Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классический. Он основан на органических закономерностях построения произведения, опирающихся на его сюжет, тему, идею.






Следовательно, и способ реализации классической композиции должен быть... органическим, то есть естественно вытекающим из авторской темы и идеи, из авторского способа отбора действий, событий и фактов произведения, его жанра, конфликта...

 

Конечно же, при поиске и реализации композиционного решения, как и при мизансценировании, без предварительной «разведки умом» не обойтись. Но в обои случаях излишняя «теоретизация» может оказать творческому процессу медвежьи услугу - перегрузить (или «засушить» композицию (и мизансцену тоже). Правильнее будет- «мыслить действенными категориями», то есть думать и действовать «пластическими средствами выразительности» (на площадке, в движении вместе с актерами).

Много задач необходимо решить, работая над композицией.

Выделим основные:

- средствами построения добиться четкого, выразительного развития действия, согласно авторской идеи, природы конфликта произведения, его жанра...

- исключить «сюжетные излишества», тормозящие развитие сквозного действия, и не допустить своих собственных ненужных «декоративных украшений»...

- выделить художественными средствами выразительности ударные кульминационные моменты, работающие на идею и образ спектакля, фильма.

 

Одним из самых действенных, эффективных приемов композиционного выделения является повтор. Вспомним еще раз сцену из кинофильма «Баллада о солдате»: дорога, уходящая за горизонт, не сводя с нее глаз, смотрит вдаль мать солдата. Так начинает свой фильм режиссер-постановщик. И подобной же сценой заканчивает его.

Убедительный пример уместного, профессионального использования одного из главных приемов композиционного вьзделения ударного кульминационного момента, работающего на идею и образ фильма». Благодаря повтору мизансцены «мать ждет сына- солдата», образ матери в финале поднимается до высокого обобщения: это Родина-мать ждет своих сыновей...

 

Прием повтора очень разнообразен средствами исполнения. Он может быть проявлен в словесном действии («репризы»), в музыкальном оформлении («возвращение к теме», «акцент»), в живописи и архитектуре спектакля, фильма...

И последнее: композиция может быть законченной, как, например, у Шекспира в трагедии " Ромео и Джульетта».

Но если не поставлена «точка», это вовсе не значит, что композиция не доработана. Почти все пьесы Чехова заканчиваются многоточием, а то и вопросом. Броде бы, сюжет, действие «не исчерпали себя», но композиционна произведения завершены, авторская идея нам ясна.

Такие композиции и считаются (называются) незаконченными, не завершенными.

 

Пора и мне завершать свою работу. Конечно, «законченной» её считать нельзя. Хотя бы потому что «Познание и развитие системы Станиславского", - как говорила Мария Осиповна Кнебель, - бесконечный процесс познания и развития законов творчества самосовершенствования». Моя же задача была более скромно: изложить основные элементы «системы» в их естественной связи и последовательности как единую программу для удобства её изучения и практического применении.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Мы неоднократно и справедливо подчеркивали значение «системы Станиславского» - как важно знать ее и умело ею пользоваться на профессиональном уровне. Иначе и быть не должно: режиссерам и артистам нужно знать законы своего искусства, законы творчества.

Только овладев методом действенного анализа, всеми основными элементами «системы», ее главнейшим приемом «через сознательную технику - подсознательное творчество», - только тогда можно подняться на вершину своей творческой профессии! Только тогда режиссерам станет подвластно создание глубоких по содержанию и классических по форме спектаклей и фильмов, актерам - перевоплощение, создание образов!

Обходиться сегодня без «системы Станиславского» - это непростительная «бесхозяйственность». Это значит жить по старинке, это все равно, что иметь самые современные высококлассные летательные средства, но пытаться летать на крыльях Икара.

Если кто-то из вас ошибался - не страшно. Страшно повторять, множить свои ошибки. Никогда не поздно начать работать по-новому. Только для этого необходимо волевое усилие и твердое решение: «Сегодня - первый новый день всей моей оставшейся творческой жизни!»

Не верьте бреду иноверцев, будто в своем отечестве пророков нет. Есть у нас пророк - Станиславский! Берегите его учение, не позволяйте искажать, владейте им и развивайте его!

 

Желаю удачи, творческих побед!

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.