Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Частицы шаманского тела, спасающие людей от болезней






 

Настоящий шаман (прежде чем стать таковым) должен хворать. Затем он трижды подвергается рассека­нию. Мне не доводилось слышать, что при этом шамана кладут на свежую бересту.

Сами шаманы обычно рассказывают: «голову отделяют в кладут на верхнюю полку якутской юрты, все конечности от­резают, а мясо, разрубив на кусачки, распределяют между всеми родами гибели и смерти».

Старики говорят про целительную силу шамана: он помо­гает только при том условии, если источник данной болезни (злой дух, злое начало, которое причиняет болезнь) получил свою долю — частицу его плоти («буорчата»— от «буорса»- «скрошенное в порошок сухое мясо с притяжательным окон­чанием. Может быть, другие, знающие якутский язык поймут, иначе это слово, которое постоянно фигурирует, когда речь идет о частицах тела шамана, получаемых бесами? Г. К.).

Когда становится большой шаман, то его род вымирает. Его умирающих родственников, будто бы, употребляют наколья плотины (через реку?)... у избранных шаманов должна быть вода (река смерти)...

Те люди, которые готовились к шаманскому призванию, потом оставили эту мысль, обычно говорят — «у меня не хватило костей, поэтому (духи) вернули».

 

 

МАТЬ-ЗВЕРЬ ШАМАНА

 

Мать-зверь у якутских шаманов — бык, а у тунгусов, говорят, — олень. До смерти шамана его мать-зверь приходит только три раза.

У лучших, избранных шаманов, рассказывают, имеется три самострела, (настороженные против других шаманов. Те из последних, которые попадут под выстрелы (речь идет о мать-звере), умирают.

Мне приходилось слышать о какой-то средне-вилюйской шаманке — Алысардаах (от «алысар» — окунь), которая, будто бы, родила рыбу окуня.

 

 

Самсонов Спиридон.

Мархинский улус.

6 марта 1925 г.

 

СВЯЩЕННОЕ ДРЕВО ШАМАНА

 

Рассказывают, что у шамана бывает особое дерево, где он находит защиту и укрывается, будучи побежденным при со­стязании с другим шаманом.

 

ШАМАНСКИЙ МАТЬ ЗВЕРЬ

 

У якутского шамана мать-зверь (иньэ кыыла), говорят, голубо-пестрый бык, а у тунгусского — пятнистый олень. Этот зверь, будто бы, обитает очень далеко. Говорят, что мать- зверь играет роль, когда шаман борется (рассказчик употреб­ляет слово— «харсар», что значит—бодаться, и употребля­ется в отношении борьбы только рогатых зверей: быков, оле­ней и сохатых. Г. К.) с другим шаманом. Затем, мать-зверь показывается только раз — перед самой смертью шамана.

Шаман, по понятиям старинных якутов, никогда не уми­рает своею смертью, а всегда погибает в борьбе с другими шаманами (досл. — «поедается, пожирается» другим шама­ном).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.