Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обряд вызывания половой страсти






(«Джалын Ылыыта»)

 

В старину, по рассказам, шаманы совершали особое мо­ление духу земли о ниспослании на женщин -«джалын» (силы полового влечения). Оно устраивалось совместно нескольки­ми хозяевами, живущими на одном летнике. Когда готови­лись к этому обряду, заранее распространялась молва, запа­сали пищу (надо полагать для угощения народа) и делались особые приготовления.

Выбирали место под большим, развесистым деревом. Здесь вкапывали рядом три столба с выпуклой резьбой, об­точенные вверху в виде кумысных чаш в честь духа матери земли. Вокруг столбов втыкались молодые, расцветшие бе­резки; тут натягивали веревку, свитую из белых и черных во­лос. К веревке привязывали в дар духу земли обрезки мате­рии, пучки конских волос и небольшие модели телячьих на­мордников. Около столбов ставили урасу (конический шатер, крытый берестой), все это обносилось изгородью.

К назначенному времени собирался народ и приходил при­глашенный шаман. Шаман, имеющий кровожадных и злых духов, не мог совершить этот обряд. При путешествии к духу матери земли шаман имел плясунов — трижды девять деву­шек и столько же молодых парней. Эти девы и юноши, держа в руках березовые шесты, плясали вместе с шаманом. Шаман надевал свой плащ, имел и бубен. Камланием (пляской) шаман приходил к духу матери земли и умолял ее даровать " джалын".

Когда он брал у богини «джалын», половую страть, держа в руках бубен с колотушкой, с конским ржанием начинал кружиться и издавать призывные крики " хоруу, хоруу! " («Xоруутур» — звать криками табун кобылиц или коней).

В этот момент собравшиеся женщины, неожиданно издав раскатистый хохот, начинали ржать по-конски «иннэ-сасах»! Со ржанием они набрасывались на шамана и делали над ним любострастные телодвижения. («Ойуну кибингнээн бараллара юсю»). Будто бы и валили его на землю. Стоящие тут мужчины отбивали шамана от женщин. Шаман, поднявшись, издавал свист и делал круги своей колотушкой. Тогда женщины мгновенно приходили в себя, успокаивались и садились. («Суу диэн уоскуйан олороллор юсю»). Рассказывают, что при этом на женщинах выступал обильный пот, а их лица от прилива крови делались красны­ми наподобие красной меди.

Это взятие «джалын» шаман повторял трижды с теми же последствиями. По рассказам, (разгоряченные) женщины ки­дались на шамана, даже совсем оголяясь, без всякой одежды.

Это и называется взятием от духа земли половой страсти для людей и скота, или низведением силы размножения. («Ол аата дайды иччититтэн джалын ылар, имэнг огустарар»).

По рассказам, уважаемые и почетные женщины на совер­шение такого обряда не приходили. Некоторые мужья будто бы и били своих жен (за их поведение на этом шаманском обряде).

Шаман в одних полуштанниках и в шапке из конской шкуры, обратив спину к камельку, лежал на скамейке. Во­шедшие сели на правую нару. Мой отец завел беседу со ста­рухой, женой шамана, и передал ей —по какой надобности они прибыли. Старуха в ответ сказала:

«Вот смотрите сами, таково его обычное состояние»!

Старик шаман, лежа, храпел, не замечая никого из при­сутствующих.

Мой дед громко сказал:

«Разбуди-ка старика, приехал сын того, знакомого купца»!

Старуха стала будить, несколько раз громко окликнула его. Наконец, старик будто пришел в себя и сел на скамейку с криком — «Джуо, Джаа»? (Не совсем точный смысл — что, что? О чем говорят, что слышу)?

Сидя на скамье, он напоминал целого коня. (Якуты часто поражающую величину человека передают сравнением с конным или рогатым скотом).

Вдруг он неожиданно схватил из камелька голыми руками горящую головню и стал бить ею по потолку юрты, припевая:

" Били мин

Суон бээлэй ойохпун

Кёрсююлэсэр,

Бахсы суруксута

Суон Байыысап

Кэллэ диэтигит дуу? "

 

Били Сах кыыса -

Сарыы Тангалай,

Ёлюю кыыса

Ёсёх-Бэргэсэ,

Ньалбаан-Туосахта,

Сарасын-Сырай?...

 

Иирэр Ильбис-Хаан тёрдё

Бу юс нилээх, сагалаах

Киэнг Дуулага Хотунгнга

Холлогос сага кутаалаах уотунан

Илгистиэх буолбуккут?

Ол ханна тиийдэ? "

 

(перевод)

Не сказали ли вы, что пришел

Бахсытский писарь,

Толстяк Баишев,

Тот, который с моей

Толстой и приземистой женой

Был в прелюбодейной связи?

 

Эй, где ты — Сахова дочь,

Зычная и голосистая,

Бесовская дочь, напялившая

На голову взамен шапки

Сгусток крови,

Жестяной кружок вместо

Серебряного солнечного диска,

Где ты, бледноликая?

 

А ты, Илбис-Хаан,

Сводящий людей с ума!

Разве вы не обещали мне

Низвести пламень пожара

На широкую Дуулага-Госпожу

Окаймленную разнообразными берегами?

Куда же все это сгинуло?...

 

Камлание шамана длилось целую ночь, с вечера до вос­хода солнца.

Мой дед бывал на подобных молениях, а позже они со­вершались, видимо, очень редко. Я слышал только еще в пору моего детства — в Курбусахском наслеге такой обряд совер­шил шаман Муочай на одном летнике, под названием «Хабыдал», у основания трех растущих там сосен.

Духу матери земли совершается тоже летом особое мо­ление для испрошения приплода рогатого скота.

 

 

Говоров Михаил 61 года,

2-го Ольтекского наслега

Борогонского улуса.

21 декабря 1924 года.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.