Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общие качества зрительных ощущений






 

Зрительные ощущения характеризуются определенными качествами отражения светового потока и составляющих его волн различной длины и частоты колебаний.

Наиболее общим для всех зрительных ощущений качест­вом является светлота. Это качество зрительных ощущений зависит от коэффициента отражения воспринимаемого тела, т. е. интенсивность ощущения светлоты воспринимаемого предмета, является функцией всего мозгового конца анализа­тора и его ядра и рассеянных элементов и наиболее общим качеством зрительных ощущений, отражающим переходы от света к темноте, степень воздействующего на глаз света.

Белая поверхность отличается наибольшим коэффициентом отражения (например, для белой писчей бумаги от 0, 60 до 0, 85 падающего на нее света). Черная поверхность (например, черная бумага для завертывания фотопластинок имеет коэф­фициент отражения 0, 04, а черный бархат 0, 003 отражения падающего на него света). Человеческий глаз весьма чувстви­телен к изменениям светлоты на всем обширном диапазоне от полного отражения света поверхностями предмета до их по­глощения. Человек может различать до 200 переходов по свет­лоте от черного до белого цвета.

Большое значение для усиления цветоощущений имеет светлотный контраст, т. е. разность коэффициентов отражений воспринимаемого предмета и окружающего его светлотного фона. Светлотные соотношения весьма важны и при цвето­ощущениях, где они способствуют выделению яркости цвета» его заметности. Цветоощущения, кроме светлоты, характе­ризуются цветовым тоном и насыщенностью. Под цветовым тоном понимается качественное своеобразие цвета, определя­емого как синий или красный и т. д., зависящее от преоблада­ния в световом потоке волны определенной длины.

Цветовой тон зрительных ощущений непосредственно от­ражает волновые свойства света и является высшим анали­зом спектрального состава светового потока.

С цветовым тоном тесно связано другое качество цвето­ощущений— насыщенность, т. е. степень выраженности данного цветового тона или, иначе говоря, степень отличия дан­ного цвета от серого, одинакового с ним по светлоте.


 

Цветоощущения усиливаются и уточняются при цветовом контрасте, т. е. разности цветового тона и насыщенности вос­принимаемого предмета и окружающего предмета фона.

Общим качеством зрительных ощущений является их пред­метность, т. е. отнесенность светлоты щитового гона и насы­щенности к определенному предмету внешнего мира, проекция этих качеств на предмет, воздействующий в данный момент на зрительный рецептор.

Предметность зрительных ощущений обусловливает их одновременное взаимодействие при воздействии множества точек поверхности предмета на один и тот же рецептор.

В силу предметности зрительных ощущений мы видим грани и контуры освещенных предметов, форму, величину, про­тяженность, положение в пространстве.

Особую форму составляет пространственное видение, яв­ляющееся результатом взаимодействия зрительных и мышеч­ных ощущений. Виды зрительных ощущений различны.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.