Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Образование как целостный педагогический процесс






 

В современных работах по педагогике, особенно в учебниках и пособиях для учителей, популяризируется некая понятийная формула: «Образование = Обучение + Воспитание». Она совершенно не отражает настоящего содержания этого педагогического феномена.

Образование – сложный и длительный процесс построения личностью своего образа, своеобразное становление самого себя.

Он, бесспорно, включает процессы воспитания и обучения, но одновременно предполагает социализацию и индивидуализацию личности, ее физическое, интеллектуальное, нравственное, художественное развитие. Образованным можно назвать не просто человека «обученного», закончившего школу или вуз, а человека, готового к самостоятельному и ответственному действию на основе своего выбора в профессиональной деятельности, способного компетентно принимать решение в новых для себя условиях, преодолевать жизненные трудности и противоречия в интересах людей, добра, справедливости.

Образование, во-первых, предполагает социализацию личности. Это процесс адаптации личности к социуму, процесс усвоения человеком готовых форм и способов социальной жизни, способов взаимодействия с материальной и духовной культурой и одновременно выработка собственного социального опыта, своего стиля жизни.

В результате образования должна сложиться своеобразная готовность к жизни, способность действовать, принимать решения, различать добро и зло и выбирать свое место в этих нравственных оппозициях, строить отношения с разными людьми, находить необходимую информацию и успешно пользоваться ею. Иными словами, современный образованный человек должен быть хорошо социализирован.

Образование должно строиться с учетом этапов созревания и проявления сущностных сил человека, то есть с учетом его развития. «Развитие» - традиционная категория психологической науки, но без ее использования в характеристике целостного процесса образования возникает представление, что результат образования напрямую связан только с компетентностью и мастерством педагога, с эффективностью тех социально-педагогических условий, которые созданы в образовательной практике.

Опираясь на исследования отечественных психологов (Б.Г.Ананьев, Л.С. Выготский, В.С. Мерлин, Д.Б. Эльконин, Д.И. Фельдштейн), в обобщенном виде развитие личности можно определить как совокупность процессов качественного изменения психической целостности человека, совершенствование функциональной готовности, формирование операционных систем психических новообразований, которые обеспечивают личности возможность относительно успешно решать свои жизненные проблемы.

 

Возрастная периодизация развития

(по Л.С. Выготскому и Д.Б. Эльконину)

Возрастной период Ведущая деятельность Новообразования возрастного развития
Эпоха раннего детства Младенчество (до 1 года) Непосредственно-эмо­циональное общение со взрослыми Потребность в общении. Эмоциональные отношения
Раннее детство (1-3 года) Предметно-орудийная деятельность Речь и наглядно-действенное мышление  
Эпоха детства Дошкольный возраст (3-7 лет) Ролевая игра Потребность в общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности
Младший школьный возраст (7-11 лет) Учение Произвольность. Внутренний план действий. Рефлексия  
Эпоха подросткового воз­раста Подростковый возраст (11-15 лет) Общение Стремление к «взрослости»
Старший школьный возраст (15-17 лет) Учебно-профессиональная деятельность Мировоззрение. Профессиональные интересы  

 

Научно обоснованная периодизация возрастного развития позволяет обозначить закономерности смены ведущих видов деятельности, на которых строится весь процесс воспитания, социализации и обучения. Кроме того, современная психология развития значительно углубила представление о проявлениях основных новообразований личности на различных возрастных этапах, убедительно конкретизировала идею о своеобразии психической жизни ребенка каждого возраста.

Образование как целостный процесс включает в себя и подсистему процесса воспитания. Понятие «воспитание» принадлежит к числу наиболее многозначных понятий в педагогике. Русский фольклор, древние религиозные и философско-педагогические тексты свидетельствуют о том, что понятие «воспитание» обозначает один из древнейших архетипов русской культуры. Если обратиться к семантической природе понятия «воспитание», то легко установить основу «питать» (синоним «кормить», отсюда «окормлять»). Слово с таким значением закрепляет представление о том, что становление добра в человеке невозможно без воздействия извне, но воздействия доброго, сердечного, заботливого и ответственного. Славянское православное толкование воспитания исключает слепое преклонение перед личностной самостью, отраженной в латинском educo.

В современной педагогике принято различать несколько смыслов понятия «воспитание»:

· широкий социальный смысл – своеобразное воспроизводство обществом самого себя, целенаправленная деятельность по передаче социально-культурного опыта от старших поколений к младшим;

· широкий педагогический смысл – управление развитием личности в условиях педагогически организованной игровой, познавательной, трудовой и художественной деятельности и общения воспитанников;

· узкий педагогический смысл – процесс специально организованного педагогического взаимодействия воспитателей и воспитанников, обеспечивающий формирование необходимых социальных представлений, морально-волевых качеств, опыта поведения.

Нетрудно заметить, что эти определения характеризуют «внешнюю» сторону процесса воспитания, с позиции собственно педагогической деятельности. Но воспитание предполагает и глубокий «внутренний» план преобразований на личностном уровне. В таком смысле «воспитание» - это процесс изменения мотивационно-ценностной системы личности воспитанника: освоение им ценностных отношений, обретение ценностного социального опыта. Поэтому воспитание является одним из главных путей организованной социализации. Воспитание обеспечивает не только «выход в социум» ( условия жизнедеятельности ребенка, его продуктивную деятельность и общение, освоение необходимых социальных представлений и навыков, которые способствуют нормальной социализации), но и «обретение себя» (процесс индивидуализации, становление собственного социального опыта, ценностных ориентаций). Без воспитания эти два взаимосвязанных процесса неосуществимы.

Воспитание происходит во всех видах деятельности, в которые включен ребенок, реализуется в его деловых и межличностных отношениях. Жизненные ценности не логически понимаются и запоминаются, а переживаются воспитанником, «выходят» на уровень его потребностей, которые и будут определять поведение.

Образование предполагает формирование у личности достаточно широкого кругозора по самым разным вопросам жизни природы, общества, человека. Именно поэтому образование всегда ассоциируется с обучением. Обучение - процесс усвоения знаний, умений и навыков, способов познавательной и предметно-практической деятельности.Обучение связано, прежде всего, со специально организованной деятельностью (учением), где человек имеет дело с информацией и искусственным знаковыми системами.

 

Содержание образования как средство формирования базовой культуры личности и ее развития. Кодекс Республики Беларусь об образовании.

Человеческое общество не может развиваться без передачи культурно-исторического опыта от старшего поколения к младшему. На определенном этапе развития человеческого общества возникла потребность в людях, специально занимающихся воспитанием и образованием детей. Появились учебные заведения, в которых осуществлялось образование подрастающего поколения. Образование приобрело общественную функцию и стало особой сферой социальной жизни.

Понятие «образование» этимологически связано с понятием «культура». Поэтому образование можно рассматривать как индивидуальную культуру различных видов деятельности и общения человека, которой он овладеет на основе целенаправленной целостной системы обучения и воспитания.

Образование выполняет следующие социокультурные функции (Бардовская):

1. Образование – способ вхождения человека в мир материальной и духовной культуры общества, процесс трансляции культурно оформленных образцов деятельности и поведения, устоявшихся форм общественной жизни.

2. Образование – способ социализации личности и преемственности поколений.

3. Образование – механизм формирования общественной и духовной жизни человека и отрасль массового духовного производства.

4. Образование – ускоритель процесса развития отдельной личности и общества в целом.

Вышеперечисленные функции можно свести к двум основным:

1. Воспроизводство культурно-исторического опыта человека;

2. Развитие личности и общества.

Образование – сложнейший социально-исторический феномен с множеством сторон и аспектов. В настоящее время рассматривают образование как систему – совокупность учебно-воспитательных заведений, учреждений повышений квалификации и переподготовки кадров, а также органов управления образованием, государственных образовательных стандартов и образовательных программ; образование как педагогический процесс – усвоение в учреждениях образования, а также в результате самообразования, системы знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношение к миру и себе; образование как результат обучения и воспитания – достигнуты й уровень в усвоении знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.