Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Десять недостатков педагогических тестов






Если женщина сердится,

значит она не только не права, но и понимает это.

(источник – Интернет)

Тест – это совокупность или система нескольких ТЗ. Характерные встречающиеся недостатки тестовых заданий мы рассмотрим ниже, а здесь сосредоточимся на недостатках именно тестов. Перечислим основные недостатки:

Неравномерность «покрытия» учебного материала, отсутствие равенства отражения подобных по информационному весу и важности разделов дисциплины;

Необъективность весов ТЗ, т. е. количеств баллов, которые претенденты получают в свою «копилку» за выполнение каждого задания; вес не отражает среднестатистическую сложность и важность задания;

Малое количество ТЗ в тесте или одновариантность теста, предполагающие простоту пользования шпаргалкой и тестирование не знаний, а способности запоминать последовательности букв и цифр. Задания для составления варианта теста должны выбираться из БТЗ случайным образом, а БТЗ должна быть столь велика, чтобы меры по обеспечению ее секретности были не нужны (более 300 заданий для этого достаточно);

Отсутствие ориентации заданий на учет присущих человеку свойств и качеств (настроение, усталость, темперамент, возраст, пол, национальность), т. е. отсутствие в тесте элементов гуманистичности или толерантности;

Если в тестирующую программу не заложены методики случайного выбора порядка предъявления ТЗ, и тест создавался одним человеком, номера правильных вариантов иногда можно достаточно надежно определить с помощью калькулятора и простых алгоритмов, созданных кибернетиками еще в середине прошлого века. Человеку только кажется, что он распределил варианты в случайном порядке;

Присутствие связи между последовательными заданиями, когда для верного выполнения одного задания учащийся пользуется или вынужден пользоваться информацией из других заданий. Такая, заложенная автором, связь легко прослеживается в бланковом варианте теста, но исчезает в компьютерном;

Вопросы и ответы однообразны, нудны. Это отрицательно воздействует на учащихся, вызывают так называемый эффект «ровной дороги» – известный в практике водителей-дальнобойщиков эффект засыпания за рулем, отвлечение и рассеяние внимания;

Инструкция для участников дана только в одном ТЗ в предположении, что участник выполняет их последовательно. Это приводит к неразберихе и ошибкам при отклонениях;

Отсутствие элементов адаптивности;

Отсутствие элементов психофизической разгрузки.

Часто эти недостатки взаимосвязаны, это легко увидеть при некотором опыте составления заданий. Есть и другие недостатки тестов, выявляемые уже в процессе математической обработки результатов тестирования. Недостатки, связанные с валидностью и надежностью теста, обсуждены в специальном разделе настоящего пособия.

Алгоритм написания тестового задания включает одинаковые действия. Для написания тестового задания необходимо:

  1. Определить инструкцию: т.е. то, что необходимо выполнить в данном тестовом задании.
  2. Сформулировать вопрос: требует хорошего знания объекта. Форма заданий правильная, если она позволяет точно выразить содержание, понятна для всех испытуемых, исключает возможность появления ошибочных ответов по формальным признакам.
  3. Сформулировать ответ: чаще всего предполагает его однозначность и бесспорность, чтобы превратить предложенное высказывание в правильное.
  4. Найти переменную часть: т.е. включение в предложенный вопрос неправильных ответов. Количество неправильных ответов зависит от специфики выбранной формы тестового задания.
  5. Определить возможность применения фасета. Он позволяет создавать в одном задании сразу несколько вариантов, что помогает полностью исключить такую распространенную форму искажения результатов, как списывание, и дает возможность применять тестовые задания при контроле больших групп обучающихся и объективно сопоставлять результаты испытуемых. При этом нужно выдерживать одно важное условие — все элементы из фасета должны принадлежать одной и той же укрупненной дидактической единице знаний.
  6. Учитывать требование краткости: т.е. отредактировать и упростить тест
  7. Прочитать вслух на предмет понятности с первого раза: очень важно, чтобы при чтении задание было понято с первого раза.
  8. Подобрать неправильный ответ: они должны создавать впечатление достоверности, быть сформулированными в идентичной форме или в форме противоречия с правильными ответами.
  9. Определить систему оценки: очень важна для правильного оценивания знаний обучающихся, ее выбор зависит от применяемой формы тестового задания.

 

Не все з адания в тестовой форме могут стать тестовыми заданиями: это разные понятия. Свойства тестовых заданий были рассмотрены в недавних статьях и работах автора [3]. Задания имеют шанс стать тестовыми только после эмпирической проверки меры их трудности и других статистических свойств, на типичных группах испытуемых. Для точности восприятия лексики поясним, что эти группы имеют английское название target groups.

Логическое преимущество задания в тестовой форме заключается в возможности его превращения, после ответа студента, в форму истинного или ложного высказывания. Технологическое преимущество заданий тестовой формы проявляется в их соответствии требованиям автоматизации рутинных компонентов обучения и контроля знаний. Семантическое преимущество заданий заключается в лучшем понимании их смысла и значения. Это связано, во-первых, со словесным составом задания в тестовой форме: смысл тестового утверждения улавливается всегда лучше, чем смысл вопроса.

В учебном процессе задания в тестовой форме подбираются чаще не обязательно по принципу возрастающей трудности, а по тематическому или иному принципу. Например, в технологи модульного обучения такие задания проверяют знание укрупнённых и элементарных учебных единиц, изучавшихся в каждом модуле. Но такие совокупности тесты не образуют. Это лишь совокупности заданий. Отмеченные различия между тестами, как системами заданий и содержательными совокупностями заданий многие авторы не воспринимают. Важность различий между затронутыми понятиями можно пояснить математической аналогией между решением совокупности или системы уравнений.

Педагогический тест — это инструмент, предназначенный для измерения обученности учащегося, состоящий из системы тестовых заданий, стандартизованной процедуры проведения, обработки и анализа результатов.

 

Тестовое задание — составная часть педагогического теста, отвечающая требованиям технологичности, формы, содержания и, кроме того, статистическим требованиям:

§ известной трудности;

§ достаточной вариации тестовых баллов;

§ положительной корреляцией баллов задания с баллами по всему тесту

По сравнению с другими формами контроля знаний тестирование имеет свои преимущества и недостатки.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.