Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Прогнозирование чрезвычайных ситуаций






Опасность ЧС техногенного характера для населения и территорий может возникнуть в случае аварий:

1. на потенциально опасных объектах, на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся и транспортируются пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества;

2. на установках, складах, хранилищах, инженерных сооружениях и коммуникациях, разрушение (повреждение) которых может привести к нарушению нормальной жизнедеятельности людей (прекращению обеспечения водой, газом, теплом, электроэнергией, затоплению жилых массивов, выходу из строя систем канализации и очистки сточных вод).

При прогнозировании ЧС определяются:

1. показатели степени риска для населения в связи с возможными авариями на потенциально опасных объектах (потенциальный риск, коллективный риск, индивидуальный риск, риск нанесения материального ущерба);

2. опасность, кот. представляет ЧС техногенного характера в общем (интегральном) риске ЧС.

Для установления степени риска чрезвычайных ситуаций техногенного характера определяются:

1. расчетные сценарии возможных крупных аварий, приводящих к чрезвычайным ситуациям (условия возникновения, поражающие факторы, продолжительность их воздействия и масштабы);

2. частоты или вероятности возникновения ЧС по каждому из выбранных расчетных сценариев;

3. границы зон, в пределах которых может осуществляться поражающее воздействие источника ЧС;

4. распределение людей (производственного персонала и населения) на территории, в пределах которой может осуществляться поражающее воздействие источника чрезвычайной ситуации.

Определение степени риска ЧС техногенного характера производится на основе нормативно-методической документации в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, защиты населения и территорий от их воздействия.

В основу организации взаимодействия субъектов РФ при прогнозировании ЧС должны быть положены:

1. существующая структура построения функциональных и территориальных подсистем РСЧС;

2. документы, определяющие порядок сбора и обмена информацией в сфере прогнозирования ЧС.

По результатам прогнозирования чрезвычайных ситуаций техногенного характера потенциально опасные объекты подразделяются по степени опасности в зависимости от масштабов возникающих чрезвычайных ситуаций на пять классов:

1 класс – потенц. опасные объекты, аварии на кот. могут явл-ся источниками возник. федер. и/или трансгранич. ЧС;

2 класс – потенц. опасные объекты, аварии на кот. могут явл-ся источниками возникн. регион-ных ЧС;

3 класс – потенц. опасные объекты, аварии на кот. могут явл-ся источниками возникн. территор-ных ЧС;

4 класс – потенц. опасные объекты, аварии на кот. могут явл-я источниками возникн. местных ЧС;

5 класс – потенц. опасные объекты, аварии на кот. могут явл-ся источниками возникн. локальных ЧС.

Организация прогнозирования ЧС на федеральном уровне осуществляется МЧС России и координируется Правительственной комиссией по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пож. безопасности, а также ведомственными комиссиями по ЧС в федер. органах исполнительной власти, на региональном уровне (охватывающем территории нескольких субъектов РФ)- региональными центрами по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий, на уровне субъекта РФ - комиссиями по чрезвычайным ситуациям субъектов РФ, на объектовом уровне - органами по делам ГО и ЧС и комиссиями по чрезвычайным ситуациям объектов.

Система прогнозирования чрезвычайных ситуаций на федеральном уровне предусматривает:

- организацию взаимодействия между различными функциональными подсистемами РСЧС (представление в МЧС России сведений о состоянии обстановки на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, принятых мерах по защите населения, предупреждению чрезвычайных ситуаций и снижению риска их возникновения, мерах по повышению готовности сил и средств, предназначенных для локализации и ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций и планах их действий);

- организацию обмена оперативными сводками между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ и регламентацию форм отчетности об авариях и чрезвычайных ситуациях в пределах всех регионов РФ (ежесуточных, ежемесячных, ежеквартальных и др.);

- создание в органах исполнительной власти субъектов РФ, МЧС России и других федеральных органах исполнительной власти необходимых банков данных по прогнозированию чрезвычайных ситуаций;

- создание пакетов необходимой научно-технической и методической документации федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ по прогнозированию чрезвычайных ситуаций;

- анализ принятых технических решений по предупреждению и прогнозированию чрезвычайных ситуаций на объектовом, местном, территориальном, региональном и федеральном уровнях;

- разработку методик вариантных прогнозов возникновения, развития и ликвидации последствий ЧС.

Организация оповещения и информации населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях.

Под оповещением понимают доведение до органов повседневного управления, сил и средств РСЧС и населения сигналов оповещения и соответствующей информации о чрезвычайной ситуации через систему оповещения РСЧС. Применяют ручной и автоматизированный способы оповещения. Ручной способ заключается в передаче специальной телеграммы с пункта управления ГОЧС по гос. каналам связи телеграфистами Министерства связи. Оповещение автоматиз. способом осущ-ют по гос. каналам связи с исп-нием спец. аппаратуры и технических средств.

Система оповещения и информирования РСЧС обеспечивает доведение сигналов и информации по каналам телефонной связи до региональных центров ГОЧС, а по радиовещательной сети — до органов управления ГОЧС субъектов РФ. В качестве средств оповещения используют звуковые излучатели (электросирены), сети радио-, теле- и проводного вещания.

Структура системы оповещения в РФ:

· федеральная система оповещения - МЧС России;

· межрегиональная система оповещения - соответствующий региональным центром МЧС России;

· региональная система оповещения - орган исполнительной власти соответствующего субъекта РФ;

· муниципальная система оповещения - соответствующий органом местного самоуправления;

· локальная система оповещения - руководитель организации, эксплуатирующей потенциально опасный объект;

Кроме этого, можно применять вспомогательные средства оповещения на ограниченных территориях: сирены ручного привода, электромегафоны, подвижные звукоусилительные станции. На шумных производствах и в лечебных учреждениях могут быть установлены световые табло (транспаранты) с текстами поступивших сигналов и команд. В качестве вспомогательных средств возможно использование гудков производственных предприятий и звуковых сигналов транспортных средств.

Для обеспечения своевременности и надежности оповещение населения в чрезвычайных ситуациях производят в следующем порядке:

ü для привлечения внимания людей перед передачей речевой информации включают электросирены, производственные гудки и другие сигнальные средства. Это означает подачу предупредительного сигнала «Внимание всем!», по которому необходимо включить радио, телевизионные приемники, громкоговорители;

ü по этому сигналу немедленно приводят в готовность радиотрансляционные узлы, радиовещательные и телевизионные станции, сети наружной звукофикации;

ü до населения доводят соответствующие сообщения и указания по средствам проводного, радио- и телевещания.

Типовые тексты информации для населения в чрезвычайных ситуациях заранее разработаны органами управления ГОЧС и записаны на магнитные носители на русском и национальных языках.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.