выручка от реализации товаров предприятий торговли поступает в налично-денежной форме, работники торговли несут личную материальную ответственность за сохранность имущества и денежных средств, что требует усиления финансового контроля;
  • финансовое состояние предприятий торговли зависит от оптимальности издержек обращения и длительности времени реализации товаров. Основными показателями торговой деятельности являются: товарооборот в денежном выражении, издержки обращения, валовой доход, прибыль и рентабельность;
  • применение ручного труда, отражающего низкий уровень механизации и технической вооруженности труда в торговле.

Особенности издержек обращения торговых предприятий
Издержки обращения в торговле представляют собой затраты общественного труда, выраженные в денежной форме и связаны с процессом движения товаров от мест производства до потребителя.
Издержки обращения отличаются от себестоимости тем, что в них отсутствует стоимость закупаемых товаров, т.к. предприятия торговли закупают уже произведенные товары, затрачивая средства лишь на их доведение до потребителя. Для планирования и учета издержек обращения используются следующая номенклатура статей:
- транспортные расходы;
- расходы на оплату труда;
- отчисления на социальные нужды;
- расходы на аренду и содержание зданий и помещений, оборудования и инвентаря;
- амортизация основных средств;
- расходы на ремонт основных средств;
- ремонт санитарной и специальной одежды, столового белья, посуды, приборов и др. малоценных и быстроизнашивающихся предметов;
- расходы на топливо, газ, электроэнергию;
- расходы на хранение, подборку, сортировку и упаковку товаров;
- расходы на рекламу;
- затраты по оплате процентов за пользование займом;
- потери товаров и технологические отходы;
- расходы на тару;
- прочие расходы.
На предприятиях торговли за счет отчислений, относимых на издержки обращения и производства, создаются следующие резервы:
- на оплату вознаграждений по итогам года и за выслугу лет;
- резерв на списание естественной убыли в пределах утвержденных норм;
- резерв на оплату отпусков;
- резерв на ремонт основных средств.

Факторы, влияющие на уровень издержек предприятий торговли:
- субъективные, непосредственно связанные с деятельностью предприятия - объем и структура товарооборота, использование собственно-го и заемного оборотного капитала, торговой площади, торгово-технического оборудования, транспортных средств, условия организации и оплаты труда работников и др.;
- объективные, к которым относятся изменения: розничных цен, тарифов на перевозки товаров различными видами транспорта, процентных ставок за пользование банковским кредитом, стоимости коммунальных услуг, арендной платы и др.
Источником финансирования издержек обращения является валовой доход.
Состав и структура основных и оборотных средств торговых предприятий
Предпринимательская деятельность в торговле связана с формирование и использованием основного и оборотного капитала, необходимого для продвижением, хранения и реализации товаров.
Основной капитал охватывает все объекты, предназначенные для постоянного пользования: основные средства, нематериальные активы и финансовые вложения.
Основные средства торгового предприятия состоят из:
- активной части, включающей торговое оборудование, машины, транспортные средства и т.д., удельный вес которых в структуре основных фондов по сравнению с промышленными предприятиями в три раза меньше и составляет 10%;
- пассивной части, включающей здания, помещения, сооружения и т.д., удельный вес которых составляет 80%.
Особенностью функционирования основных средств в торговле является их высокая стоимость, длительная эксплуатация, высокая производительность, экономичность и надежность. Затраты на воспроизводство основных средств производятся в форме капитальных вложений и финансируются из тех же источников, что и в промышленности.
Оборотные средства торговли представляют собой совокупность денежных средств, инвестированных в сферу обращения в качестве источника финансирования авансируемых торговыми предприятиями затрат на создание необходимых товарных запасов и совершение издержек обращения.
Оборотные средства по степени планирования подразделяются на:
- нормируемые, включающие запасы товаров, тары, топлива, сырья; денежные средства в кассах и пути; малоценные и быстроизнашивающиеся предметы; расходы будущих периодов.
- ненормируемые, включающие денежные средства на счетах в банках; средства в расчетах (дебиторы).
В структуре оборотных средств предприятий торговли наибольший удельный вес занимают товарные запасы (около 90%, что обусловлено рядом причин, связанных с особенностью торгового обслуживания:
- равномерностью процессов обращения;
- сезонностью производства и потребления;
- неравномерностью размещения производства и районов потребления;
- непредвиденными колебаниями спроса и ритма производства;
- преобразованием производственной продукции в торговую;
- необходимостью образования страховых резервов и др.
Товарные запасы представляются в абсолютных и относительных величинах измерения.
Абсолютные - выражаются в натуральных или стоимостных единицах.
Абсолютная величина постоянно меняется и зависит поступления и продажи товаров.
При анализе и планировании большое значение имеет соизмерение товарных запасов с товарооборотом. Этот показать - относительный, он характеризует величину товарного запаса, находящегося на предприятиях торговли на определенную дату и показывает, на сколько дней торговли хватит товарного запаса. Размеры товарных запасов связаны со скоростью обращения товаров. Ускорение времени обращения товаров способствует:
- повышению эффективности товарного обращения;
- непрерывности воспроизводственного процесса;
- повышению прибыли и рентабельности.
Оценка товарных запасов товаро-материальных ценностей (сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, тары, запасов) производится по фактической себестоимости, которая подвержена существенным колебаниям, вызванным изменением цен, стоимости услуг, расходов на транспортировку и др. составляющих себестоимости.

Конечным финансовым результатом деятельности торговых предприятий, как и в промышленности, является прибыль или убыток.

Валовой доход торгового предприятия представляет собой сумму всех доходов полученных как от реализации товаров, так и от оказания услуг по другим видам деятельности. Основная часть валового дохода формируется за счет разницы между розничной ценой без налога на добавленную стоимость и ценой приобретения товаров без налога на добавленную стоимость в виде торговых наценок.
Валовой доход определяется двумя методами - методом прямого счета и аналитическим. При определении валового дохода необходимо учитывать доходы от других видов деятельности и внереализационных операций.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.