Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Альфы и Омеги: психология социальных групп






Согласно теории эволюции, человек произошёл от обезьяны, естественно, унаследовав все её принципы и повадки. Среди них оказался и принцип формирования общества. То есть, грубо говоря, обязательно должны присутствовать вожаки, свита, «средний класс», работяги, ну и там всякие «отбросы». Борьба за обладание властью ведётся, как правило, в центре, а периферия помалкивает, пока её саму не трогают. При этом для каждого из званий прописываются права и обязанности входящих в неё особей, а также степень подчинения особям вышестоящих групп.

Собственно, подобные вопросы в своём изучении затрагивает психология социальных групп, изучающая механизмы взаимодействий внутри относительно закрытых коллективов. А поскольку осознанное формирование личности начинается (а в некоторых случаях – и заканчивается) ещё в подростковом возрасте, то наиболее сильные проявления психологической борьбы наблюдаются именно там, и даже чуть позднее – уже к 20-23 годам. То, что произойдёт с человеком за такой промежуток в 10-12 лет, во многом определит его дальнейшее положение в обществе.

Итак, одни из многих существующих в обществе моделей неформальных взаимоотношений – это, как ни странно, обычный школьный класс и обычная институтская группа. Предпосылок тому несколько. Во-первых, всё более усиливающаяся потребность в самореализации, и поиск способов её воплощения. Во-вторых, учебный коллектив – это очень тесная среда, которая существует немало лет, и из которой очень непросто выйти. То есть на протяжении целых десяти лет школьного обучения класс как социальная группа всё больше замыкается в себе, лишь укрепляя неформальную иерархию. Конечно, в институтской среде всё формируется заново, но с тем же итоговым результатом через пять лет. И, в-третьих, не стоит забывать, о нарастающем бурлении гормонов (во всех смыслах), что значительно укрепляет самолюбие и безбашенность. Продолжительность процессов зависит от преобладающего социального статуса, а также общего интеллектуального и культурного уровня в группе. Впоследствии это проходит, страсти утихают, но результаты остаются.

По ту сторону Солнца: составляющие иерархии.

Таким образом, можно представить себе общую картину появления такой группы. Всё начинается с простого деления её на две части: те, кто работают на статус и те, кто работают на оценку. Некоторым удаётся и то, и другое. Первое время, конечно, все ещё присматриваются друг к другу, но затем формируется окончательная структура, неуязвимая (за редчайшими исключениями) аж до самой выдачи аттестата или диплома.

Подобную иерархию, в её классическом понимании, можно представить в виде солнечной системы. В центре находится ядро фактической власти, вокруг на ближайшей горячей орбите вращаются альфа-звёзды, чуть поодаль их прикрывают бета-звёзды. Затем, всё ближе к холоду, крутятся гаммы, дельты, эпсилоны и омеги.

При этом важное значение имеет разделение по половому признаку. Интересно, что если более половины группы составляет её женская часть, то устанавливается матриархат, по своей жесткой диктатуре не уступающий мужской власти. А 95% сильного пола волей-неволей вынуждены уходить на задворки системы. Может, где-то бывает и наоборот, но в современной действительности это уже большая редкость.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.