Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Действие нормативных правовых актов во времени (порядок вступления в действие, прекращение действия). Обратная сила закона.






Прежде всего, обратим внимание на то, что выяснение особенностей действия норма­тивно-правовых актов во времени имеет важное значение и для теории права, и для юридической практики. От правильного решения этого во­проса часто зависит, какой закон - новый или старый - будет применяться к конкретным отношениям, как будут осуществляться его предписания.

Определение времени начала действия нормативного правового акта связано с его опубликованием, т. е. помещением текста в официальном издании. В этой связи обратим внимание на содержание ч. 3 ст. 15 Кон­ституции РФ. Здесь сказано: «Законы подлежат официальному опублико­ванию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официаль­но для всеобщего сведения».

Теория и правореализующая деятельность позволяет констатировать, что в Российской Федерации нормативно-правовые акты вступают в силу одним из следующих способов:

1. В результате указания в тексте нормативного правового акта либо в сопутствующем документе момента (календарная дата), с которого юри­дический документ вводится в действие. В частности, такой порядок вступления в силу предусматривается для кодифицированных актов.

2. В результате указания на иные обстоятельства, с которыми связы­вается вступление в законную силу нормативного документа

3. Поэтапное введение в действие нормативного правового акта. При этом этапы (периоды) обозначаются либо определенными сроками, либо связываются с наступлением условий, обозначенных в юридическом до­кументе.

4. Введение в действие нормативного документа с момента его приня­тия. Это относится, прежде всего, к постановлениям Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания.

5..Введение в действие со дня его подписания должностным лицом. Так, с момента подписания приобретают юридическую силу акты Прези­дента РФ, содержащие секретную или конфиденциальную информацию.

6. С момента получения соответствующим органом нормативно-правового акта. Имеется в виду то, что некоторые виды нормативно-правовых актов не подлежат официальному опубликованию, а направля­ются соответствующим органам власти и управления.

7. В результате применения общих правил. В РФ такие правила предусмотрены Федеральным законом от 14 июня 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу феде­ральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания».

8.Нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, имеющие нормативный характер и нормативные акты Правительства Рос­сийской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности чело­века и гражданина, устанавливающие правовой статус Федеральных органов исполнительной власти и организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их официального опубликования.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Фе­дерации по истечении десяти дней после их официального опубликования.

9.Некоторые ведомственные нормативные правовые акты вступают в силу со дня присвоения им порядкового номера государственной регистра­ции, если в самом акте не указан более поздний срок начала их действия.

Порядок вступления в силу правовых актов субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления определяется ими самостоя­тельно.

Прекращение действия НПА в РФ происходит в результате следующих обстоятельств:

1) в результате истечения срока действия НПА, который заранее указывается в самом акте (например о введении чрезвычайного или военного положения на к-л территории);

2) официальная отмена, т.е. объявление об утрате силы НПА;

3) принятие управомоченным органом нового законодательного акта, регулирующего тот же круг общественных отношений;

4) НПА теряет свою силу в связи с исчезновением обстоятельств, на которые он был рассчитан (устаревание – например советы народных депутатов прекратили свою деятельность, а с ними соответствующие НПА).

Обратная сила закона. По общему правилу, законы и другие норма­тивные правовые акты не имеют обратной силы. Они действуют только в отношении тех обстоятельств и случаев, которые возникли после введе­ния его в действие. На общественные отношения и связанные с ними фак­ты, которые возникли и сложились до вступления закона либо иного нор­мативного акта в силу, содержащиеся в них нормы не распространяются.

Вместе с тем, существуют два исключения из этого общего правила. Во-первых, обратную силу приобретает закон, если это прямо преду­смотрено самим законом.

Во-вторых, обратную силу приобретает закон, если он устраняет или смягчает ответственность за совершенное правонарушение.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.