Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Там же, стр. 34.







держит в себе два аспекта. Первым из них является понимание ощущения, являющегося функцией органической материи как продукта развития всей материи, обладающей свойством отражения. С этой точки зрения ощущение есть высшая форма отражения, связанная со всей историей отражения на различных этапах развития материи. Следовательно, материальный генезис ощущений является одним из явлений единства материального мира, целостности природы, обладающей свойством отражения.

Этот аспект, являющийся историческим или генетическим, привлек наибольшее внимание современных естествоиспытателей. Под влиянием диалектического материализма с его историческими взглядами на отражение, являющееся свойством всех форм движущейся материи, естествоиспытатели активно ищут и открывают разнообразные феномены отражения в физических, химических, биологических (растительных и животных) закономерностях развития природы.

Другой аспект относится к взаимосвязи между неощущающей и ощущающей материей в структуре человека как высшего организма и субъекта познания. Подобная взаимосвязь является основным условием деятельности чувствующих систем мозга не только потому, что она есть прежде всего трансформация веществ и энергии внешнего мира, но и потому, что всякий орган чувств есть сложное материальное тело, относящееся именно к той форме движения материи, отражением которой является его деятельность. Это тело является подобием определенной формы движения материи; прежде чем в нем возникнут нервные процессы, возникают и развертываются физические и химические процессы, вполне подобные тем, которые составляют природу отражаемых внешних (физических или химических) явлений окружающего мира, воздействующих на данный орган чувств. Именно поэтому оптическая структура глаза или химические превращения вещества в обонятельных органах, акустическая структура уха или явление механической деформации кожных покровов тела организма по праву служат моделью определенных общих явлений природы.

В самом человеческом организме взаимодействуют «низшие» и «высшие» формы движения материи с их различными свойствами отражения. Из того положения, что специфичными для человека являются высшие формы, отнюдь не следует, что они могут существовать без «низших» (механических и физико-химических), составляющих их реальную основу. Развитие науки показало, что прогресс физиологии и биологических наук в целом во многом определяется успехами физики и химии организмов, в том числе физико-химических исследо-


ваний нервной деятельности, чувствующих систем человеческого мозга.

Диалектический материализм раскрывает единство материального мира, т. е. единство и взаимосвязь всех его явлений, различных форм движения материи, определяя их «иерархию» и взаимоподчинение. Механицизм игнорирует эту иерархию и качественные изменения движущейся материи, связанные с образованием высших форм на основе низших, точнее — более общих, с включением этих общих форм в новые связи высших или специальных форм движущейся материи.

Но понимание того, что эти специальные формы содержат в себе общие, а в данном случае физиологические функции органов чувств — физико-химические процессы, происходящие в этих органах, отнюдь не являются механистическим представлением.4

Механицизм не содержит в себе чего-либо иного, кроме сведения высшего к низшему и отрицания развития материи. Напротив, именно из диалектического материализма следует, что в человеческом организме определенным образом сочетаются и взаимопроникают друг друга все формы движения материи, среди которых определяющее значение имеют специфические функции человеческого организма, обусловленные его специально историческим развитием.

Весьма примечательно, что в классическом труде Маркса «Капитал», в котором наиболее полно представлено историко-материалистическое понимание общества и человека, дано «чисто физическое» толкование работы органов чувств человека на примере работы глаза. Маркс писал следующее: «...световое воздействие вещи на зрительный нерв воспринимается не как субъективное раздражение самого зрительного нерва, а как объективная форма вещи, находящейся вне глаз, Но при зрительных восприятиях свет действительно отбрасывается одной вещью, внешним предметом, на другую вещь, глаз. Это — физическое отношение между физическими вещами».5 В процессе человеческого ощущения подобные физические (и химические) отношения составляют самое общее условие деятельности органов чувств. Но эти отношения именно потому входят в самый состав деятельности рецепторов, что они являются более общими проявлениями свойства отраже-

---------------

Весьма интересная постановка этого вопроса в свете диалектического материализма и достижений естествознания имеется в статье Г.М. Франка и В. А. Энгельгарта «О роли физики и химии в исследовании биологических проблем» («Вопросы философии», 1958, № 9). —См. также: С Л. Рубинштейн. Бытие и сознание. Изд. АН СССР, 1957.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.