Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






При изучении данной темы студентам необходимо обратить внимание на усвоение следующих основных положений. 5 страница






 

1. МГИМО: бакалавриат - 250 - 290 тысяч рублей, магистратура - 208 тыс. рублей - 12 тыс. евро;

2. МГУ: Высшая школа бизнеса (бакалавриат) - 290 тыс. руб., магистратура - 245 тыс. руб., факультет телевидения - 220 тыс. руб.;

3. ВШЭ-ГУ: бакалавриат - 145 - 365 тыс. руб.;

4. РГГУ: специалитет и бакалавриат - 100 - 250 тыс. руб., магистратура - 80 - 110 тыс. руб.;

5. МФЮА: специалитет - 98 - 120 тыс. руб.; бакалавриат и магистратура - 98 тыс. руб.;

6. Международный университет: специалитет - 2 - 2, 5 тыс. у.е.

Для сравнения, носящего весьма условный характер, обратимся к практике взимания стоимости за год обучения в университетах Великобритании на бакалаврских программах для граждан стран, не входящих в Европейский союз: 7 - 9 тысяч фунтов стерлингов на теоретических курсах; 9 - 12 тысяч фунтов стерлингов на курсах с лабораторной практикой; 19 - 23 тысячи фунтов стерлингов на курсах с клинической практикой.

Одним из общепризнаваемых в мире признаков и критериев качества национального образования является численность иностранных студентов. На протяжении многих лет США являются мировым лидером на рынке образовательных услуг. В 2004 - 2005 годах в США обучались 565 тысяч иностранных студентов < 1>. Великобритания, занимающая второе место, уступает по этому показателю США в два раза.

--------------------------------

< 1> Мониторинг экспорта образования // Коммерсантъ. 2006. 30 мая.

 

Интересно отметить главных экспортеров студентов в американские вузы в 2005 году: Индия - 80, 5 тысяч студентов, или 14% от их общего числа; Китай - 62, 5 тысяч студентов (в 1995 году их было 39, 5 тысяч); Южная Корея - 53, 4 тысячи студентов; Россия занимает 22 место с пятью тысячами студентов (в 1999 году их было семь тысяч).

По относительному числу студентов, обучающихся в США, лидирует Южная Корея - 112 студентов на 100 тысяч населения. По этому показателю она опережает Канаду - 85 студентов. У Индии - 8, а у Китая - 5 студентов на 100 тысяч населения. Значительная часть иностранных студентов уже имеют высшее образование. Среди китайских студентов таких 79%, среди индийских - 72, 5%, среди корейских - примерно 50%, среди российских студентов - 52, 5%.

Российское законодательство в области образования включает в себя Конституцию Российской Федерации, Федеральный закон " Об образовании", другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования.

С признанием права на труд государство обязано создавать условия, способствующие экономическому развитию общества, наиболее полной занятости населения. Оно гарантирует бесплатность среднего профессионального образования в государственных и муниципальных учреждениях и на предприятиях. Это является необходимой предпосылкой для подготовки к трудовой деятельности.

Вместо закрепляемого ранее принципа бесплатности всех видов образования предусматривается общедоступность и бесплатность образования в пределах государственного стандарта. Сохраняется право на получение высшего образования в государственных учебных заведениях на конкурсной основе.

Что касается негосударственных вузов, то гражданин вправе поступить в частное, т.е. платное, высшее учебное заведение без всяких ограничений со стороны закона. Государство гарантирует бесплатное и общедоступное получение дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования. Родителям (или лицам, их заменяющим) вменяется в обязанность способствование получению детьми основного общего образования.

Основными задачами законодательства Российской Федерации в образовательной сфере являются:

1) разграничение компетенции в области образования между органами управления образованием различных уровней;

2) обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование;

3) создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования;

4) определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования, а также правовое регулирование их отношений в данной области.

Образовательные программы определяют содержание образования по различным уровням и направлениям. Они подразделяются на общеобразовательные и профессиональные программы.

Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

К общеобразовательным относятся следующие программы: дошкольного образования; начального образования; основного общего образования; среднего (полного) общего образования.

Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации.

К профессиональным относятся программы: начального профессионального образования; среднего профессионального образования; высшего профессионального образования; послевузовского профессионального образования.

Образовательная деятельность осуществляется образовательными учреждениями. В зависимости от организационно-правовых форм они подразделяются на государственные, муниципальные, частные, иных форм собственности (например, общественных или религиозных органов). Их деятельность регулируется типовыми положениями и разработанными на их основе уставами.

По российскому законодательству образовательным является учреждение, реализующее одну или несколько образовательных программ и обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся.

Непосредственное управление образовательным учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию заведующий, директор, ректор или иной руководитель соответствующего образовательного учреждения. В вузах образовывается коллективный орган - ученый совет.

Ранее главенствующее положение в системе федеральных органов управления образованием занимало Министерство образования Российской Федерации (Минобразование России). Его правовой статус был определен Положением о Министерстве образования Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 года.

Сейчас эта роль принадлежит Министерству образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России), в состав которого входят: Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам; Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки; Федеральное агентство по науке и инновациям; Федеральное агентство по образованию < 1>.

--------------------------------

< 1> См.: Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 года N 724 " Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" (в ред. Указов Президента РФ от 30.05.2008 N 863, от 06.09.2008 N 1315, от 07.10.2008 N 1445, от 03.12.2008 N 1715, от 25.12.2008 N 1847, от 31.12.2008 N 1883).

 

Министерство образования и науки Российской Федерации < 1> является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, а также в сфере воспитания, опеки и попечительства над детьми, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений. Оно осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и агентств.

--------------------------------

< 1> См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280, утвердившее Положение о Министерстве образования и науки Российской Федерации (в ред. Постановлений Правительства Российской Федерации от 06.04.2005 N 188, от 25.04.2006 N 241, от 27.10.2007 N 706, от 18.06.2008 N 460, от 18.08.2008 N 629, от 13.10.2008 N 753, от 07.11.2008 N 814, от 20.11.2008 N 871, от 29.12.2008 N 1052, от 27.01.2009 N 43, от 31.03.2009 N 278).

 

В качестве главной задачи Минобрнауки России призвано обеспечить осуществление государственной политики в области образования и науки. В частности, к ведению министерства отнесена разработка федеральных государственных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. Порядок разработки, утверждения и введения государственных образовательных стандартов, а также иных основных задач, стоящих перед Минобрнауки России, как правило, определяется Правительством Российской Федерации < 1>.

--------------------------------

< 1> См., например, следующие Постановления Правительства Российской Федерации:

от 4 мая 2005 года N 284, установившее полномочия Министерства образования и науки РФ по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственного учета результатов научно-технической деятельности;

от 10 марта 2005 года N 123, установившее полномочия Министерства образования и науки РФ по оказанию содействия в устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи;

от 16 мая 2005 года N 303, установившее полномочия Министерства образования и науки РФ в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации;

от 23 ноября 2006 года N 714, установившее полномочия Министерства образования и науки РФ по утверждению норм современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации и правил русской орфографии и пунктуации;

от 4 мая 2008 года N 333, установившее полномочия Министерства образования и науки РФ по противодействию терроризму;

от 24 февраля 2009 года N 142, утвердившее Правила разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов.

 

Минобрнауки России принимает участие в лицензировании образовательного процесса. В его компетенцию входит выдача лицензий на право ведения образовательной деятельности, а также осуществление государственной аккредитации и аттестации образовательных учреждений. В процессе аттестации устанавливается соответствие качества подготовки выпускников образовательных учреждений требованиям государственных образовательных стандартов. Государственная аккредитация образовательных учреждений проводится на основе заключения об аттестации образовательного учреждения. В результате государственной аккредитации образовательное учреждение наделяется дополнительными правами: правом выдачи документов государственного образца о соответствующем уровне образования, правом на получение бюджетных средств и др.

К компетенции Минобрнауки России относится: инспектирование образовательных учреждений и органов управления образованием; создание, реорганизация, ликвидация и осуществление проверки образовательных учреждений, непосредственно подчиненных ему.

На региональном уровне задачи и функции Минобрнауки России выполняют его территориальные органы.

 

17.1.2. Организация научных исследований

 

Перед Российской Федерацией на современном этапе в области науки стоят следующие основные задачи, решаемые с помощью административно-правового регулирования:

- определение роли науки в обществе и роли государства в отношениях с нею;

- организационное и юридическое обеспечение научной деятельности;

- финансовое обеспечение научной деятельности;

- постановка перед наукой государственно значимых задач;

- выбор приоритетов научных исследований в соответствии с приоритетами общественного развития;

- формирование механизмов организации, финансирования и стимулирования науки, адекватных рыночной экономике, наряду с сохранением традиционных и оправдавших себя методов.

В 2006 году из бюджета России (численность населения которой составляла около 143 млн. человек) на развитие науки было выделено 72 млрд. рублей, что составило примерно 2, 5 млрд. долларов. Министерством образования и науки РФ разработана программа " Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009 - 2013 годы".

В то же время в Израиле на эти цели выделяется 5 млрд. долларов при численности населения в 6, 7 млн. человек (это 5% от ВВП страны и является самым высоким показателем в мире). Более 20 млн. долларов ежегодно выделяется на поддержку наиболее одаренных израильских школьников и студентов. Руководство Израиля обоснованно посчитало: чтобы успешно конкурировать с другими странами по уровню и качеству жизни народа, когда практически нет природных ресурсов, необходимо вкладывать деньги в образование и науку.

Государственные вложения только в фундаментальную науку США в 2005 году составили 131 млрд. долларов (эта сумма была сопоставима с объемом бюджета России на 2005 год), что составило примерно одну треть всех государственных затрат на науку. Например, весь бюджет Российской Академии наук (РАН) равен бюджету среднего американского университета. В то же время начиная с середины 90-х годов XX столетия в Китае ежегодно государственные затраты на науку возрастают в среднем на 17%.

По сведениям, изложенным в докладе Общественной палаты Российской Федерации " Образование и общество", внутренние затраты на исследования и разработки в секторе высшего образования в расчете на одного исследователя (тыс. долл. США) в ряде стран за 2009 год выглядели следующим образом: Нидерланды - 250; Канада - 174; Германия - 154; США - 151; Швейцария - 142; Ирландия - 133; Тайвань - 129; Корея - 115; Франция - 114; Великобритания - 98; Исландия - 97; Япония - 89; Финляндия - 85; Греция - 76; Испания - 70; Чехия - 64; Португалия - 60; Китай - 46; Люксембург - 42; Польша - 23; Россия - 14; Румыния - 13 < 1>.

--------------------------------

< 1> См.: Российская бизнес-газета. 2009. 22 сентября.

 

По показателю внутренних затрат на ведение научных исследований Россия занимает незавидное 29 место в мире. Ниже приведенные сведения (за 2007 год) дают наглядное представление о месте Российской Федерации среди ведущих государств мира по объему выделяемых средств на ведение научных исследований < 1>: США - 343, 7 млрд. долл. США; Япония - 138, 8 млрд. долл. США; Китай - 86, 8 млрд. долл. США; Германия - 66, 7 млрд. долл. США; Южная Корея - 35, 9 млрд. долл. США; Россия - 23, 5 млрд. долл. США.

--------------------------------

< 1> См.: Российская газета. 2008. 12 ноября.

 

При этом прослеживается отставание динамики затрат от роста ВВП. Увеличивается зависимость эффективности научного процесса от бюджетных расходов. Это свидетельствует о крайне низкой инвестиционной активности бизнеса в важной сфере не только государственной, но и общественной деятельности.

В постсоветской России количество конструкторских бюро по сравнению с советским периодом было сокращено в 4, 6 раза, а научно-исследовательских институтов - в 8 раз. По сведениям Минобрнауки России в государственном секторе (в 2007 году) находилось 1483 организации, что составляло 37, 5% от общего числа организаций, выполнявших научные исследования и разработки. В 1995 году таких организаций было менее 30%.

По состоянию на 2007 год в России было 1153 исследовательских института, подавляющее большинство которых находилось в ведении имеющих государственный статус академий наук (РАН, РАМН, РАО, РАСХН и Российская академия художеств). Остальные исследовательские институты находились в подчинении федеральных министерств и ведомств, а также органов исполнительной власти субъектов РФ.

Под крышей крупных государственных и негосударственных корпораций (" Росатом", " Роснано", " Ростехнологии", " Объединенная авиастроительная корпорация") формируется корпоративная наука. Наблюдается активный процесс объединения с этими структурами государственных и негосударственных научных организаций. Практически все корпорации стремятся получить доступ к бюджетным средствам, выделяемым на ведение научных исследований.

Ранее государственное регулирование в сфере научно-технической политики осуществлялось Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации (Минпромнауки России), правовой статус которого был определен Положением о нем (утверждено Постановлением Правительства РФ от 26 октября 2000 г.).

В соответствии с Положением о порядке присуждения ученых степеней (утверждено Постановлением Правительства РФ от 30 января 2002 г.) в целях обеспечения единой государственной политики в области государственной аттестации научных и научно-педагогических кадров и присуждения ученых степеней действует высшая аттестационная комиссия Министерства образования РФ (ВАК России). ВАК руководит диссертационными советами вузов и научных организаций.

Правительством Российской Федерации утвержден единый реестр ученых степеней и ученых званий, которым установлены: ученая степень доктора наук по отрасли науки; ученая степень кандидата наук по отраслям науки; ученое звание профессора по специальности; ученое звание доцента по специальности; ученое звание профессора по кафедре образовательного учреждения; ученое звание доцента по кафедре образовательного учреждения.

По количеству научных работников на 1 миллион населения Россия находится на одном уровне с Канадой и Германией - около 3, 5 тысячи человек. Однако эффективность отдачи от их исследований в виде реальных внедрений в практику деятельности далеко не одинакова. За период 1995 - 2005 годов Россия заняла восьмое место в мире по количеству опубликованных научных работ < 1>. Однако по частоте ссылок на них - только восемнадцатое.

--------------------------------

< 1> Атака на академию // Коммерсантъ. 2006. 23 июня.

 

Для сравнения отметим, что ученые США опубликовали 2, 8 миллиона статей, которые были процитированы 36, 2 миллиона раз. В среднем если каждую статью российского ученого в мире цитируют менее трех раз, то американского - тринадцать раз. Для ученых ведущих стран мира средняя цифра ссылок на публикации составляет 5 - 6 раз. По этому показателю качества и актуальности научных публикаций Россию опережают не только страны большой семерки, но и Голландия и Китай.

Процесс изменения численности лиц, утвержденных Высшей аттестационной комиссией (ВАК) Минобрнауки в различных ученых степенях с 2000 по октябрь 2008 года, характеризовался следующими изменениями (смотри таблицу) < 1>.

--------------------------------

< 1> Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки // Российская газета. 2009. 22 января.

 

Годы Количество докторов наук Количество кандидатов наук
     
     
     
     
     
     
     
     
2008 (октябрь)    

 

Из почти 4 тысяч диссертационных советов, действовавших в 2006 году, в России в конце 2007 года осталось чуть более 2 тысяч. Общая динамика изменения числа советов по защите докторских и кандидатских диссертаций с 2001 по октябрь 2008 года характеризовалась следующими показателями (смотри таблицу) < 1>.

--------------------------------

< 1> Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки // Российская газета. 2009. 16 января.

 

Годы Количество докторских советов по защите диссертаций Количество кандидатских советов по защите диссертаций
     
     
     
     
     
     
     
2008 (по октябрь)    

 

Постепенно более строгими становятся требования ВАК к качеству диссертационных исследований. В 2005 году президиум ВАК по различным основаниям отклонил 345 кандидатских и 135 докторских диссертаций. В 2006 году - соответственно 667 и 161. В 2008 году общее количество отклоненных диссертаций составило около одной тысячи (это 3 - 4% от общего количества подготовленных научных исследований).

В 2004 году мировой объем экспорта высокотехнологичной продукции составлял около 1430 млрд. долларов, из них экспорт из: США - 216 млрд., Гонконга - 161, Германии - 131, Японии - 124, Китая - 80, Финляндии - 10, а из России - только 3 млрд. Это составило всего 0, 02% от объема мирового экспорта. Необходимо отметить, что численность населения России составляет около 2% от общей численности населения на Земле.

В 2007 году доля отдельных государств в общем объеме производства высокотехнологичной продукции выглядела следующим образом: США - 36% (около 5% численности населения Земли); Европейский союз - 18% (около 8%); Китай - 17% (около 20%); Япония - 16% (около 2%); Россия - 0, 2 - 0, 3% (около 2%) < 1>. К техническому отставанию России следует добавить, что средний возраст работников на российских промышленных предприятиях в феврале 2009 года составлял более 50 лет, а износ основных фондов от 50 до 74%. Доля сырья в современном российском экспорте превышает 70%, а в СССР (1985 г.) - менее 54%.

--------------------------------

< 1> Радзиховский Леонид. Послезавтра // Российская газета. 2009. 3 февраля.

 

В контексте излагаемого показателен и другой пример. Среди 500 крупнейших компаний мира в 2006 году находилось 37 нефтегазовых концернов. Из них три были российскими. Но среди ведущих компаний, производящих биотехнологии, компьютеры, ИТ-оборудование и программное обеспечение, российские фирмы отсутствуют.

В 2006 году доля России в мировом обороте наукоемкой продукции составляла 0, 3%, а доля Китая - 6%. В то же время, по данным МИДа России в нашей стране проживает 12% ученых всего мира. Не совсем удовлетворительное положение дел в микроэлектронной промышленности наиболее ярко иллюстрирует отставание России от других стран. В 1990 году эта отрасль на 100% удовлетворяла потребности гражданского и военного секторов экономики. В 2005 году доля импортной продукции составила 93, 7%, а отечественной - только 6, 3%.

Стремительно растут бюджетные расходы государств на исследования, проводимые в области нанотехнологий < 1>. Впервые будущее этого революционного по своей сути научного направления предсказал еще в 50-х годах XX столетия лауреат Нобелевской премии физик Ричард Фейнман. Тогда это казалось фантастикой. Но уже в 1998 году на эти цели США выделили 200 млн. долл. США, а Япония с Западной Европой - по 180 млн. долл. США. В 2006 году безусловным лидером были США - 1351 млн. долл. США. Япония на эти цели затратила 990 млн. долл. США. Западная Европа - 1150 млн. долл. США, а Россия - только 100 млн. долл. США.

--------------------------------

< 1> Главным фактором нанотехнологий считается атом, размер которого составляет одну миллиардную часть метра, или десять в девятой степени метра. От цифры девять (по гречески " нано") пошло качественно новое научное направление - нанотехнология.

 

К 2012 году Россия планирует достичь сегодняшних расходов США (около 250 млрд. рублей). Эксперты предполагают, что к 2010 году мировой нанорынок должен превысить 1 трлн. долларов. Для реализации поставленных целей в области нанотехнологий в России стала формироваться соответствующая правовая база. Например, принят Федеральный закон о создании Российской корпорации нанотехнологий < 1>. " Корпорация действует в целях содействия реализации государственной политики в сфере нанотехнологий, развития инновационной инфраструктуры в сфере нанотехнологий, реализации проектов создания перспективных нанотехнологий и наноиндустрии" (п. 1 ст. 3).

--------------------------------

< 1> Федеральный закон от 19 июля 2007 года N 139-ФЗ " О Российской корпорации нанотехнологий" // Российская газета. 2007. 25 июля.

 

Ведущая роль мирового лидера в экономике США базируется на мощном научном потенциале. Цифры свидетельствуют о следующем. Из 222 продолжающих работать лауреатов Нобелевской премии в области науки (сентябрь 2008 года) 155 (около 70%) работали в США. Остальные 67 лауреатов работали в следующих странах: 13 - в Великобритании; 11 - в Германии; 9 - в Швейцарии; 8 - во Франции; 4 - в Японии; по три - в Дании, Швеции, Италии, Израиле и Австралии; по одному - в Канаде, Китае, Нидерландах, Бельгии и на Тайване.

В России (2009 г.) работают два лауреата - это академики Алферов и Гинзбург. Для сравнения отметим, что в 1980 году в СССР работали семь нобелевских лауреатов в области науки (академики Капица, Семенов, Басов, Прохоров, Канторович, Франк и Черенков).

Из примерно 40 живущих в мире лауреатов Филдовской медали (аналог Нобелевской премии для математиков) 8 являются гражданами России. Это второй показатель после США. Однако 6 из них работают в США и 1 во Франции. Всего в США работает 21 лауреат Филдовской премии, 8 - во Франции, 5 - в Англии, 2 - в Японии, по одному - в ФРГ, Бельгии и России (Перельман).

На 1 января 2006 года в системе РАН было 413 организаций, в которых работало 112633 человека, в том числе научных работников - 55533 человека. Из них 10008 - докторов наук и 26226 - кандидатов наук. 14% сотрудников РАН - в возрасте 30 - 39 лет и 53% - в возрасте старше 50 лет.

Членами РАН являлись 1164 человека (467 академиков и 697 членов-корреспондентов). Их возрастные характеристики выглядели следующим образом < 1>.

--------------------------------

< 1> См.: Выжутович Валерий. Академическая задолженность // Рос. газета. 2006. 24 мая; Медведев Юрий. Тайное становится явным // Рос. газета. 2007. 30 марта; Медведев Юрий. Академический марафон // Российская газета. 2008. 28 мая.

 

  1970 год (возраст) 2004 год возраст) 2005 год (возраст) 2008 год (возраст)
Академик 65 лет 2, 2 года 72, 9 года 70, 7 года
Член-корреспондент 59 лет 5, 7 года 66, 5 года 66, 2 года
Доктор наук - 0, 8 года 61, 7 года -
Кандидат наук - 50 лет 50, 5 года -
Научный сотрудник без ученой степени - 0, 2 года 41, 6 года -

 

По состоянию на май 2008 года в составе РАН работало 24 секции и более 100 региональных и тематических отделений. Эти структуры объединяли свыше 4500 ведущих ученых страны, из которых более 200 членов государственных академий и 23 лауреата Нобелевской премии < 1>.

--------------------------------

< 1> Справка " РГ" // Российская газета. 2008. 30 апреля.

 

Впервые РАН была создана Петром I как государственная организация. Президент Академии всегда назначался царем. В советское время президенты в соответствии с уставом Академии избирались научным сообществом. Однако практически по любому серьезному вопросу негласно требовалось получение одобрения от курирующего науку отдела ЦК КПСС. В советский период во главе РАН стояли такие яркие личности, как академики С. Курчатов, М. Келдыш (14 лет), С. Вавилов (6 лет), С. Королев, А. Александров (11 лет). С 1991 года Президентом РАН является академик Ю. Осипов. 30 мая 2008 года он был переизбран на очередной 5-летний срок.

В структуру РАН входят: президент РАН; президиум РАН; 10 вице-президентов; главный ученый секретарь президиума РАН; 9 академиков-секретарей отраслевых отделений; три территориальных отделения (Сибирское, Уральское и Дальневосточное); Санкт-Петербургский научный центр РАН; 9 отраслевых отделений (математических наук; физических наук; нанотехнологий и информационных технологий; энергетики, машиностроения, механики и процессов управления; химии и наук о материалах; биологических наук; наук о Земле; общественных наук; историко-филологических наук). После состоявшихся в конце мая 2008 года выборов количество академиков составило 522 человека, а членов-корреспондентов - 822 человека. До этого кадры РАН характеризовались следующим образом (см. таблицу).

 

  На 1 января 2002 г. На 1 января 2008 г.
Общая численность сотрудников РАН    
Из них: академики 458 (108 работают вне системы РАН) 478 (137 работают вне системы РАН)
Члены-корр. РАН 686 (237 работают вне системы РАН) 710 (256 работают вне системы РАН)
Доктора наук    
Кандидаты наук    
Без научной степени    
Принято на работу выпускников вузов    
Поступили в аспирантуру    

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.