Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сознательно, т.к. решение поступить так или иначе принято им






самостоятельно или в результате консультаций с коллегами и клиентом в силу осознанной, ситуативно обусловленной необходимости, путем выбора из значительного количества вариантов возможных решений;

Добровльно, поскольку чувство долга стало его убеждением и превалирующим мотиватором деятельности.

Сознательное начало, регулирующее поведение, требования к профессиональным и личностным качествам социального работника и привычка к должному поведению не противоречат друг другу, напротив, они дополняют друг друга.

Деонтология социальной работы включает в себя определенные принципы:

· личной ответственности за порученное дело как в

правовом, так и в моральном отношениях;

· профессиональной компетентности специалиста;

· рационального, а не эмоционального подхода к решению

поставленных задач;

· соответствия полномочий и ответственности;

· правовой регламентации деятельности;

· подотчетности;

· инициативы и творческого исполнения;

· организованности и дисциплины;

· контроля и проверки исполнения;

· критического подхода к оценке деятельности, возможностей своих и клиента;

· доверия и свободы действий как в отношении клиента, так и в отношении коллег;

· поощрения и наказания.

Обязанности специалиста в его повседневной профессиональной практике носят субъективно – объективный характер. Они существуют независимо от того, признает их социальный работник или нет, поскольку вытекают из самого факта включенности социального работника в профессиональную группу и профессиональную деятельность. Субъективность компонента обязанностей специалиста определяется тем, что он признает наличие этих обязанностей и добровольно возлагает их на себя. Содержание профессионального долга, таким образом, вытекает из требований, предъявляемых обществом и профессией к деятельности и поведению людей, выполняющих от имени общества определенные функции и занятых в данной профессиональной сфере. Содержание профессионального долга может быть документировано в большей или меньшей степени, но оно существует объективно.

Осознание социальным работником своего профессионального долга детерминирует его поведение в повседневной профессиональной практике и, в силу своей специфики, способствует повышению эффективности и качества деятельности. Ценность профессионального долга и должного поведения, отношений и действий вытекает из функций, которые деонтологическая регуляция выполняет. Она гарантирует:

· высокий профессионально – квалификационный уровень качества работы;

· четкое знание своих профессиональных обязанностей, добросовестное и неукоснительное их выполнение;

· профессиональную деятельность строго в рамках нормативно – правовой базы;

· глубокую убежденность в необходимости выполнения своих профессиональных обязанностей, поскольку этого требуют интересы общества, коллектива учреждения социальной защиты и клиента;

· сознательное и активное участие в профессиональной деятельности с целью достижения блага общества, трудового коллектива и клиента;

· заинтересованность в повышении эффективности работы своего коллектива и своей индивидуальной работы;

· высокую организованность и сознательную дисциплину, привычку к должному поведению;

· наличие волевых качеств, необходимых для выполнения своего профессионального долга;

· стремление постоянно совершенствоваться в профессии, осваивать новые знания, приобретать опыт практической деятельности.

Таким образом, представление о должном, о содержании долга и должного поведения, сформированные специалистом, могут существенным образом повлиять на эффективность и качество социальной работы, а на этом основании – и на благополучие общества в целом. Однако не все представления о должном, будучи опредмеченными, дают позитивный результат. Поэтому следует различать деонтологию как учение о должном, которое формируется с привлечением научных философских и социальных знаний, знаний о социальной работе, и деонтические представления личности или групппы, которые могут формироваться случайным образом и не быть научно обоснованными (корень в обоих терминах происходит от греческого deon – долг, однако во втором варианте отсутствует Logos – учение, наука). Это не означает, однако, что деонтологические и деонтические взгляды на содержание долга должны противоречь друг другу – они могут совпадать, поскольку интуитивно или путем логических размышлений личность может найти верное решение. Но они могут и противоречь друг другу, например, в тех случая, когда речь идет о разрешении деонтологического или этического конфликта, вследствие чего необходимо разъяснение специалистам сущности и содержания профессионального долга перед обществом и государством, перед клиентами, коллегами, профессией и перед самим собой.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.