Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возрастно-половые особенности остроты зрения у детей дошкольного возраста






 

  Девочки Мальчики
Возраст Левый глаз Правый глаз Бинокулярно Левый глаз Правый глаз Бинокулярно
4 года 0, 56 0, 59 0, 65 0, 56 0, 59 0, 63
5 лет 0, 87 0, 87 1, 08 0, 86 0, 88 1, 08
6 лет 0, 97 0, 96 1, 3 0, 94 0, 94 1, 2
Среднее 0, 76 0, 80 1, 01 0, 68 0, 80 0, 94

 

Первоначально, в четыре и пять лет, монокулярные и бинокулярные показания почти полностью совпадают, но в шесть лет половая дифференциация проявляется уже довольно явно. Острота зрения у девочек в шесть лет выше в бинокулярном зрении на 0, 1; в монокулярном зрении правого глаза – на 0, 2, в монокулярном зрении левого глаза – на 0, 3. Это значит, что острота зрения как психофизиологическая функция созревает у девочек раньше, как, впрочем, и многие другие более общие функции поведения и жизнедеятельности. Об этом же говорит и средняя величина для каждой из групп (девочек и мальчиков), особенно средняя величина бинокулярной остроты зрения, которая у девочек достигает нормы взрослого человека, в то время как у мальчиков эта норма еще не достигнута.

Нужно учесть, что в 6-7 лет, как установила Е. Ф. Рыбалко, наступает второй период созревания этой функции в дошкольном возрасте, который характеризуется нормальной и даже повышенной остротой зрения. На основании экспериментальных данных Е. Ф. Рыбалко установила, что «к моменту обучения ребенка в школе пространственно-различительная функция его зрительного аппарата в основном сформировалась»*. С дополнением Л. В. Саулиной это положение может быть более дифференцированно отнесено к обеим группам детей. Предстоит выяснить, в какой мере подобная дифференциация распространяется на другое положение Е. Ф. Рыбалко – о том, что у детей 7-8 лет (первоклассников) острота зрения значительно хуже, чем у дошкольников 6-7 лет. Нагрузка зрительной работой в период первоначального обучения снижает уровень этой функции у детей. Можно допустить, что такое снижение будет большим у мальчиков, поскольку созревание этой функции у них еще не завершено полностью к началу обучения. Это предположение предстоит специально проверить в дальнейших исследованиях.

* Ананьев Б. Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. – М.: Просвещение, 1964.

 

Принципиальный интерес представляет вопрос о влиянии фактора полового диморфизма на развитие глазомерной функции, которое существенно отличается от эволюции остроты зрения.

Длительные исследования, проведенные в нашей лаборатории Е. Ф. Рыбалко, позволили установить, что в различные периоды жизни зависимость сенсорно-перцептивных функций от возраста проявляется в разной степени. Наибольшее воздействие на все функции и особенно на остроту и поле зрения возраст оказывает в дошкольный период. Следовательно, как заключает Е. Ф. Рыбалко, для созревания этих функций дошкольный возраст является решающим. В последующие школьные годы зависимость этих функций от возраста резко уменьшается, и в период 11-15 лет оказывается незначительной, причем все возрастающее влияние на совершенствование этих функций начинает оказывать школьное обучение.

Иначе обстоит дело с эволюцией линейного и глубинного глазомера. Начиная с самых ранних периодов развитие этой функции зависит главным образом от тренировки и обучения. У детей дошкольного возраста глазомер характеризуется наибольшей величиной ошибки и ее относительной устойчивостью при изменении расстояний. Затем, в начале школьного обучения, по данным Е. Ф. Рыбалко, у детей 8-9 лет происходит улучшение глазомера по сравнению с дошкольным возрастом. Вместе с тем достаточно отчетливо проявляется уменьшение точности глазомерной функции с удалением глазомерной линейки от ребенка. Далее, начиная с 10 лет, у детей наблюдается более сложная зависимость глазомера от расстояния, но, в общем, точность глазомера заметно возрастает под влиянием обучения.

В известном отношении, как видим, пути развития остроты зрения и глазомера противоположны, причем первая функция в большей мере определяется возрастом, а вторая – обучением.

В отношении остроты зрения можно было заметить проявление связанного с возрастом полового диморфизма. Приведем данные Л. В. Саулиной, относящиеся к линейному глазомеру у детей 6-7 лет, воспитывавшихся в детском саду. В табл. 10 указаны средние ошибки глазомерных оценок.

 

Таблица 10

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.