Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формы и методы реализации функ-ии гос-ва.






Формы реализации функций государства показывают, какое внешнее выражение приобретает деятельность государства, как она оформлена. Методы представляют собой способы, средства, приемы, используемые при функционировании государства.

Различаются правовые и организационные формы реализации функций государства. По ним проходят обучающие курсы и семинары. В правовых формах отражаются связь государства и права, обязанность государства действовать при выполнении своих функций на основе права и в рамках закона. Кроме того, они показывают, как государственные органы и должностные лица работают, какие юридические действия они совершают. Обычно выделяют три правовые формы осуществления функций государства — правотворческую, правоисполнительскую и правоохранительную.

Правотворческая деятельность — это подготовка и издание нормативно-правовых актов, без которых реализация других функций государства практически невозможна. Например, как осуществлять социальную функцию без кодифицированного социального законодательства, социального права?

От правоисполнительской деятельности зависит тот факт, будут ли законы и другие нормативные акты реализованы или они останутся лишь благими пожеланиями законодателя. Основное бремя по исполнению правовых норм лежит на органах управления (исполнительно-распорядительных органах), возглавляемых правительством страны.

Правоохранительная деятельность, т. е. властная оперативная и правоприменительная деятельность по охране правопорядка, прав и свобод граждан и т.д., включает в себя принятие мер по предупреждению правонарушений, разрешение юридических дел, привлечение к юридической ответственности и др.

В наше время возрастает роль договорной формы в осуществлении функций государства. Это обусловлено развитием рыночной экономики и децентрализацией государственного управления. Сейчас государственно-властные решения органов государства все больше сочетаются с договорной формой, структурами гражданского общества и гражданами.
Организационные формы (организационно-регламентирующая, орг-хозяйственная, организационно-идеологическая) являются необходимыми и правомерными, но не связаны с юридически значимыми действиями, влекущими за собой правовые последствия.
≈ экономические (дотации, госзаказы, кредитование, регулирование цен и др.),

≈ политические (согласование позиций различных политических течений, международные переговоры и пр.),

≈ идеологические (обращения к населению, призывы и т.п.),

≈ организационные (планирование, программирование, контроль и др.).

Методы осуществления функций государства - пути, средства, конкретные способы и средства воздействия государственных органов на юридических и физических лиц с целью решения стоящих перед государством задач. Деляться по мнению профессора Морозовой на административные и экономические (прогнозирование, планирование, льготное кредитование и инвестирование, государственные субсидии, защита потребителей и др.)

1) метод убеждения - такие специфические средства, посредством которых властвующий субъект воздействует на общественное или индивидуальное сознание, способствует его формированию (обоснование, объяснение, обсуждение, демонстрация определенного примера, • реклама, агитация, пропаганда; • личный пример; • награды; • экономические и налоговые льготы; • материальное поощрение; • смягчение наказания и освобождение от юридической ответственности и др.).

2) метод принуждения - использование в пределах правовых предписаний средств государственного воздействия в отношении физических лиц и организаций, допустивших нарушения требований законности.

3) метод рекомендательный - разъяснительные и иные средства, ориентирующие лиц (индивидов, организаций) на конкретный вариант поведения или действий, желательных с точки зрения государства;

4) метод поощрения - средства, побуждающие определенных лиц следовать тому или иному варианту поведения путем использования стимулирующих (моральных или материальных) средств;

5) метод информационного влияния на общество - оповещение населения о принятых нормативных правовых актах, государственных решениях и т.д.

6) метод нормативно-правового регулирования. Используя этот метод, государство закрепляет конкретные права и обязанности участников общественных отношений в законодательных актах.

7) метод надзора и контроля за соблюдением правовых норм, установленных стандартов и принятых в данном государстве.

 

22. Механизм государства: понятие, признаки, структура Механизм гос — это сис гос органов, призванных выполнять задачи и функции государства. Механизм госесть та реальная организационная и материальная сила, располагая которой, гос осуществляет власть, про­водит ту или иную политику. В юр науке понятия «механизм государства» и «го­с аппарат» обычно упот-ся как синонимы, хотя сущ точка зрения, согласно которой под гос аппаратом понимается система органов, непосредственно занимающихся упр деят-ью и наделенных для этого властными полномочиями, а в понятие «механизм государ­ства» включаются также «матер придатки» гос аппарата (вооруженные силы, полиция, исправ-тру­д учреждения и т.д.), опираясь на кот гос аппарат осуществляет свою деятельность.

Харак черты механизма государства: он представляет собой систему, т.е. упорядоченную сов-ть гос органов; целостность его обесп-ся едиными целями и задачами; его основным элементом выступают госуд ор­ганы; он является той организ и матер силой (ры­чагом), с помощью которой государство осуществляет власть, достигает конкр результатов.

Механизм соврем гос-ва отличается высокой степе­нью сложности, многообразием составляющих его частей, блоков, подсистем. Под структурой механизма гос-ва понимают его внутреннее строение, порядок расположения его звеньев-элемен­тов, их соподчиненность, соотношение и взаимосвязь. Структура механизма государства включает в себя: 1) гос органы, которые находятся в тесной взаи­мосвязи и соподчиненности при осущ своих непоср властных функций. Особ-ю гос органов является то, что они обладают гос-власт полномочиями, т.е. такими средствами, ресурсами и возможностями, которые связаны с силой государства, с принятием общеобяз управл-х ре­шений (парламент, президент, правительство, министерства, ве­домства, гос комитеты, губернаторы, администра­ции краев и областей и т.п.);

2) гос орг-и — это такие подразделения механизма гос (его «материальные придатки»), которые призваны осуществлять охранит деятельность данного го­сударства (вооруженные силы, службы безопасности, милиция, и т.п.); 3) гос учреждения — это такие подразделения ме­ханизма гос, которые властными полномочиями (за исключением их администраций) не обладают, а осуществляют непо­сред практ деятельность по выполнению функ­ций государства в соц, культ, воспитательно-образо­в, научной сферах (библиотека, поликлиника, больница,
почта, телеграф, научно-исслед институт, вуз, школа, театр и т.д.); 4) гос пред-я — это такие подразделения механизма государства, которые тоже власт полномочиями (за искл их администраций) не обладают, а осуществляют хоз-экон деятельность, производят продук­цию либо обеспечивают производство, выполняют различные ра­боты и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения по­требностей общества, извлечения прибыли (речь может идти о ка­зенных заводах, фабриках и пр.); 5)гос служащих (чиновников), специально зани­мающихся управлением. Гос служащие различают­ся по своему правовому положению в механизме государства. В за­в от полномочий они могут подразделяться на следующие виды: а) лица, занимающие должности, связанные с непосредст­венным исполнением полномочий гос органа (депу­таты, президент, глава правительства, министры и др.); б)лица, занимающие должности для непосредственного обеспечения пол­номочий вышеназванных служащих (помощники, консультанты, советники и др.); в) лица, занимающие должности, учреждаемые гос органами для исполнения и обеспечения полно­мочий этих органов (референты, специалисты, руководители структурных подразделений аппарата и др.); г) лица, не обладающие распоряд полномочиями (врачи в гос лечеб заведениях, преподаватели вузов, иные служащие, которые получают заработную плату за счет государственного бюд­жета);

6) орган и фин средства, а также принуди­тельную силу, необходимых для обеспечения деятельности госу­дарственного аппарата. Механизм государства и его структура не остаются неизменны­ми. Они постоянно изменяются, соверш-ся. На них оказы­вают свое влияние как внутренние (культурно-ист, на­ц-психологические, рел-нравственные особен­ности, терр размеры страны, уровень экон развития, соотношение полит сил и пр.), так и внешние (международная обстановка, характер взаимоотношений государ­ства с другими государствами и т.п.) факторы. В частности, если государство имеет большую территорию (например, как РФ), то и система управления им будет соответ, включающей сложную структуру механизма гос (об­щефед органы гос власти и управления и органы государственной власти и управления субъектов федера­ции); в условиях войны возрастает роль армии, спецслужб, воен­ных предприятий и т.п.; в условиях высокого уровня преступнос­ти, коррупции и других негативных «болезненных» явлений в об­щес организме особое значение приобретают правоохрани­тельные органы, специально предназ для «хирургичес­кого» вмешательства и нейтрализации этих «болезней»; в услови­ях духовного кризиса на первое место должны выдвигаться науч­ные, воспит-образ подразделения, учреждения культуры и т.д.

23. Гос орган: понятие, виды, компетенция. Анализ государства с позиций его механизма позволяет вы­явить место и роль каждого элемента в системе гос властвования, определить его опт структуру, иерархи­ческие связи с иными элементами и т.п. В то же время каждый элемент, рассмат как составляющая единого механизма, выступает в виде органической и достаточно самостй части целого, то есть явления, обладающего опр автономными качествами и свойствами, что позволя­ет полнее выявить его природу и назначение. Первейшим элементом, своего рода «кирпичиком» всего «зда­ния» механизма гос выступает гос орган.

Орган государства — это звено гос аппарата, уча­ствующее в осущ опр функций гос и наделенное в этой связи властными полномочиями. Признаки органа государства: 1)предс собой самос элемент механизма го­с, выступая неотъемлемой частью единого гос организма, занимая в нем свое специфическое место; 2)действует от имени гос документов (Конституции, законов и подзак актов); 4) выполняет свойственные только ему задачи и функции, ис­пользуя для этого соотв формы и методы; 5) наделен в этой связи властными полномочиями (комплексом прав и обязанностей), в том числе возможностью применения в случае необ-и мер принуждения; 6)состоит из госслужащих и соотв подразд (отделы, управления, аппарат, канцелярии и пр.), скрепл единством целей, ради достижения которых образо­ваны; 7) имеет соотв мат базу (здание, транс­порт, оргтехнику и пр.) и фин средства (расч счет в банке, необходимые денежные ресурсы), кот требуются для осущ его компетенции. Компетенция (круг ведения) — это сов законодательно закр полномочий (прав и обязан), предост конкретному органу или долж лицу в целях надл выполнения им опр круга гос или общес-значимых задач и осущ соотв-х функций; 8) осуществляют свою компетенцию тремя способами: путем принятия норм актов (предписаний общего характера); путем принятия правопр актов (предписаний индив характера); путем конкретно-организационной деятельности; 9) в процессе реализации имущ прав выступает в ка­честве юр лица, т.е. может отвечать по своим обязатель­ствам вверены ему имуществом, а также от своего имени приобре­тать и осуществлять имущ и личные неимущ права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде; 10)осущ свою деятельность на опр террито­рии

Классификация гос органов:

• по порядку образования органы государства классиф на органы, избираемые непосредственно народом (Пре­зидент РФ, Гос Дума РФ, законод ор­ганы субъектов Федерации) и органы, формируемые други­ми гос органами (Правительство РФ, Консти­туционный Суд РФ и пр.); - по форме реализации гос деятельности — на за­конодательные (представительные), испол-распо­рядительные, судебные, контрольно-надзорные органы. За­кон органы (Федеральное Собрание РФ, Саратов­ская областная дума, Пензенское представительное собрание
и т.д.) призваны непосредвыражать в законах волю и интересы общества (здесь важно иметь в виду, что понятие «представительные органы» и «законод органы» не совпадают по объему. Соотношение между ними такое — вся­кий законод орган является одновременно предста­вительным, но не всякий предст орган может вы­ступать в качестве закон, например, созванное констит совещание может быть признано предста­вит органом, но не законод); испол-распор органы (Правительство РФ, министер­ства, ведомства, гос комитеты, администрации краев и областей и т.п.) призваны обеспечивать реализацию принятых законов и подзаконных актов; судебные органы (конституционные, суды общей юрисдикции, военные, ар­битражные суды) призваны осуществлять правосудие, рас­сматривать имущ споры физ и юр лиц, обеспечивать защиту прав и свобод человека и граж­данина; контрольно-надзорные органы (прокуратура, орга­ны горного и пром надзора, органы надзора по ядерной и радиационной безопасности); -- по принципу разделения властей — на зак-е (Фе­д Собрание РФ, состоящее из Гос Думы и Совета Федерации; республиканские и областные за­кон структуры), испол (Правительст­во РФ, министерства, ведомства, гос комитеты
РФ, регион правительства, администрации и т.п.) и судебные (Конституционный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Верховный Суд РФ, соот суды субъектов РФ); -- по иерархии — на фед (Президент РФ, Генеральная прокуратура РФ и т.п.), респуб (Президент Татар­стана, Башкортостана, Ингушетии, министерство внутрен­них дел Дагестана и т.д.) местные (губернатор Астраханской области, правительство Пензенской области, прокуратура Саратовской области и т.п.);

• по характеру подчиненности — на органы исключительно «вертикального» подчинения (прокуратура, суд и т.п.) и ор­ганы «двойного» («вертикально-горизонтального» подчине­ния (милиция, государственные банки и т.д.);

• по срокам полномочий — на постоянные, которые создаются без ограничения срока действия (например, прокуратура, милиция, суд) и временные, которые создаются для достиже­ния краткосрочных целей (временная администрация в усло­виях режима чрезв положения);

• по способу принятия решений — на коллегиальные (Гос Дума РФ, Правительство Саратовской области и т.д.) и единоначальные (Президент РФ, министр, губернатор и т.п.);

• по правовым формам деятельности — на правотворческие (Совет Федерации РФ, Правительство РФ), правопримени­тельные (Министерство образования РФ, управление юсти­ции Пензенской области) и правоохранительные (таможенные органы и т.д.);

• по характеру компетенции — на органы общей компетен­ции, которые в пределах своих полномочий принимают ре­шения по любым вопросам (Федеральное Собрание РФ, Пра­вительство РФ и др.), и специальной компетенции, которые осуществляют деят-ть в какой-либо одной сфере общ жизни (министерства, ведомства, гос комитеты и пр.) и т.п.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.