Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формы правления. Республиканская форма правления возникла в древности, но наибольшее распространение она получила в периоды Новой и Новейшей истории






Республиканская форма правления возникла в древности, но наибольшее распространение она получила в периоды Новой и Новейшей истории. В 1991 г. в мире было 127 республик, но после распада СССР и Югославии их общее число превысило 140.

При республиканском строе законодательная власть обычно принадлежит парламенту, а исполнительная — правительству. При этом различают т. н. президентскую республику, где президент возглавляет правительство и наделен очень большими полномочиями (США, ряд стран Латинской Америки), и парламентскую республику, где роль президента меньше, а правительство возглавляет премьер-министр (ФРГ, Италия, Индия и др.). Особая форма государственного правления — социалистическая республика (которая возникла в XX в. в ряде стран в результате победы социалистических революций). Социалистическими республиками и поныне остаются Китай, Вьетнам, КНДР, Куба.

Монархическая форма правления возникла в давние времена в условиях рабовладельческого общества. При феодализме эта форма правления стала основной. В более поздние времена сохранились лишь традиционные, в большинстве формальные черты монархического правления. В настоящее время на политической карте мира имеется 30 монархий. При этом нет ни одной в Америке, 14 находятся в Азии, 12 — в Европе, 3 — в Африке и одна — в Океании. Среди них есть империя, королевства, княжества, герцогство, султанаты, эмираты и папское государство Ватикан.

Подавляющее большинство существующих ныне в мире монархий — конституционные. Реальная законодательная власть в них принадлежит парламенту, а исполнительная— правительству (Великобритания, Норвегия, Швеция и др.).

Наряду с конституционными сохранилось еще несколько абсолютных монархий. В этих государствах правительство или другие органы власти ответственны лишь перед монархом как главой государства, а парламент в ряде случаев вообще отсутствует или является лишь совещательным органом (Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Кувейт и др.). К абсолютным монархиям относятся и так называемые теократические монархии. Кроме Ватикана, это еще Саудовская Аравия и Бруней (глава светской и духовной власти в них — одно лицо). Обычно власть монарха пожизненна и передается по наследству, но, например, в Малайзии и ОАЭ монархов избирают на пятилетний срок.

Форма государственного устройства

отражает административно-территориальное устройство государств, национально-этнический (в некоторых случаях также конфессиональный) состав населения. Различают две главные формы административно-территориального устройства — унитарную и федеративную.

Унитарное государство — это цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают. В унитарном государстве обычно существует единая законодательная и исполнительная власть, единая система государственных органов, единая конституция. Таких государств в мире — подавляющее большинство.

Федерация — форма устройства, при которой несколько государственных образований, юридически обладающих определенной политической самостоятельностью, образуют одно союзное государство. Характерными признаками федерации, отличающими ее от унитарного государства, являются следующие: территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов (например, штатов — в Австралии, Бразилии, Мексике, Венесуэле, Индии, США; кантонов — в Швейцарии; земель— в ФРГ и Австрии; республик, а также других административных образований — в России); субъекты федерации обычно наделяются правом принятия собственных конституций; компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной конституцией; каждый субъект федерации имеет свою правовую и судебную системы.

В большинстве федераций существует единое союзное гражданство, а также гражданство союзных единиц. Федерация обычно имеет единые вооруженные силы, общефедеральный бюджет. В ряде федераций в союзном парламенте имеется палата, представляющая интересы ее членов.

Федерации строятся по территориальному (США, Канада, Австралия и др.) и национальному признакам (Россия, Индия, Нигерия и др.).

Конфедерация — это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов (члены конфедерации сохраняют свои суверенные права как во внутренних, так и во внешних делах). Конфедеративные государства недолговечны: они или распадаются, или превращаются в федерации (примеры: Швейцарский союз, Австро-Венгрия, а также США. где из конфедерации, учрежденной в 1781 г. была образована федерация штатов).

 

 

Российская Федерация (Россия) — суверенная демократическая республика имеет федеративную форму государственного устройства. Это закреплено в Основном законе России — Конституции (принята 12 декабря 1993 г.) и Федеративном Договоре, т.е. договоре между федеральными органами государственной власти России и субъектами Федерации.

В Конституции и Федеративном Договоре предусматривается разграничение полномочий между Российской Федерацией и ее равноправными субъектами.

В ведении федеральных органов государственной власти находятся, например, такие функции, как: принятие и изменение Конституции страны; защита прав и свобод человека; определение основ федеральной политики и осуществление федеральных программ в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного, национального развития России; установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование; управление федеральной собственностью, бюджетом, налогами; энергетические системы и ядерная энергетика, транспорт, пути сообщения; внешняя политика и международные отношения; внешнеэкономические отношения; оборона и безопасность России; защита государственных границ, территориальных вод, воздушного пространства и др.

Б совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории; координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации и др.

К ведению субъектов Федерации также отнесен широкий круг вопросов: распоряжение собственными природными богатствами и их рациональное использование; осуществление внешнеэкономических связей; заключение между собой прямых торговых соглашений, правовое регулирование социально-экономического развития.

Новая Конституция России и Федеративный Договор зафиксировали изменение характера взаимоотношений между Федерацией и ее субъектами. Последние наделяются большей хозяйственной самостоятельностью. Это, а также создание единого экономического пространства на территории России, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств должно обеспечить благоприятные условия для создание рыночной экономики, развития межреспубликанских и межрегиональных торгово-экономических связей.

Россия состоит из 89 субъектов (21 республики, 6 краев, 10 автономных округов, одной автономной области, 49 областей и двух городов федерального значения):

Агинский Бурятский автономный округ

Республика Адыгея

Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Республика Башкортостан

Белгородская область

Брянская область

Республика Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Республика Алтай

Республика Дагестан

Еврейская автономная область

Ивановская область

Ингушская республика

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Калининградская область

Республика Калмыкия

Калужская область

Камчатская область

Карачаево-Черкесская республика

Республика Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Республика Коми

Коми-Пермяцкий автономный округ

Корякский автономный округ

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Республика Марий Эл

Республика Мордовия

Москва

Московская область

Мурманская область

Ненецкий автономный округ

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермская область

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Санкт-Петербург

Саратовская область

Республика Саха (Якутия)

Сахалинская область

Свердловская область

Республика Северная Осетия

Смоленская область

Ставропольский край

Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ

Тамбовская область

Республика Татарстан

Тверская область

Томская область

Республика Тува (Тыва)

Тульская область

Тюменская область

Удмуртская область

Ульяновская область

Усть-Ордынский Бурятский автономный округ

Хабаровский край

Республика Хакасия

Ханты Мансийский автономный округ

Челябинская область

Чеченская республика.

Читинская область

Чувашская республика

Чукотский автономный округ

Эвенкийский автономный округ

Ямало-Ненецкий автономный округ

Ярославская область

 

 

19.Природно-ресурсный потенциал: различия в структуре землепользования по крупнейшим странам мира************

Природно-ресурсный потенциал — способность всех компонентов природных ресурсов страны, региона, мира (с учетом их состояния, месторасположения, условий залегания и других характеристик) обеспечивать собственное воспроизводство и восстановление, производство продуктов и услуг, поддержание соответствующих условий жизнедеятельности населения.

В данном определении подчеркивается, что природно-ресурсный потенциал характеризуется не арифметической суммой природных ресурсов, а их способностью (возможностью), которую надо оценить. Эта способность оценивается с позиции обеспечения:

§ условий жизни людей;

§ условий деятельности людей (производственной и непроизводственной);

§ естественного воспроизводства и восстановления природных компонентов.

Вся история человечества связана с реализацией природно-ресурсного потенциала. И если раньше природно-ресурсный потенциал в основном обеспечивал потребности и условия развития человеческого общества, то в последние десятилетия масштабы ущерба, наносимого природе, столь велики, что это приводит к неуклонному снижению природно-ресурсного потенциала планеты. Воспрепятствовать этому процессу помогут точная оценка природно-ресурсного потенциала, определение факторов его наращивания, снижения размеров наносимого ущерба и степени влияния человеческой деятельности на состояние окружающей среды.

Природно-ресурсный потенциал определяется следующими факторами: наличием и объемом тех или иных видов природных ресурсов на территории страны или региона; их сочетанием, сбалансированностью, качественным состоянием, геологическим расположением, а также рациональностью природопользования; удельным весом отходов и конечного продукта в объеме изъятых у природы ресурсов.

Факторами сохранения и наращивания природно-ресурсного потенциала являются:

§ воспроизводство и восстановление природных ресурсов;

§ замена традиционных видов природных ресурсов нетрадиционными, относимыми в разряд «неисчерпаемых» (солнечная энергия, энергия приливов и отливов, внутриземное тепло и др.);

§ использование искусственно создаваемых заменителей вместо природных;

§ внедрение безотходных технологий и др.

Особенность проблемы наращивания природно-ресурсного потенциала в настоящее время состоит в том, что темпы роста использования природных богатств значительно превышают возможность их воспроизводства и восстановления. В решении этой проблемы человечество возлагает надежды на технический прогресс. Сохранение природно-ресурсного потенциала и его воспроизводство в определенной мере обеспечиваются созданием заповедных территорий, которые позволяют не только охранять флору и фауну, но и осуществлять научно-исследовательскую работу по сохранению генетического кода планеты, а также по созданию новых видов растений и животных.

Заповедники — уникальные или наиболее типичные для географических зон участки территории, изъятые из хозяйственного пользования для сохранения и изучения природного комплекса. Целью заповедников служит также восстановление и разведение ценных животных и растений.

Природные национальные парки — участки территории, образуемые для сохранения природных комплексов, имеющих особую экологическую, историческую и эстетическую ценность в силу благоприятного сочетания естественных и культурных ландшафтов, и используемые в рекреационных, просветительных, научных и культурных целях.

Площадь охотничьих угодий — земли, занятые лесом, водой и сельхозугодьями, которые служат местом обитания диких зверей и птиц и могут быть использованы для ведения охотничьего хозяйства.

Заповедно-охотничьи хозяйства — участки территории, предназначенные для сохранения и восстановления диких животных. В отдельных случаях допускается и строго регулируется охота.

Все перечисленные территории объединяет то, что они специально созданы и существуют для сохранения природно-ресурсного потенциала и его наращивания.

Природно-ресурсный потенциал определяется наличием природных ресурсов, в состав которых входят:

§ водные ресурсы — водные пространства, используемые или пригодные к использованию в качестве источника водоснабжения, гидроэнергии, а также как транспортные водные магистрали;

§ земельные ресурсы, используемые или предназначенные для использования в сельском хозяйстве, под строения в селах и городах;

§ земли, занятые полезными ископаемыми, под железными, шоссейными дорогами и другими сооружениями, парки, скверы и др.;

§ минеральные ресурсы (полезные ископаемые) — минеральные вещества, используемые в экономике с достаточной эффективностью в естественном виде или после переработки (железо, марганец, хром, свинец, редкие и благородные металлы и др.);

§ энергетические ресурсы — энергия в природе в форме запасов полезных ископаемых (уголь, нефть), гидроэнергии, ветроэнергии и т.п.

Природно-ресурсный потенциал определяется не только наличием и объемом ПР, но и их качеством. Характеристика качества ПР — актуальная и сложная проблема статистики ОС.

Увеличение экономического потенциала минеральных запасов связано с решением следующих проблем: повышением эффективности затрат на развитие минерально-сырьевой базы; снижением капиталоемкости и фондоемкости горнодобывающей промышленности; развитием безотходных технологий; снижением материалоемкости общественного производства; повышением действенности мероприятий по охране и рационализации использования минеральных ресурсов. Такая система мер обеспечит ускорение и повышение эффективности общественного производства и сохранение природных ресурсов, предотвращение загрязнения окружающей среды.

Реализация природно-ресурсного потенциала зависит от многих факторов: степени разведанности и вовлеченности в экономический оборот природных ресурсов; условий их залегания и возможности извлечения; потребности в тех или иных видах ресурсов; возможности замены природных ресурсов искусственно созданными заменителями, т.е. от развития научно-технического прогресса, расширяющего возможности не только воспроизводства, но и реализации указанного потенциала.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.