Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ДЖААРЫН




(Князь-Шаман)

 

Джаарын был знаменитый шаман. От него произошел один род, живущий около озера Мэгэджэк, носящий его имя. Ныне они образовали один наслег, 1-й Бордонгский; в Нюрбинском улусе есть тоже Джааринцы в составе Накасского наслега. Джаарын имел семь сыновей.

У него был богатый сосед Нэлэкэй-Кылаа, который имел одного знаменитого жеребца, по имени Мюллю-Босхонг. По всему хребту его от челки до хвоста росла грива, от хвоста до копыт тоже росла длинная шерсть. Джаарын в течение всей жизни не переставал просить этого жеребца, но хозяин не хотел расстаться с ним.

Однажды Нэлэкэй-Кылаа устроил «ысыах» и пригласил шамана Джаарына благословить начаток кумыса. («Кымыс юрдюн алгата», дословно- совершить моление над верхом ку­мыса). Джаарын пришел. Упомянутого жеребца, надев двойной недоуздок, двумя поводами привязали к лиственнице. Джаарын в самую пору восхода солнца окропил кумыс. На­верное, произносил и молитвы. Начался праздник, пили и плясали... Вечером народ разошелся. Джаарын снова стал упрашивать хозяина — уступить ему жеребца. Тот также ответил неизменным отказом.

Тогда шаман взял таловый прут, пестро нарезал кожуру ("эриэннии кысар"- винтообразно снять кожуру так, чтобы белые и темные полосы шли, перемежаясь, по спирали) и произнес заклинание: «Подвластные мне духи приведите мне этого жеребца Мюллю-Босхонг! Нэлэкэй-Кылаа обещал мне дать его, а теперь отказывается»...

Затеялась ссора... Шаман в гневе проговорил:

«Хочешь ли дать- возьму его, не захочешь- тоже возьму»! С этими словами он сел на коня и уехал. Он жил на противоположном берегу озера Нюрбы, на мысу, под названием Бёрё-Тумула. Как только ушел шаман, привязанный жере­бец стал биться и оборвал свои привязи. Семь человек, вооружившись палками, пытались остановить, но он бросился в озеро Нюрбу и поплыл к противоположному мысу, место­жительству Джаарына. Так он ушел за шаманом, как жере­бенок за кобылицей.

В древности, как рассказывают, в нашей стране свиреп­ствовала особая болезнь, под названием — «хара ёлюю» (черная смерть). Захворала этой болезнью дочь одного че­ловека, по имени Хатыы. Пригласили Джаарына совершить над больною камлание. Он вселил будто бы эту болезнь в двухтравую корову и хотел спровадить ее на дальний север, в болотистый край (дословно «в океан»-байгалга), где даже паук проваливается. Когда шаман с духом этой болезни летел над озером Ньуджулу (озеро Нежели), дух, превратившись в ртуть, соскользнул из его рук и упал в это озеро. Шаман, как рассказывают, устроил какую-то прегра­ду, чтобы эта болезнь не пробралась в наш край.

 

 

Чепалов Павел Григорьевич 72 лет,

1-го Мальжегарского наслега

Западно-Кангаласского улуса.

Джобулга.

17 января 1925 года.

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал