Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие политической коммуникации.






Политика, как и любая сфера человеческой деятельности, изна­чально содержит в себе коммуникационное начало, которое прояв­ляется в конкретно-исторических формах взаимодействия, «обще­ния» различных субъектов политики — индивидов, социальных групп и выражающих их интересы институтов по поводу установле­ния, функционирования и изменения власти в обществе.

Сущностной стороной феномена власти являются отношения господ­ства (руководства) — подчинения. Это дает основания рассматри­вать власть и ее осуществление как коммуникационный процесс, который предполагает информационное взаимодействие «управля­ющих» и «управляемых».

Политика осуществляется прежде всего в информационном про­странстве. Известный тезис «кто владеет информацией, тот владе­ет миром» сегодня приобретает важнейшее значение.

Потребности политической системы в средствах, коммуникации прямо зависят от ее функций в обществе, численности агентов по­литики, способов принятия политических решений, размеров госу­дарства и некоторых других факторов.

Основателями общей теории политической коммуникации были представители двух американских научных школ: 1) сторонники так называемого кибернетического направления в анализе социальных систем (К. Дойч и др.), 2) представители структуры»: функционального подхода к изучению политики (Г. Алмонд и др.).

Впервые политическую систему как информационно-коммуникативную систему представил К. Дойч. Дойч предлагает рассматривать политическую систему как сеть коммуникаций и информационных потоков. Модель политической системы Дойча состоит из четырех блоков, каждый из которых свя­зан с различными фазами прохождения информационно-коммуни­кативных потоков: 1) получение и отбор информации; 2) обработка и оценка информации; 3) принятие решений; 4) осуществление ре­шений с учетом обратной связи.

В модели Г. Алмонда политическая система предстает как сово­купность политических позиций и способов реагирования на опре­деленные политические ситуации с учетом множественности инте­ресов. Важнейшей является способность системы развивать попу­лярные убеждения, взгляды, создавая символы и ло­зунги, маневрировать ими с целью поддержания и усиления необходимой легитимности во имя эффективного осуществления функций.

Представители структурно-функционального подхода, рассматривающие политическую коммуникацию как одну из функций политической системы, характеризовали ее с точки зрения политической информации, ее мобильности, объема, направленности.

Кроме типов политических сообщений в системе политической коммуникации выделяют также три уровня информационных потоков.

Первый уровень обслуживает органы власти и управления (циркулирует в основном служебная информация). Второй уро­вень — образует информационную среду деятельности партий, профсоюзов, общественных движений (циркулируют программы, уставы и другая информация). Третий уровень обращается непосредственно к общественному мнению, массовому сознанию, политическому поведению.

Политическая коммуникация выступает как специфический вид политических отношений, посредством которого доминирующие в политике субъекты регулируют производство и распространение общественно-политических идей своего времени.

Политическая коммуникация выполняет следующие функции по отношению к политической системе и гражданскому обществу:

- информационная (главное содержание этой функции заключает­ся в распространении необходимых знаний об элементах политической системы и их функционировании);

- регулятивная (позволяет выработать оптимальный механизм вза­имодействия как между элементами политической системы, так и между политической системой и гражданским обществом);

- функция политической социализации (способствует становлению важных и необходимых норм политической деятельности и по­литического поведения);

- манипулятивная (способствует формированию общественного мнения по наиболее важным политическим проблемам).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.