Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие иных мер уголовно-правового характера






Вопрос о понятии и содержании иных мер уголовно-правового характера относится к числу дискуссионных и недостаточно разработанных в теории отечественного уголовного права. Несмотря на то что это понятие содержится в нескольких статьях Общей части УК РФ (ч. 2 ст. 2, ст. 6, 7), за редким исключением (См.: Российское уголовное право: Курс лекций/Под ред. А.И. Коробеева. Владивосток, 1999. Т. 2. С. 3 – 8; Уголовное право России. Общая часть: Учебник/Под ред. И.Э. Звечаровского. М., 2004. С. 320) в учебниках и иной учебной литературе по уголовному праву предметно оно не анализируется. В связи с изменением названия разд. VI УК РФ и дополнения его гл. 15! «Конфискация имущества» в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 153-ФЗ требуется более основательно рассмотреть вопрос о понятии, содержании и видах иных мер уголовно-правового характера.

Традиционно понятие «иные меры уголовно-правового характера» упоминается при анализе понятия «уголовная ответственность» и сопоставлении его с понятием наказания. При этом речь идет о формах реализации уголовной ответственности, к которым помимо собственно уголовного наказания относятся любые другие способы (меры) уголовно-правового принуждения (воздействия) к лицам, совершившим преступления, либо не являющиеся преступлениями общественно опасные деяния, предусмотренные в Особенной части УК РФ. Это обоснованно, поскольку в вышеназванных положениях Кодекса (ч. 2 ст. 2, ст. 6, 7) иные меры уголовно-правового характера упоминаются наряду с наказанием, которое, будучи по своей сути репрессивной, принудительной мерой, безусловно, выступает естественной (типичной) формой реализации уголовной ответственности, обеспечивая реализацию задач, стоящих перед уголовным законом. Так, в ч. 2 ст. 2 УК РФ сказано, что для осуществления своих задач «Кодекс устанавливает основание и принципы уголовной ответственности, определяет, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями, и устанавливает виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений» (выделено нами.– Авт.). Раскрывая содержание принципов справедливости (ст. 6 УК РФ) и гуманизма (ст. 7 УК РФ), которые в своей основе определяют использование уголовной репрессии в борьбе с преступностью, законодатель наряду с наказанием также упоминает о свойственных УК РФ иных мерах уголовно-правового характера.

Таким образом, по мысли законодателя, выраженной в букве уголовного закона, иные меры уголовно-правового характера призваны дополнять уголовное наказание, выступать своеобразной его альтернативой, выполняя при этом его функцию, либо в установленных УК РФ случаях быть неким аналогом, заменителем государственного принуждения, реализуемого в форме уголовного наказания в связи с совершением общественно опасных деяний (преступлений).

Иной позиции по данному вопросу придерживаются авторы учебника «Уголовное право России. Общая часть» (под ред. профессора И.Э. Звечаровского). По их мнению, иные меры уголовно-правового характера – это такие, применение которых влечет изменение уголовно-правового статуса лица, обусловленное уголовно-правовым преступным и даже непреступным его поведением. Речь при этом преимущественно идет не столько о самостоятельных мерах принуждения, альтернативных уголовному наказанию и применяемых судом в связи с рассмотрением уголовного дела, сколько об уголовно-правовых последствиях, вытекающих из освобождения лица, совершившего преступление, от уголовной ответственности, а осужденного – от наказания, об институтах замены наказания более мягким или более строгим наказанием и даже о погашении (снятии) судимости (См.: Уголовное право России. Общая часть: Учебник/Под ред. П.Э. Звечаровского. С. 324.). В этой связи принудительные меры воспитательного воздействия, применяемые к несовершеннолетним (ч. 2 ст. 90, ч. 2 ст. 92 УК РФ), упомянуты лишь вскользь, а принудительные меры медицинского характера и вовсе не отнесены к разряду иных мер уголовно-правового характера.

Представляется, что такая точка зрения необоснованно сужает содержание иных мер уголовно-правового характера, которые законодатель согласно ч. 2 ст. 2 УК РФ ставит в один ряд с уголовным наказанием при фиксации в УК РФ уголовно-правового механизма охраны интересов личности, общества и государства.

1. Принудительные меры медицинского характера представляют собой осуществляемое помимо воли заинтересованного лица психиатрическое лечение, назначаемое судом на основании заключения судебно-психиатрической экспертизы лицам, страдающим психическими расстройствами, совершившим деяния, предусмотренные Особенной частью УК, а также к алкоголикам и наркоманам, признанным виновными в совершении преступления.

В УК РФ 1996 г. определены основания назначения принудительных мер медицинского характера. Согласно ст. 97 к ним относятся: а) совершение деяния, предусмотренного Особенной частью УК и б) определенными категориями лиц. К числу таких лиц относятся, во-первых, те, которые признаны невменяемыми. Эти лица в силу болезненного состояния психики не способны осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими. Применение наказания к лицам, признанным невменяемыми, было бы несправедливым и нецелесообразным, т.к. своих целей наказание в данном случае не достигает.

Во-вторых, принудительные меры медицинского характера применяются к лицам, которые совершили преступление в состоянии вменяемости, а затем до суда, во время судебного разбирательства либо в период исполнения наказания заболели психическим расстройством, делающим невозможным назначение или исполнение в отношении них наказания.

В-третьих, принудительные меры медицинского характера применяются к лицам, совершившим преступление в состоянии психического расстройства, не исключающего вменяемости (ст. 22 УК РФ). Такие лица подлежат уголовной ответственности и наказанию, однако их психическое состояние учитывается судом при назначении наказания и может служить основанием для назначения принудительных мер медицинского характера. Принудительное лечение психического расстройства применяется к указанным лицам наряду с уголовным наказанием. Осужденным к лишению свободы - в местах лишения свободы, а осужденным к иным наказаниям - в учреждениях органов здравоохранения оказывается амбулаторная психиатрическая помощь.

В-четвертых, категорией лиц, к которым применяются принудительные меры медицинского характера, являются лица, совершившие преступление во вменяемом состоянии, но нуждающиеся в принудительном лечении от алкоголизма или наркомании, которое применяется к ним наряду с уголовным наказанием.

Принудительные меры медицинского характера четырем указанным категориям лиц назначаются только в случае, когда психические расстройства связаны с возможностью причинения этими лицами иного существенного вреда либо с опасностью для себя или других лиц (ч. 2 ст. 97 УК РФ). Если перечисленные выше лица по своему психическому состоянию не представляют опасности для себя или других лиц, суд может принять решение о нецелесообразности применения к ним принудительных мер медицинского характера и передать необходимые материалы о состоянии их здоровья в органы здравоохранения для решения вопроса о добровольном лечении таких лиц.

В УК РФ сформулированы цели применения принудительных мер медицинского характера. К ним относятся, во-первых, излечение психических расстройств, которыми страдают лица, совершившие общественно опасное деяние, или такое улучшение их психического состояния, при котором они перестают представлять общественную опасность; во-вторых, предупреждение совершения такими лицами новых деяний, предусмотренных статьями Особенной части УК.

В отличие от наказания суд, назначив принудительные меры медицинского характера, не устанавливает их продолжительность, т. к. не в состоянии определить срок, необходимый для излечения или улучшения состояния здоровья лица.

Условия и порядок исполнения принудительных мер медицинского характера определяются уголовно-процессуальным законодательством, Законом РФ " О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" от 2 июля 1992 г., ведомственными актами органов здравоохранения.

2. Действующий УК называет следующие четыре вида принудительных мер медицинского характера (ст. 99):

1) амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра;

2) принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа;

3) принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа;

4) принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением.

Критерием выбора судом вида принудительной меры медицинского характера является психическое состояние больного, определяющее его опасность для себя или других лиц, возможность повторного совершения общественно опасных поступков.

Амбулаторное принудительное лечение и лечение у психиатра может быть назначено при наличии оснований для применения принудительных мер медицинского характера, если лицо по своему психическому состоянию не нуждается в помещении в психиатрический стационар (ст. 100 УК РФ). Амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра предполагает регулярное наблюдение лица врачом учреждения, осуществляющего амбулаторную психиатрическую помощь по месту жительства больного или по месту отбывания наказания. В случае изменения психического состояния лица, требующего его стационарного лечения, судом по представлению комиссии психиатров может быть изменен вид этой принудительной меры на принудительное лечение в стационаре.

Принудительное лечение в психиатрическом стационаре может быть назначено лицу при наличии оснований применения принудительных мер медицинского характера, если психическое расстройство лица требует таких условий лечения, ухода, содержания и наблюдения, которые могут осуществляться только в психиатрическом стационаре (ч. 1 ст. 101 УК).

Законодательство предусматривает три варианта проведения принудительного лечения: в психиатрических стационарах общего типа, специализированных и специализированных с интенсивным наблюдением. Вопрос о выборе типа стационара, необходимого в каждом конкретном случае, решается судом с учетом критерия обеспечения безопасности госпитализированного лица и других лиц при соблюдении его прав и законных интересов.

3. В процессе исполнения принудительных мер медицинского характера возникает необходимость их продления, изменения и прекращения. Эти вопросы, согласно ст. 102 УК РФ, решает суд по представлению администрации учреждения, осуществляющего принудительное лечение. В УК подчеркивается ведущая роль судебного контроля не только при назначении принудительных мер, но и на протяжении всего процесса их осуществления.

Конфискация имущества как вид уголовного наказания известна истории всех уголовных законодательств с древнейших времен. В отечественном уголовном праве она встречается со времен Русской Правды. Весьма распространена была конфискация имущества в советском уголовном праве. Законодательство зарубежных буржуазных государств со времен Великой французской революции негативно относилось к использованию данной меры наказания, хотя, как и в России, периоды ее полного исключения из системы наказаний сменялись периодами признания се целесообразности и возвращения в систему наказаний в том или ином виде.

Конфискация имущества первоначально предусматривалась и УК РФ 1996 г. как дополнительное наказание, которое состояло в принудительном безвозмездном изъятии в собственность государства всего или части имущества, являющегося собственностью осужденного, и применялось только в случаях, предусмотренных санкциями статей Особенной части УК за тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные из корыстных побуждений (ст. 52 УК). Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ конфискация имущества как вид уголовного наказания была исключена из УК, что, по мнению многих специалистов, значительно снизило превентивную роль закона в борьбе с организованной преступностью, коррупцией, другими наиболее тяжкими видами преступлений, поскольку сделало практически невозможным изъятие доходов, полученных преступным путем, и воздействие на экономические основы преступности.

Сохраненная в уголовно-процессуальном законодательстве (п. 4 ч. 3 ст. 81 УПК), так называемая специальная конфискация «имущества, денег и иных ценностей, полученных в результате преступных действий либо нажитых преступным путем» проблемы не решает: чтобы добраться до указанного имущества, следствие должно доказать не только вину владельца, но и незаконное происхождение денег и ценностей.

Возможность конфискации преступно нажитого имущества предусмотрена законодательством многих стран, эта мера является одним из самых эффективных правовых инструментов противодействия преступности. В отношении ряда преступлений она предусмотрена соглашениями в рамках ООН, в некоторых из них участвует и Россия. Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 153-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона " О ратификации конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма" и Федерального закона " О противодействии терроризму"» раздел VI УК назван «Иные меры уголовно-правового характера» и дополнен гл. 15 «Конфискация имущества». Новая глава включает три статьи (1041-1043), нормы которых регулируют условия и порядок применения конфискации имущества как «иной меры уголовно-правового характера».

Согласно ст. 1041 УК конфискация имущества есть принудительное безвозмездное изъятие и обращение в собственность государства на основании обвинительного приговора суда следующего имущества:

§ денег, ценностей и иного имущества, полученных в результате совершения преступлений, предусмотренных ч. 2-4 ст. 105 УК (убийство при квалифицирующих признаках), ч. 2 ст. 111 УК (причинение тяжкого вреда здоровью при квалифицирующих признаках), ч. 2 ст. 126 УК (похищение человека), ст. 1271 УК ТОРГОВЛЯ людьми), ст. 205 УК (терроризм), ст. 206 УК (захват заложника), ст. 209 УК (бандитизм), ст. 278 УК (насильственный захват власти) и другими статьями УК, или являющихся предметом незаконного перемещения через таможенную фаницу РФ, ответственность за которое установлена ст. 188 УК, и любых доходов от этого имущества, за исключением имущества и доходов от него, подлежащих возвращению законному владельцу;

§ денег, ценностей и иного имущества, в которые имущество, полученное в результате совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных указанными в п. «а» статьями, и доходы от этого имущества были частично или полностью превращены или преобразованы;

§ денег, ценностей и иного имущества, используемых или предназначенных для финансирования терроризма, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации);

§ орудий, оборудования или иных средств совершения преступления, принадлежащих обвиняемому (ч. 1 ст. 1041 УК).

Такая мера подлежит применению только в случаях совершения перечисленных видов преступлений и при условии доказанности связи соответствующих денег, ценностей и иного имущества с совершением преступления.

Если имущество, полученное в результате совершения преступления, и (или) доходы от этого имущества были приобщены к имуществу, приобретенному законным путем, конфискации подлежит та часть этого имущества, которая соответствует стоимости приобщенных имущества и доходов от него (ч. 2 ст. 1041 УК).

Имущество, указанное в ч. 1 и 2 ст. 1041 УК, переданное осужденным другому лицу (организации), также подлежит конфискации, если лицо, принявшее имущество, знало или должно было знать, что оно получено в результате преступных действий (ч. 3 ст. 1041 УК).

Если конфискация определенного предмета, входящего в имущество, указанное в ст. 104' УК, на момент принятия судом решения о конфискации данного предмета невозможна вследствие его использования, продажи или по иной причине, суд выносит решение о конфискации денежной суммы, которая соответствует стоимости данного предмета (ст. 1042 УК).

При решении вопроса о конфискации имущества в соответствии со ст. 1041 и 1042 УК в первую очередь должен быть решен вопрос о возмещении вреда, причиненного законному владельцу (ч. 1 ст. 1043 УК).

При отсутствии у виновного иного имущества, на которое может быть обращено взыскание, кроме указанного в ч. 1 и 2 ст. 1041 УК, из его стоимости возмещается вред, причиненный законному владельцу, а оставшаяся часть обращается в доход государства (ч. 2 ст. 1043 УК).

Положения ст. 104' УК, касающиеся конфискации доходов от использования имущества, полученного в результате совершения преступления, применяются только к правоотношениям, возникшим после 1 января 2007 г. Это связано с правилами применения обратной силы уголовного закона (ст. 54 Конституции РФ, ст. 10 УК).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.