Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Там же, стр. 183.







ственно порождающееся и сопровождающее процесс взаимодействия материальных тел, составляет одно из коренных свойств материи в целом.

Для понимания этого свойства решающее значение имеет диалектико-материалистическая концепция движения, противоположная метафизической, механической концепции внешнего толчка как единственного источника движения. Между тем, как правильно отмечает Рубинштейн в своей книге «Бытие и сознание», движение, изменение возникает отнюдь не под влиянием внешнего толчка как одностороннего воздействия одной вещи на другую, а в результате взаимодействия тел. «Свойство отражения, которым обладает все существующее, выражается в том, что на каждой вещи сказываются те внешние воздействия, которым она подвергается; внешние воздействия обусловливают и самую внутреннюю природу явлений и как бы откладываются, сохраняются в ней;... каждое явление есть вместе с тем «зеркало и эхо вселенной». Вместе с тем результат того или иного воздействия на любое явление обусловлен внутренней природой последнего; внутренняя природа явлений представляет ту «призму», через которую одни предметы и явления отражаются в других. В этом выражается фундаментальное свойство бытия»8 (курсив наш — Б. А.). Это прекрасное изложение сути марксистско-ленинского пони­мания отражения как общего свойства материи. Однако Рубинштейн, правильно выводя это свойство из взаимодействия материальных тел и явлений, все же неправомерно отождествил отражение и взаимодействие, упуская из виду, что отражение есть момент и продукт взаимодействия, не исчерпывающее все явления взаимодействия. Исходя из положения, что всякое действие есть взаимодействие, в котором внешнее воздействие преломляется через внутренние свойства подвергаемого этому воздействию тела, Рубинштейн формулирует свою мысль так: «Всякое взаимодействие есть в этом смысле отражение одних явлений другими».9 Подобный ход мысли, отождествляющий взаимодействие с отражением, имеется и у некоторых других авторов. Так, например, Лапшин утверждает, что «так как обмен веществ организма со средой есть основное, необходимое условие жизни, биологические изменения и процессы, протекающие внутри организма под действием внешних условий, представляют собой основной, определяю­щий момент биологического типа отражения внешней среды».10

---------------

8 С. Л. Рубинштейн. Бытие и сознание, стр. 11;

Там же, стр. 10.

О. В. Л а п ш и н. Теория отражения и учение о развитии материи, «Вопросы философии», 1958, № 4, стр. 82.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.