Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Путешествие шамана к нижним духам за душой больного






 

Когда душу человека уносят северные злые духи, шаман, совершив камлание, отправляется в их страну с разными подношениями.

Когда-то давно направились на север женщины из " нучча" (русские), старушки-горбатые, со сгнившими костями на разных суставах. Они проплыли (по Лене) на лодках и поселились на горе под названием Джокуо.

Шаманы при этом поминают и извлекают от больных по преимуществу двух старух -Таньахтаах Лаабыралаан (Л. с тростью) и Торуоскалаах Солуонньай-Хотун («Госпожа Солуонньай, имеющая трость». Рассказчик ошибается, относя Солуонньай к северным духам. Она обычно причисляется к девяти небесным девам, требующим конный скот и наводящим сумасшествие. Г. К.).

В качестве подношения этим духам приготовляют девять щербатых пирожков, в деревянные рюмки наливают водки. Из дерева делали фигуру свиньи, индейского петуха («ёндёй бётююк»). Полагается еще шкурка хорька, бечева свитая из белых и черных волос и двухразвильчатая вилка (из дерева).

Когда эти женщины переселялись на север, они имели при себе все эти принадлежности.

У этих духов есть дева с кривым лицом. Она служит вроде караульного. При приближении шамана там разда­ются голоса (т. е. все это разыгрывается самим шаманом, который, лежа на полу, ведет диалоги от имени разных духов при так называемом «нырянии в океан смерти» Г.К.):

«Идет он (шаман) с тяжелой ношей, с дорогими дарами, впереди гонит (скот), сзади имеет на привязи (тоже разуме­ется жертвенный скот»)!...

«Эй, вероятно, шествует наш старший сын (шаман, сын потому, что душа его воспитывалась у них)!... Скорей, встре­чайте его»!...

Затем, раздаются крики «суу!», «саа!» (Восклицания при по­имке скота). Дальше пригнанный скот загоняется в изгороди.

Шаман пред ними держит от себя речь, что вот такой-то князь-человек, захворав, прислал эти дары... Вручите мне его душу!

Те, удовлетворившись принесенными дарами, распоряжа­ются выдать. Говорят:

«Эй, идите и раскройте двери темницы! (где душа боль­ного)».

Иногда духи не хотят выдать душу. Тогда шаман выражает досаду и отчаяние... Повалявшись около камелька, он превращается в осу и влетает в коровий хлев. Там будто бы лежит голубо-пестрый бык. Оса жалит быка в нос. Бык фыркает носом и в это время душа, запрятанная в ноздрях быка выпадает. Шаман тотчас же схватывает душу и поспешно улетает.

Старик (дух или бог) выскакивает следом за ним и бросает в него комьями глины и говорит:

«Вот великая досада, он, только лишь вчера (не особенно давно) воспитавшись у меня самого, осмелился совершить такую покражу»!

После этих слов старик (в отместку) похищает душу 12-тилетнего сына шамана...

Старик и старуха перебраниваются между собой. Старуха говорит мужу:

«Ты сам виноват, что сделал его, воспитав на 12-ой наре, слишком сильным шаманом. Вот и наказание за то, что наделил их такой необычайной силой»!

(рассказчик поясняет: у них в юрте на каждой наре имеется колыбель, где воспитываются души будущих шаманов. Шаманы, зависимые от нижних, подземных духов, воспитыва­ются у них в этой юрте).

Та старуха после упомянутого преступления шамана за­мазала глаза воспитываемых шаманских душ детскими экскрементами. Говорят, по этой причине уменьшилась сила шаманов.

У этих нижних духов имеются собаки, которых они кличут Юнюгэс, Хардас, Бэкир.

 

 

Говоров Михаил 61 года,

2-го Ольтекского наслега

Борогонского улуса.

21 декабря 1924 года.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.