Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы геометрического построения шрифта






 

Существуют различные методы геометрического построения шрифтов. Наиболее распространен метод построения по модульной сетке. За модуль принимается толщина основного штриха. Стороны прямоугольника с выбранным пропорциональным отношением всегда кратны модулю.

«К методу построения по модульной сетке относится и метод вписывания букв в квадрат. Особенностью его является то, что пропорции букв определяются не пропорциями квадрата, а лишь относительно его. Квадрат может и не рассчитываться на сетку, а иметь в качестве дополнительных построений оси, диагонали и окружности, достаточные для выполнения по ним всех элементов букв» (Рис. 2).

 

Рис. 2. Полиграммы типографского шрифта кабель. Художник Рудольф Кох.

При построении полиграмм все однородные буквы объединяются в одной схеме. С помощью полиграммы уточняется построение букв, что помогает создавать удобочитаемые шрифты, в которых меньше различий между отдельными элементами букв /1/

А, Л, Н, П, Ц Б, В, Р, Ф, Ъ, Ь, Я О, С, Э Г, Е, Ж, К, Т, Щ

 

Рис. 3. Полиграммы сверхсветлого (скелетного) гротеска.

 

«Полиграммы – это конструктивные схемы гарнитуры шрифта, по основным буквам которой находятся пропорции и строятся все элементы остальных букв гарнитуры;

- по прописной букве Н строятся буквы И, П, Ц, варианты Д, Л, М, У, частично стоятся буквы Б, В, Е, К, Р,, Ю Я;

- по прописной букве О строятся буквы С, Э, Ю, вариант Ф, частично З;

- по прописной букве А строятся варианты букв Д, Л, М, частично Х, У;

примечание: по букве Е строятся буквы Г, Т, по букве В – З, Ы, Ь, Ъ, элементы ФЯ;

- буквы Д, К, М, Х, У часто имеют индивидуальный рисунок и влияют на некоторые элементы других букв (Д – Ц, Д – Л, К – Ж – Я);

- по строчной букве н строятся буквы а, в, г, д, и, к, л, п, т, ч, ц, ь, я;

- по строчной букве о строятся буквы б, е, з, р, с, ф, э, ю» / 2 /.

Отправными формами при рисовании букв являются Н и О. На основании этих букв можно построить весь алфавит. Буква Н, например, определяет ширину и высоту букв, толщину основных и соединительных штрихов и характер засечек. Буква О определяет характер округлых форм и расположение нажима (вертикальное или наклонное).

Буквы выглядят более уравновешенными и устойчивыми, если у букв В, Ж, З, К, Н, Х, Ы, Э, Я нижняя часть, а у букв А, Р, У, Ч, Я верхняя часть больше противоположной. При написании, рисовании букв рекомендуется их средние штрихи размещать на оптической (а не на геометрической) оси, в противном случае верхние части букв будут казаться больше нижних.

Оптическая иллюзия делает все горизонтальные штрихи жирнее вертикальных (Рис. 4а). Поэтому горизонтальные линии в неконтрастном шрифте делают тоньше (Рис. 4б).

 

 

а

 

 

б

 

Рис. 4. Определение ширины основных и дополнительных штрихов: а – горизонтальные и вертикальные штрихи букв одинаковые по ширине; б – горизонтальные штрихи уже вертикальных /1/

 

 

Учитывая зрительное восприятие шрифта, надо помнить, что прямая одной и той же толщины в вертикальном, горизонтальном и наклонном положениях воспринимается глазом неодинаковой по толщине. При выполнении равнотолщинных штрихов типа рубленных, брусковых или антиквы-гротеска левонаклонные штрихи должны быть слегка тоньше правонаклонных; горизонтальные штрихи тоньше вертикальных и наклонных; вертикальные штрихи несколько толще наклонных и горизонтальных.

 

 

Рис. 5. Соединение основных и дополнительных штрихов.

Округлые штрихи зрительно выглядят тоньше вертикальных такой же ширины, поэтому они рисуются несколько жирнее(правое О). при рисовании букв следует избегать слишком жирных штрихов в местах их соединения /1/

Во всех этих штрихах надо уделять внимание местам соединения штрихов, где образуются слишком перенасыщенные пятна, слегка обуживая штрихи, приводя их к трапециевидной форме (Рис. 6).

 

 

Рис. 6. При рисовании шрифта следует избегать слишком жирных штрихов в местах их соединений /1/

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 7. При рисовании шрифта рекомендуется следовать варианту 2 /1/

 

 

Большинство прописных знаков всех штрихов типа антиквы построены на основании трех геометрических фигур – круга, треугольника и квадрата. Особое внимание надо обратить на буквы, в основе которых лежит круг и треугольник. Эти фигуры, по сравнению с квадратом, оптически кажутся меньшими, поэтому верхние и нижние части букв З, Л, М, О, С, И, Э, Ю, А следует рисовать (чертить, писать) несколько выступающими за линии строки. Этим можно избежать впечатления, будто одни буквы меньше (выше, ниже) других. На верхней строке рисунка буквы изображены неправильно, на нижней строке – правильно (Рис. 8).

 

 

Рис. 8. Выравнивание знаков по высоте /1/

 

 

1 3/4 1/2 1/2 5/8 1/4 3/8

Рис. 9. Основные геометрические фигуры, на которых строятся буквы алфавита.

Дробью обозначена величина каждой фигуры по сравнению с квадратом /1/

 

 

Правильная оптическая картина шрифта строится только на глаз, по зрительному восприятию. Размер пробела между двумя буквами зависит от конфигурации их оптических площадей с той стороны, которой буквы обращены друг к другу.

 

 

 

 

 

Рис. 10. Схема выравнивания пробелов между знаками /1/.

Вверху – пробелы необходимо увеличить. Внизу - оптически выровненные пробелы.

 

 

 

 

Рис. 11. Выравнивание пробелов слове.

Вверху – неправильно! Буквы размещены механически. В середине – правильно. Буквы размещены по зрительному равенству пробелов. Внизу – оптические площади букв /1/

 

Группировка букв по их направленности / 1 /

 

Открытость букв Русский алфавит Латинский алфавит
Буквы, открытые направо Б, В, Г, Е, К, Р, С, Ц, Щ, Ъ, Ь, Ю B, C, D, E, F, G, K, L, P, Q, R
Буквы, открытые налево Д З, Л, Ч, Э, Я J
Буквы с симметричной конструкцией А, И, Ж, М, Н, О, П, Т, Ф, Х, Ц A, H, I, M, N, O, S, T, U, V, W, X, Y, Z

 

 

 

Рис. 12. Примеры оптических иллюзий /2/

1. Ввертикальный штрих кажется тоньше горизонтального наклонных штрихов; левонаклонный штрих – толще правонаклонного штриха. 2. Широкие вертикальные штрихи кажутся неравными по длине за счет разнонаправленных тонких штрихов. 3. Вертикальный штрих длиннее горизонтального. 4. Боковые грани центрального штриха воспринимаются искривленными. 5. Параллельные наклонные линии в прямоугольниках кажутся непараллельными.

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Рис. 13. Влияние оптических восприятий /2/

1. Засечки снаружи длиннее – буква кажется расползающейся. 2. Засечки внутри длиннее, чем снаружи – буква центростремительна. 3. Засечки смещены вправо – буква сильно направлена вправо. 4 и 5. Свободное завершение концевых элементов не должно сообщать буквам сильного вращательного движения. 6 и 8. Отсутствие симметрии и равенства оптических полей внутрибуквенных просветов обусловлены случайным выбором мест соединений основных и дополнительных штрихов, что нарушает оптическую плоскость букв, ломает их в плоскости. 7 и 9. Статичность и целостность букв достигнута соблюдение оптической симметрии и равенства оптических полей внутрибуквенных просветов.

 

 

Верно найденный ритмический строй, зависящий от равномерной расстановки букв и равновесия оптических полей межбуквенных пробелов, характеризует целостность шрифтовой композиции. Равновесие оптических полей межбуквенных пробелов показано на рисунке 8. На линейный ритм строк влияют конструктивные членения шрифта по средней горизонтальной линии, которая делит буквы пополам. У таких букв, как Б, В, Е, Ж, З, К, Н, Ь, Ъ, Э, Ю, расположение дополнительных штрихов на средней линии или чуть выше нее, а в буквах А, Р, Ч, Я – нижесредней линии, придает зрительное равновесие верха и низа в буквах / 2 /.

Межстрочные расстояния определяются, прежде всего, высотой букв. Если употребляются только прописные (заглавные), это расстояние составляет от половины до полной высоты буквы; более широкие расстояния встречаются реже и должны быть всегда обоснованы какой-либо композиционной необходимостью.

Расстояние между строками, выполненными прописными и строчными буквами, определяется суммой длин нижних и верхних элементов букв, при условии, что высота прописных не превышает размера верхних удлинений строчных букв. Более широкие расстояния употребляются реже, главным образом в упражнениях для лучшего контроля за начертанием букв. При небольших расстояниях между строками неудачное начертание отдельных букв в известной мере скрадывается за общей картиной текста.

Наиболее употребляемая пропорциональность между прописными и строчными буквами – 3: 2, т.е.высота составляет 2/3 высоты прописной. Если, например, высота прописной 18 мм., то высота строчной – 12 мм. такие пропорциональные отношения создают спокойную и наиболее удобочитаемую картину шрифта. При соотношении 2: 1 получаем более светлую картину шрифта, т.к. площадь чистого фона в междустрочиях увеличивается. Удлинения строчных букв выступают в этом случае более заметно и оживляют картину шрифта. При соотношении 4: 3 получим, наоборот, более темный текст несколько монотонного характера. Наибольший контраст в величине прописных и строчных букв наблюдается в каллиграфических шрифтах, где соотношение 5: 1 не является исключением / 1 /.

Удлинения строчных букв / верхние и нижние / важны не только для восприятия отдельной буквы, но и для чтения всего текста. Они дают возможность быстро узнавать буквы при пословном чтении текста, служат своего рода опорными пунктами при скачкообразном движении глаза по строке. Шрифт, в котором удлинений мало или нет совсем, выглядит монотонным, читать его утомительно. Опытами установлено, что текст без удлинений (шрифт, написанный прописными буквами), читается примерно на 10% труднее, чем шрифт с удлинениями (шрифт, написанный строчными буквами). Чрезмерное количество удлинений, придающее шрифту беспокойный и сложный характер, также снижает беглость чтения.

В большинстве шрифтов строчные буквы с удлинениями имеют ту же высоту, что и прописные буквы. В этом случае пропорции высот прописных и строчных знаков определяют и размер удлинений. По размеру верхние и нижние удлинения строчных букв, за малыми исключениями, обычно равны. В буквах, имеющих как верхние, так и нижние удлинения (ф, f, реже р), верхнее удлинение короче / 1 /.

Одним из тех признаков буквенных знаков, которые определяют принадлежность шрифта к тому или иному стилю, являются засечки. Это дополнительные элементы в рисунке букв, не только украшающих шрифт, но делающих его более удобочитаемым. Буквенные знаки без засечек выглядят более простыми.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

 

 

12 13

Рис. 14. Формы засечек шрифтов различных стилей /2/

1. Старинная антиква. 2. Переходная антиква. 3. Ренессанс антиква. 4. Римский капитальный. 5. Новая антиква. 6. Антиква пером. 7. Ленточная антиква, гротеск (рубленый). 8. Египетский /брусковый/. 9. Кларетон. 10. Итальянский. 11. Шрифта типа Дидо. 12. Шрифта типа Бодони. 13. Новые формы.

Характер засечек и концевых элементов, их форма – один из признаков определяющих ту или иную гарнитуру шрифта / 2 /. Впервые появившись в римском капитальном письме, засечки накрепко связали шрифты в линейно-пространственном строе с плоскостью, будь-то на странице книги, чертеже или на архитектурной детали. В штрихах антиквы они обеспечивают относительную статичность, симметричную устойчивость букв.

Симметрия – наиболее привычная форма равновесия.

Засечки являются одним из признаков букв, определяющих принадлежность шрифта к тому или иному стилю. Они не только украшают шрифт, но делают его более удобочитаемым. Наиболее распространены засечки старинной антиквы. Засечки новой антиквы наиболее просты / 1 /.

Рис. 15. Последовательность выполнения рисованного шрифта /2/






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.