Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Бытие. Потерянный рай.






Проблема зарождения сознания у предков человека всегда волновала ученых. Переход наших предков к абстрактному мышлению - это, действительно, качественная граница, отделяющая человека от животных, делающая его существование на планете уникальным, ведь мы не знаем больше живых существ, наделенных сознанием подобно нашему. Этому качественному переходу предшествовало развитие головного мозга предков человека, увеличение его объема. Сознательная деятельность развивалась и фиксировалась в процессе усложнения действий: производства орудий труда, одежды, оружия. Примитивные логические схемы свойственны и современным обезьянам, но формирование цельной картины мировосприятия, осознание свободы выбора действия, а главное - осознание собственного существования отдельно от всего сущего - все это есть только у человека.

Действительно, жизнедеятельность животных строго предопределена, фактически любое животное не имеет свободного выбора и в своем поведении руководствуется тем, что мы привыкли называть инстинктом. Современная наука о поведении животных не дает связного определения этому явлению, и уже тем более нам не известны механизмы, управляющие поведением животных. Часто даже самые простые действия животных абсолютно не объяснимы с точки зрения современной науки. Следует признать, что поведение животных - это большая тайна для нас, часто не объяснимое, иррациональное оно оказывается оптимальным в сложившихся условиях для выживания.

Инстинкт - это вся совокупность энергоинформационных взаимодействий биосферы Земли, формирующих единое поле живой и неживой материи. Это также еще и сложные коммуникационные взаимодействия, составляющие единую информационную сеть живой материи Земли. Поведение животных адекватно и соответствует этому единому энергоинформационному полю, полностью инстинктивно и весьма загадочно для нас. Человек в свою очередь лишь малую часть своего поведения подчиняет необъяснимым инстинктивным порывам, в основном же руководствуется собственной сознательной логикой, в свою очередь подчиняющейся искусственному антиполю. Эти тенденции все усиливаются по мере развития человеческой цивилизации.

Отказ от инстинкта означает появление сознания, и в нашем представлении это и есть известный миф о «потерянном рае», присутствующий в разных религиях. Вот как описано зарождение сознания в Ветхом Завете:

«Но знает Бог, что в день, в который Вы вкусите их (запретные плоды), откроются глаза Ваши, и Вы будите, как Боги, знающие добро и зло». (Быт.3.6)

Здесь говорится о познании добра и зла, как о системе построения интерпретаций реальности, что является неотъемлемой частью деятельности нашего сознания. Присутствие запретных плодов может быть метафорой только отчасти, вполне возможно, что сознание и первые интерпретации появились именно в результате приема галлюциногенных веществ. Такие теории неоднократно высказывались авторитетными авторами. Изменение сознания в результате галлюциногенного опыта могло дать древним людям примитивную систему градаций хорошо - плохо, а также помочь осознать их существование со стороны, посмотреть на него другими глазами. Далее мы находим:

«И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясание». (Быт.3.7.)

«И сделал Господь Бог Адаму и жене его кожаные одежды и одел их» (Быт.3.21.).

Здесь мы видим первый продукт деятельности сознания и построения системы интерпретаций - появление норм и правил, а также появление первых предметов, произведенных человеческими руками. Это и есть начало социализации человека, формирование антиполя. Теперь естественный инстинкт не является на сто процентов определяющим поведение человека. Ответствен ли человек за такой шаг? Скорее всего, это закономерный путь развития самосознания человека, и развитие антиполя также находится во власти необъяснимых внешних сил, дающих человеку неожиданные озарения, ведущих к откровению:

«И сказал Господь Бог: «Вот Адам стал, как один из Нас, знаешь добро и зло». (Быт.3.22.)

Здесь говорится о тяжком бремени ответственности разумного существа, о тяжелом пути человека, имеющего огромную власть и возможности, но разъедаемого изнутри противоречиями:

«В поте лица твоего будешь есть хлеб доколи не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт.3.19)

Конечно, животным, управляемым инстинктами, «тварям Божьим», тоже приходится нелегко добывать себе пищу, но у них нет разума для осознания своей участи. А у человека - плен нереализованных желаний и амбиций, перспективы, а главное - потеря естественности и места в этом мире. Потеря рая означает для нас конец жизни и начало выживания.

Примечательна и роль божественного демиурга, Змея-искусителя в этой истории. Вообще, эта фигура представлена во многих мифах и верованиях. Именно это Божество ответственно за возникновение противоречий в сознании человека, социализацию и развития антиполя. Особое возвышенное положение демиурга (Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог) говорит об уже имевшихся на тот момент противоречиях в энергоинформационном поле Вселенной. Сознание человека стало местом битвы извечных начал, борьба стала естественным способом существования человека. Право человека делать выбор между раздирающими его противоречиями, выбрать свой путь, вот только эта проблема выбора происходит постоянно в течение нашей жизни.

Разум - великое творение природы, отражение процессов взаимодействия энергоинформационных потоков во Вселенной, именно всесильный человеческий разум является объектом борьбы, поскольку победившая сторона и будет определять дальнейший баланс сил. Дуалистические верования и мифы являются старейшими на земле и интернациональными. Человек еще давно рассматривал свое существование как борьбу двух начал, мы же вносим в дуалистические представления свою лепту - соотношение энергии и информации в живых энергоинформационных системах. На страницах нашей книги мы подробно разбирали, как меняется это соотношение в процессе эволюции - растет уровень информации (живая система усложняется), и снижается степень энергетической обусловленности (живая высокоорганизованная система интегрируется меньшим количеством энергии и может существовать в условиях низкой энергетики среды).

С точки зрения энергоинформационных представлений древний миф о потерянном рае может выглядеть как инициация в человеческом сознании энергетического пути развития, связанного с антиполем, повышением энергетики среды существования человека. Тогда другой аспект развития - повышение уровня внутренней энергии, рост самосознания и духовный рост. Безусловно, второй путь эволюционно более прогрессивный с точки зрения общего направления эволюции.

К сожалению, нашей реальностью становится попытка создания комфортной среды вокруг себя, создание искусственного антиполя и практически полный отказ от реального развития, связанного с приспособлением к естественной среде и адекватности постоянно меняющемуся внешнему полю. Равновесное существование с естественной средой, а также постоянное самосовершенствование - вот тот рай, который мы потеряли, но в который обязательно должны вернуться, потому что другая реальная альтернатива для человечества - глобальная катастрофа.

Человек несчастен именно потому, что он принял гигантский вызов существования в мире антиполя, и возвращение к раю связано с обретением целостности человеком. Парадоксальная ситуация, но с появлением сознания и разума человек стал не только неразумным, но и самым опасным существом на планете. Этот дисбаланс компенсируется появлением религии и веры приблизительно в одно и тоже время, что и сознания. Вера оказывается очень глубокой в нас, она инстинктивна, это то, что сближает нас с животными. Проявления веры парадоксальны и не укладываются в нашем сознании, которое чаще всего интерпретирует их, как случай или попросту не замечает, считая как само собой разумеющееся. Вера - это глубинная основа нашего существования в противоположность сознанию человека и эго, которое является арендованным приспособлением к социальным условиям. Вера имеет глубокие корни в человеческом существе, и зачастую она связана с экстатическими проявлениями.

В своем сознании мы понимаем ценность веры и всех ее чудесных проявлений, поэтому пытаемся приручить ее, зафиксировать в виде образов или ритуалов, так и формируется религия. Однако, для своего существования религия не должна останавливаться и полностью фиксироваться, такая религия превращается в пустое обрядоверие, не имеющее реальной взаимосвязи с внешним энергоинформационным полем. Живая религия должна постоянно развиваться, получать новые откровения, развивать своих верующих, иначе смысл существования такого общества оказывается исчерпанным. И тогда реальной альтернативой развития становится череда катаклизмов различной природы и глобальная катастрофа.

Человечество во все времена знало о таком возможном исходе, поэтому практически все мифы и верования содержат эсхатологический аспект. Конечно, мы можем рассматривать всю древнюю и современную эсхатологию, как нелепые страшилки с целью запугать народ и заставить его подчиняться церкви и государству. Хотя куда разумней попытаться логически рассмотреть тысячелетний универсальный опыт человечества, а катастрофу как отсечение ненужных путей развития, религию и веру как способ ее предотвращения. Так устроено сознание любого человека, ведь в критический момент, когда больше не на что надеется, мы обращаемся только к Богу. При этом, катастрофа не актуальна для тех, кто не оставлял собственное развитие и был адекватен внешним потокам. Поэтому эсхатологическим предупреждением современному человечеству звучит всем известный миф о Ноевом ковчеге. По-новому звучит и совершенно не новая мысль о религии как о спасении человечества.

Итак, любое усиление религиозной и культовой деятельности, особенно внешних проявлений свидетельствует о потере естественной взаимосвязи с внешним полем, подчеркнутая церемониальность и напыщенность культовых обрядов говорят о фиксации знания, остановки новой информации. Эту религию можно считать умирающей, хотя социальное ее воплощение может существовать еще долгое время. Наоборот, живая вера - спонтанная, как и любые проявления естественной реальности, и парадоксальна, она никогда не останавливается на достигнутом, постоянно меняется, оставаясь неизменной.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.