Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Но жанр — не только признак формы. Еще - и содержания!






Разве, скажем, допустимо описание высоких трагических проблем в жанре «низкой» бытовой комедии? Аналогичное требование должно предъявляться и к режиссерскому методу работы, и к способу актерской игры. Кстати, существующая «подмена» понятия жанра «правилами игры», внедренная в театральную практику такими учениками учеников Станиславского, как А.А.Гончаров и Г.А.Товстоногов, во многом упорядочила теоретические споры вокруг жанра - как его определять/ из чего при этом исходить?

Сейчас все знают:

- из природы литературного материала;

- из способа отбора предлагаемых автором обстоятельств;

- из способа отношения театра к зрителю.

 

Остановимся, разберемся.

 

Что значит «из природы литературного материала»? А кто создает эту «природу»? Автор. Следовательно, с чего надо начинать «выяснять» жанр, чтобы не ошибиться в его определении? Конечно же, с автора, с тщательного изучения его пьесы, сценария - литературного материала. Необходимо уяснить для себя, осознать, над чем, над кем и по какому поводу смеется автор, если ему смешно, или - в связи с чем автор негодует, разрывается его сердце? Значит/ необходимо (мы уже неоднократно об этом говорили), как можно больше узнать о самом авторе, досконально проанализировать его произведение: вскрыть и оценить поступки персонажей/ причины, мотивы, побудившие их именно к этим действиям, определить сверхзадачу, стремящееся к ней сквозное действие, препятствующее ему контрдействие и т.д. Только после такой скрупулезной работы над литературным материалом, вы почувствуете (поймете) его «природу», только после этого начнете «угадывать» его жанр.

А вот чтобы утвердиться в своих «жанровых догадках», вам еще предстоит освоить «способ отбора предлагаемых обстоятельств». Напоминаю: «авторский способ отбора». Ваша режиссерская и актерская фантазия забурлит позднее, а пока нужно как можно больше взять у автора, от автора: автор прежде всего помогает нам в отборе предлагаемых обстоятельств с учетом жанровых особенностей его произведения.

Ничего сложного в этой «процедуре» нет. Автора не надо бояться, если вы с ним считаетесь, если верите в его «способ отбора».

Вот пример авторского отбора предлагаемых обстоятельств. Возьмем опять две крайности - для наглядности примера - Хлестакова и Ромео. Если мы легко и охотно можем поверить, что Хлестаков, в экстазе проявления (демонстрации) своих чувств, вполне обоснованно мог юркнуть под подол женского платья, то вряд ли возможно представить, чтобы Ромео был способен совершить подобный (для него безобразный) поступок. Согласны?

О «способе отношения к зрителю» - тоже, полагаю, не впервые слышите, поэтому - совсем коротко.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.