Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Различия хронометрических характеристик






 

Временные характеристики относятся, несомненно, к числу наиболее значимых индикаторов общих процессов и реакций организма по всем его состояниям и особенностям (возрастным, половым, нейродинамически-типовым, темпераментным и т. д.). В этом отношении показательны классические данные К. Юнга о скорости словесно-ассоциативных реакций.

С помощью ассоциативного эксперимента Юнг обнаружил прежде всего общую зависимость скорости этих реакций от уровня умственного развития, фактически отождествленного им с образованностью. Образованные испытуемые отличаются большей скоростью словесно-ассоциативной реакции, причем эта закономерность одинаково распространяется на мужчин и женщин. Однако в пределах каждой группы («образованные» и «необразованные») очень ясно вскрываются половые различия за счет относительно большей скорости этих реакций у мужчин, чем у женщин (отношение 1, 3-1, 7). В группе «необразованные» эта тенденция усиливается, половое различие более глубокое (отношение 1, 6-2, 2).

Исходя из своей классификации типов словесных ассоциаций (внутренние, внешние, словесно-звуковые), Юнг нашел, что половые различия занимают разное положение в каждой из этих категорий словесно-ассоциативных групп. В наименьшей мере они вскрываются в сфере простейших, словесно-звуковых ассоциаций: в группе «образованные» у мужчин – 1, 8, у женщин – 2, 0; в группе «необразованные» у мужчин – 2, 4, у женщин – 2, 6.

Фактор полового диморфизма почти полностью перекрывается фактором образования: время реакции такого рода уменьшается с образованием и более высоким уровнем умственного развития.

Примыкает к такому положению картина распределения внешних словесных ассоциаций, фактически совпадающих с ассоциациями по смежности.

По-иному проявляется этот фактор в сфере так называемых внутренних словесных ассоциаций, более близких к ассоциациям по сходству. Здесь одновременно усиливается как фактор образования (у необразованных мужчин и женщин время реакции больше, чем у образованных), так и фактор полового диморфизма, но все же последний имеет больший вес. Он увеличивается у необразованных почти вдвое: необразованные женщины больше отличаются по времени реакции (ВР – 2, 8) от образованных женщин (ВР – 2, 1), чем необразованные мужчины (ВР – 1, 9) от образованных мужчин (ВР – 1, 2). Фактор образования, хотя и не устраняет полностью фактора полового диморфизма в этой области словесных ассоциаций, все же как-то ослабляет, нейтрализует его действие, в то время как «необразованность» его усиливает. Таким образом, в этой области наиболее ярко проявляется общая закономерность, обнаруженная Юнгом в его исследованиях.

Время словесных ассоциаций зависит, по Юнгу, от сочетания трех факторов: уровня умственного развития, характера слов-раздражителей и типа репродуцируемой ассоциативной связи. В числе факторов половой диморфизм, как и возраст, не фигурирует. Однако на основании большой массы экспериментальных данных Юнг установил константы времени словесно-ассоциативной реакции у мужчин (1, 6 с) и женщин (2 с). Оказалось (по данным других исследователей), что близко к этим величинам находятся величины времени таких реакций у мальчиков и девочек. Если составить таблицу времени словесно-ассоциативных реакций по данным разных авторов, приведенным Е. И. Бойко*, то получится, в общем, совпадающая с юнговскими константами картина (табл. 20).

* Бойко Е. И. Время реакций человека. – М.: Медицина, 1964.

 

Таблица 20

 

Данные о времени словесно-ассоциативных реакций
Авторы Мальчики Девочки
Мак-Гейе   И. А. Котляр   Д. М. Маянц и Ю. С. Юсевич От 7 до 10 лет 1, 94с От 7 до 10 лет 2, 59с
От 8 до 10 лет 2, 1 с От 8 до 10 лет 2, 9с
От 7 до 10 лет 1, 65с От 7 до 10 лет 1, 9с

 

Во всех случаях время словесно-ассоциативных реакций у мальчиков было несколько меньше, чем у девочек. Если сопоставить эти данные с юнговскими, то окажется, что возрастные различия (младший школьный возраст и взрослые люди) менее значимы, чем половые, которые проявляют себя одинаково как в предпубертатном, так и зрелом возрасте*.

* Об этом можно судить по данным большого исследования Д. Палермо, изучавшего словесные ассоциации и речевое поведение у детей, подростков, юношей и девушек. Он обнаружил большую продвинутость в речевом развитии у девочек и девушек сравнительно с их сверстниками. Сопоставление уровней речевого поведения и усложнения словесных ассоциаций с хронометрическими показателями словесно-ассоциативных реакций свидетельствует о своеобразной отрицательной зависимости между сложностью словесно-ассоциативных структур и скоростью речевых реакций (Палермо Д. Словесные ассоциации и речевое поведение детей // Изучение развития и поведения: Сб. – М.: Просвещение, 1966).

 

Учитывая ранее приведенные данные, в частности сопоставление времени словесно-ассоциативных реакций у подростков и взрослых, можно предположить, что фактор полового диморфизма является более постоянным, чем возрастной. Об этом свидетельствуют, например, данные Беллиса о возрастных изменениях психомоторных реакций у здоровых мужчин и женщин с 20 до 60 лет (табл. 21)*.

* Приведена по кн.: Бурльер Ф. Старение и старость. – С. 36.

 

Из данных табл. 21 следует, что хотя имеются некоторые различия в изменениях скорости психомоторной реакции в зависимости от модальности сигналов (более выраженные в слуховой системе, чем в зрительной), однако они совершенно незначительны и их вполне можно игнорировать. Таким образом, необычайная близость психомоторных реакций на свет и звук свидетельствует о том, что в их основе лежат не рецепторные, а общие корковые механизмы.

 

Таблица 21






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.