Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классики западноевропейской педагогики 19 в.






В 19 веке в наиболее экономически развитых странах Европы и США происходит становление национальных систем школьного образования. Для этого периода характерно также придание психологизации учебно-воспитательному процессу, пропаганда идеи права на образование всех общественных классов. Частичное огосударствление среднего образования начиная с 1860 года. Складывается система обязательного и бесплатного обучения. Среднее образование было в основном доступно для имущих. Основным типом для Англии были грамматические школы, а публичные школы были доступны лишь для богатых.

Представители педагогической мысли:

Иоганн Генрих Песталоцци: считал, что воспитание должно быть природосообразным, разработал методику первоначального обучения детей счету, измерению и речи, значительно расширил содержание начального обучения, включив в него элементарные сведения из геометрии, географию, рисование, пение, гимнастику, выступал за создание такой школы, которая удовлетворяла бы потребности народных масс, охотно бы принималась ими и была бы в значительной мере созданием их собственных рук, выступал за постоянное развитие природных способностей человека, их самосовершенствование, гармоническое развитие сил и способностей, центр воспитания- нравственное формирование ребенка, основа развития способностей – упражнения, соединение обучения с производственным трудом, обучение на основе наблюдений и опыта. Цель воспитания – развить все природные силы и способности человека, причем это развитие должно быть разносторонним и гармоничным.

Иоганн Фридрих Гербарт: Гербарту принадлежит капитальная разработка идеи воспитывающего обучения, основную задачу которого он видел в развитии разностороннего интереса. Он не только ввел термин «воспитывающее обучение» в педагогику, но и попытался теоретически его обосновать.

Важная роль в нравственном воспитании учащихся принадлежит религии. Гербарт рекомендовал пробуждать у детей религиозный интерес как можно раньше.

Обучение Гербарт попытался разделить на преподавание и учение. Он определил четыре ступени обучения:
• ясность (активность учителя — преподнесение учебного материала);
• ассоциации (возникновение ассоциаций у учащихся - активность учащихся);
• система (приведение знаний в систему - активность учителя);
• метод (применение знаний на практике — активность учащихся).

Кроме того, Гербартом определены три универсальных метода обучения:
• описательный;
• аналитический (анализ свойств, характеристик предмета);
• синтетический (связь уже воспринятого и представлений).

Для осуществления своих педагогических взглядов Гербарт в 1810 году основал в Кенигсберге особую педагогическую семинарию. Учреждение имело статус закрытого учебного заведения с постоянными учителями. Тут воспитывалось не более 30 мальчиков, которые с 8—10 лет начинали переводить «Одиссею» и изучали элементы грамматики. Затем ученикам предлагались исторические рассказы или упражнения в наглядной геометрии. С отстающими учениками проводились аналитические беседы. Ученики много заучивали наизусть. Изучали арифметику, геометрию, тригонометрию, логарифмы, статистику, механику, астрономию. Учителя могли заниматься управлением и обучением учащихся с различными способностями.

Негативной по содержанию является трактовка Гербартом управления педагогическим процессом, среди средств которого он уделял особое внимание методам жесткого дисциплинирования детей, вплоть до признания физических наказаний и «сокрушения воли ребенка». Поэтому Гербарта называют родоначальником авторитарного направления в педагогике.

Дистервег пропагандировал идеи объединения учительства, улучшения его материального положения, поднятия культурного уровня, педагогической подготовки. В это время (1835) он издает «Руководство к образованию немецких учителей».

Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег: отстаивал идею реального образования, критиковал засилье классицизма в современных ему гимназиях. Горячо сочувствуя народу, он не осознавал в полной мере социальные противоречия и пути их разрешения.

Большую роль в мировом преобразовании общества он отводил просвещению, требовал, чтобы все дети от 6 до 14 лет были охвачены государственной начальной школой. Считая, что всеобщая народная школа должна находиться в руках государства.

На формирование педагогической теории Дистервега оказало влияние состояние образования в Германии и собственная педагогическая деятельность, направленная на совершенствование педагогического процесса, на разрешение противоречий между теорией и практикой.

Цели воспитания, по Дистервегу – служение истине, добру и красоте, воспитание совершенного человека. Он выдвигал идею общечеловеческого воспитания, идею гармонического развития физических и духовных сил личности, способностей, которые имеет ребенок от рождения.

Ведущая роль в процессе воспитания принадлежит обучению. Дистервег развивает идею воспитывающего обучения. Основными принципами воспитывающего обучения он считал принципы природосообразности, самодеятельности и культуросообразности.

Следование за природой ребенка, учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка – это одна из ведущих идей Дистервега.

Вслед за Руссо и Песталоцци Дистервег использовал принцип природосообразности в качестве одного из средств борьбы за новую педагогику. Школьное обучение должно опираться на естественные силы, заключенные в ребенке. «Ничто не совершается против природы вещей, то же самое в мире детей».

Так как никакое развитие духовных сил и способностей невозможно без определенных усилий со стороны самого человека, самого ребенка, то Дистервег полагал, что следующим принципом воспитания является самодеятельность. Ум, воля, мышление, наблюдательность, свойственные людям, развиваются в процессе самодеятельности. Самодеятельность в понимании Дистервега означает свободное самостоятельное познание.

Принципы природосообразности и самодеятельности у Дистервега тесно связаны с принципом культуросообразности. Он утверждал, что воспитывать ребенка, давать ему образование необходимо в соответствии с условиями места и времени, с учетом потребностей своего народа, своего времени. «Различно должны были воспитываться немецкие дети вVIII, XVI и XIX столетиях».

Главную роль в воспитании Дистервег отводил интеллектуальному развитию детей, считая, что оно лучше всего достигается в процессе обучения естественным и математическим наукам. Он детально разработал дидактические правила и изложил их в «Руководстве для немецких учителей».

В требованиях к учителю четко просматривается ориентация на развивающий и воспитывающий характер обучения, что предполагает опору на детскую самодеятельность, побуждение к успеху, высокий интеллектуальный уровень педагога, любовь к детям и профессии, справедливость и авторитет и т. д. Просматривается двусторонний характер педагогического процесса.

Педагогические идеи Дистервега о взаимосвязи общечеловеческого и национального в воспитании, о подготовке человека к истине, добру и красоте как ведущей цели воспитания и образования, о кулыуросообразности в сочетании с природосообразнос-тью и самодеятельностью как основополагающем принципе педагогического процесса определяли научно-практическую новизну его педагогической теории.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.