Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Необходимость двойного использования космоса

 

В настоящее время все большее число государств приходит к пониманию важности использования космического пространства для решения задач национальной безопасности и социально-экономического прогресса и в связи с этим в тех или иных формах активизирует свою космическую деятельность. И хотя космический потенциал России позволяет говорить о ее полноправном месте в ряду ведущих космических держав, уже сегодня возникла потенциальная опасность ее отставания в рассматриваемой сфере деятельности. Этот факт обусловлен особенностями современного этапа развития космонавтики в России, для которого характерны существенное снижение государственного финансирования космической отрасли, отсутствие устойчивого места России в международной космической кооперации, деформация военно-промышленного комплекса России, который в течение долгих лет являлся источником передовых технических и технологических достижений отечественной космонавтики, что, в свою очередь, определялось в значительной степени ее военной ориентацией. Космонавтика в России так же, как и других странах, выросла в условиях приоритетного использования всех ее достижений для нужд укрепления обороноспособности страны. В дальнейшем совершенствование космических средств, удешевление их производства и эксплуатации, резкое повышение технических характеристик привели к повышению экономической эффективности их использования. В свою очередь, это привело к бурному развитию гражданской ветви космических средств, которая по некоторым своим направлениям достигла не только самоокупаемости, но и чисто коммерческой целесообразности развития.

В этой связи необходимо отметить, что гражданской составляющей космической деятельности до начала 1990-х гг. уделялось значительно меньше внимания как в отношении финансирования, так и в отношении организации эффективного взаимодействия с военной составляющей в интересах наиболее эффективного использования совокупного космического потенциала для решения различных задач. Последний факт был обусловлен рядом причин, важнейшими из которых являются:

· уровень финансирования, позволяющий в мирное время создавать избыточные по составу орбитальные группировки военного назначения, делал в общем случае неактуальным рассмотрение вопроса использования гражданских систем для решения задач обеспечения обороны и безопасности государства;

· принцип постоянной боеготовности военного космоса не позволял эффективно использовать избыточный состав военных космических систем в мирное время для решения гражданских задач, что, в свою очередь, приводило к возникновению невостребованного космического потенциала (по ряду оценок он составлял от 30 до 70 %).

Самостоятельность развития военных и гражданских систем в значительной степени искусственна, поскольку основным определяющим их облик требованием является приспособленность к условиям эксплуатации в космическом пространстве. Понимание целесообразности создания космических систем двойного назначения пришло только сейчас. Двойное назначение предполагает проектирование системы с учетом ее применения для решения как гражданских, так и военных задач. Понятно, что в общем случае стоимость одного КА, способного решать оба типа задач, будет выше, чем стоимость чисто военного или чисто гражданского, но заведомо ниже, чем двух КА, вместе взятых.

Проблема “разрыва” военного и гражданского космоса с точки зрения их совместного применения для решения широкого круга задач не является уникальной проблемой России. Так, в США это привело к неоправданному удорожанию военных разработок за счет снижения уровня доступа военного сектора к быстро развивающимся в отдельных областях коммерческим технологиям в сочетании с затруднениями в использовании в гражданском секторе результатов объемных государственных инвестиций в военные сферы. Помимо этого, обозначилась тенденция к снижению конкуренции в области военных НИОКР за счет снижения числа потенциальных заказчиков вследствие объединения фирм, деятельность которых связана с военными заказами (по сравнению с 1985 г. в области производства ракет-носителей их число снизилось на 25 %, в области производства космических аппаратов – на 25 %, двигательных установок – на 38 %, боевых ракет – на 57 %, средств разведки – на 40 %).

Опасность такого разрыва достаточно своевременно была оценена, и в США были отработаны механизмы передачи информации, полученной от военных космических систем, гражданским ведомствам, а также механизмы привлечения гражданских и коммерческих космических систем для решения военных задач. Так, гражданские системы широко используются военными ведомствами прежде всего путем аренды каналов коммерческих спутников связи. Министерство обороны США получает также большой объем информации от гражданских спутников разведки природных ресурсов Земли, геодезии и метеорологии, использует более 20 % информации, получаемой от американской системы Land sat, дополняя ее информацией от ИСЗ дистанционного зондирования Spot (Франция) и Moss (Япония). Картографическое управление министерства обороны США является вторым после министерства сельского хозяйства ведомством по числу закупаемых снимков, полученных с КА разведки природных ресурсов. Было также организовано взаимодействие ведущих координаторов разработки новых технологий военных и гражданских ведомств (DARPA, НАСА и др.) в форме совместных проектов (проект TRP) и двусторонних соглашений о координации работ в области новых технологий (соглашение между НАСА и Космическим командованием ВВС, заключенное в феврале 1997 г.).

США занимают лидирующее положение по использованию военных космических систем в гражданских целях и коммерческих спутников в военных целях, существенно снижая таким путем общие расходы на космическую деятельность. Другие страны главным образом получают выигрыш за счет широкого использования коммерческих спутников в интересах вооруженных сил.

В России буквально с каждым днем обостряется проблема интеграции военного и гражданского космоса. Если в США эта проблема при полном понимании ее причин и важности решается целенаправленно и планомерно, то в нашей стране она в значительной степени окрашена борьбой за выживание космических предприятий, которые вынуждены заниматься распродажей (зачастую бесконтрольной) высоких космических технологий либо предоставлением услуг, связанных с космической деятельностью. Если первая составляющая часто приводит к утечке высоких космических технологий за рубеж, то в рамках второй составляющей рядом предприятий космической отрасли России (такими, как ГКНПЦ им. М.В. Хруничева, и др.) уже сегодня накоплен положительный опыт применения космических средств, ранее разработанных по заказам Министерства обороны, в гражданской сфере, в том числе на международном рынке космических услуг на коммерческой основе. Однако действительно эффективная интеграция военного и гражданского космоса в интересах развития космического потенциала России невозможна без выявления объективных проблем двойного применения космических средств и разработки на этой основе взаимосвязанных путей их решения. При этом само толкование термина “двойное применение” должно включать не только применение военных космических систем (технологий) для решения гражданских задач, но и применение гражданских космических систем (соответствующих технологий) для решения задач обороны и безопасности. Как уже отмечалось, облик любой космической системы прежде всего диктуется условиями работы в космосе, а не ее предназначением для решения военных или гражданских задач. Это означает, что существует принципиальная возможность расширения области использования уже существующих космических систем.

Сложившийся к началу XXI в. взгляд на области применения космических средств позволяет сразу же приступить к оптимизации номенклатуры отечественных космических систем и комплексов, имея в виду сокращение ее размерности. С целью оптимизации номенклатуры космических систем (комплексов) в рамках Федеральной космической программы уже предусмотрена государственная поддержка и долевое финансирование космических систем и средств двойного назначения и двойного применения, которые, несомненно, найдут свое продолжение в XXI в. При этом под средствами двойного назначения будем понимать космические комплексы (системы) и технику наземных объектов космической инфраструктуры, специально создаваемые для решения как военных, так и гражданских задач. Под средствами двойного применения будем понимать космические комплексы (системы) и технику наземных объектов космической инфраструктуры, создаваемые специально для решения только военных или только гражданских задач и используемые (которые могут быть использованы) для решения задач в смежной (соответственно гражданской или военной) области. К началу XXI в. уже сложилась практика использования по двойному назначению отечественных космических средств и систем. Так, космическая система связи “Альтаир”, создаваемая в интересах решения оборонных задач, изначально должна была решать также и задачу обеспечения бесперебойной связи комплекса “Мир” с Центром управления полетом. Такое использование космической системы по двойному назначению было задумано еще в конце 1970-х – начале 1980-х гг. К настоящему времени двойное назначение космических средств приобрело свой юридический статус в виде соглашения между двумя ведомствами (Минобороны и Росавиакосмосом), основные положения которого направлены на совместное финансирование разработки и эксплуатации следующих систем (работ):

· “Луч” – космический комплекс глобальной космической ретрансляционной системы с космическим аппаратом на геостационарной орбите;

· “Ресурс - ДК” – космическая система оптико-электронного наблюдения;

· “Комета”, “Барс” – космические комплексы картографирования;

· ГЛОНАСС – космическая навигационная система;

· “Надежда-М” – космическая система навигации и определения объектов, терпящих бедствие.

Одним из реальных путей сохранения возможностей использования орбитальных средств для решения военных задач является максимальное привлечение орбитальных средств гражданского назначения. Использование гражданских КА связи, наблюдения, координатно-временного, гидрометеорологического обеспечения и других для решения военных задач является одной из основных тенденций военно-космической деятельности в мире. Пользователям военного и других силовых ведомств в рамках гражданских систем спутниковой связи в настоящее время могут быть предоставлены каналы магистральной и зональной связи (абонирование на постоянной или временной основе) через КА связи. При этом возможна организация так называемой выделенной (ведомственной) сети по технологии VSAT (связь с использованием земных станций с антенной малой апертурой), в которой через ретрансляционный ствол обеспечивается радиальная двухсторонняя связь узловой станции с группой абонентов.

Для оперативного информационного обеспечения в труднодоступных районах могут использоваться перевозимые абонентские станции спутниковой связи.

По стволам телевизионного вещания через КА (типа “Горизонт” и “Экспресс”) могут быть уже сейчас переданы на станции типа “Москва” (диаметр антенны ~2, 5 м) топографические и электронно-цифровые карты местности, синоптические карты и другие видовые документы. И в XXI в. эти возможности будут существенно расширяться.

В более отдаленной перспективе с помощью перспективных КА передачи данных типа “Зеркало” может быть организована передача данных большого объема либо непосредственно с КА, либо путем ретрансляции с наземных пунктов приема информации. Для установки целевой аппаратуры уже сейчас может использоваться платформа “Экспресс-М” (срок активного существования около 10 лет, энергообеспечение около 5, 5 кВт), разработанная в ходе реализации гражданских проектов, в том числе и по заказам зарубежных партнеров, а в дальнейшем – ее модификации.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Переведите в письменной форме абзацы 1,2,3,4. | 




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.