Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Древние похороны членов шаманского рода






(Из рассказов о шамане Бигэк-Джаарын)

 

Предком Бёртюнцев (якутов 2-го Мальжегарского насле­га) был известный шаман Бигэк-Джаарын. Он имел брата — Хонгхо-Окойокоон. Оба имели по одному сыну. Сына шамана звали Бэрт-Кюннэк (Славный К.), а сына второго брата- Сэллик-Мыыкыра.

Однажды два (двоюродных) брата отправились в лес охотиться. Сын шамана Бэрт-Кюннэк набрел на медведя и стал с ним бороться. В это время подоспел Мыыкыра и с криком:

— Ах, этакий «сыптаранг»! (ругательное слово-имя сущ. от глагола «сыптарыйар»—испражняться жидким). Он собрался пожрать моего брата!

Прицелился из лука и выстрелил. Стрела поразила насмерть и медведя, и брата. Медведя освежевал, а труп брата тут же сжег на костре. Все кости собрал и вложил в дорожную суму-батанга.

В это самое время старик-шаман возносил небесным духам конный скот пестро-буланой масти в качестве «ытыка» — для постоянного почитания. Вдруг, на пути (в небеса) он (по­встречался с душой (юёр) своего сына, которая, вселившись него, плакала и рыдала:

— Мой почтенный старший брат Мыыкыра упромыслил меня вместе с обитателем темной тайги, пригвоздил стрелой в мою черную печень!..

Шаман тотчас же спохватился и сказал:

— Ютюгэн юрэйдин, Сах сарайдын! — Тугу, тугу тылласан кэбистим, хайдах, хайдах сылльар аджарайдарый? (Перевод):

«Пусть рассеет дух земли Ютюгэн, да будет покровом само божество Сах! Скажите мне, что, что сболтнул я? Как-то они там ходят, промышляют»?

Через несколько дней Мыыкыра вернулся один. Старик шаман вопрошает у него:

—А где же брат твой, зачем он там остался?

Тот отвечает:

— Обитатель темного леса сгубил его! Священные кости его— («кырамтатын» — осторожное, почтительное наимено­вание человеческих костей) вот, я привез с собой, чтобы их тут сохранить — прищемить!

Шаман возразил:

— Как же ты лжешь так грубо? Когда я на днях возно­сил священный конный скот, его душа пролетала с плачем и жалобой:

— Мой брат убил меня, пригвоздив стрелой в черную пе­чень!

«Но что станем делать, если так случилось? Подни­мись на дерево и прикрепи там его кости, сло­жив предварительно в гроб»!

Когда Мыыкыра, укрепив на дереве кости брата, спускался обратно, старик, стоя внизу, направил в него свое копье. Уви­дев это, старший сын шамана одним ударом сшиб его копье со словами:

— Ах, как у этого старика глубоки черные мысли, неуже­ли нам нужно лишаться их обоих?

Мыыкыра, соскочив на землю, пустился бежать подальше от старика.

С тех пор старый шаман не переставал питать вражду к нему. Каждый раз, когда приходилось ему шаманить, его ду­хи искали Мыыкыра, чтобы убить, но однако это им не уда­валось. Однажды шаманский дух, превратившись в ястреба, стал караулить у самого прохода на пути к небесным духам — «Айыы аартыга». В эту самую пору дух Мыыкыра превратившись в жеребца небесно-голубой масти («кюёх-кёгёхчёр, толбонноох курбусахтаах») с блестящей, лоснящейся шерстью по хребту, поднимался но этому проходу к небесным Айыы. Ястреб тотчас сел на его высокий круп и тут же сходил по естественной надобности, сказав при этом:

— А, наконец-то, я настиг тебя! В течение всей жизни я гнался (ёнгнёсё сатаатым) за тобой. Бедняжка, долго ли будет длиться твое счастье? Да пусть в продолжение девяти человеческих поколений вашим уделом будет смерть от чахотки!

Мы все, принадлежащие к роду Хосой, происходим этого Сэллик-Мыыкыра (Чахоточный-Мыыкыра), который и был прозван «Сэллик» потому, что его потомки часто умирают от чахотки.

 

 

Говоров Михаил 61 года,

1-го Ольтекского наслега

Борогонского улуса.

23 декабря 1925 года.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.