Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сонаты фредерика Шопена






БАЛЛАДЫ ФРЕДЕРИКА ШОПЕНА

[Фортепианные] баллады – это новый жанр эпохи романтизма, унаследовавший типич-ные черты литературной баллады. У Шопена четыре баллады. Иногда баллады Шопена связывают с сюжетами баллад Мицкевича.

Шопен – создатель жанра фортепианной баллады. Этот жанр впоследствии продол-жили Ф. Лист, Э. Григ, И. Брамс и другие композиторы.

 

Общие черты баллад Шопена:

1) одночастная композиция с опорой на сонатную форму;

2) соединение эпического, драматического и лирического начала;

3) в балладах №1, №2 и №4 – трагический конец.

 

Баллада №1 (g-moll)написана Шопеном в 20 лет (1830 г.), после подавления польского восстания. Это сочинение с трагическим концом. В основе сонатная форма, но конфликт между ГП и ПП раскрывается постепенно. Форма – сонатная с зеркальной репризой (в репризе сначала ПП, а потом ГП). Все главные темы баллады – вальсовые.

 

Схема разбора формы:

1. Задумчивое, мрачное вступление, в его основе гармония IIb (As-dur).

2. Экспозиция:

1) ГП – лирический вальс без сильного баса,

2) СП – вальсовое кружение,

3) к СП примыкает ЗП.

3. Разработка представляет собой 2 волны:

1) начинается с проведения ГП в a-moll – доминантовый органный пункт, напря-жение прорывается в ПП (E-dur),

2) вальс-скерцо.

4. Реприза:

1) ПП (Es-dur),

2) ЗП,

3) ГП – доминантовый органный пункт.

5. Прорыв в коду (Presto con fuoco).

В последних тактах гневные пассажи, в конце – хроматическая гамма.

СОНАТЫ ФРЕДЕРИКА ШОПЕНА

Шопен написал 3 сонаты. По форме это классические циклы, насыщенные новым ро-мантическим музыкальным содержанием.

По времени создания сонаты Шопена разделены десятилетиями:

соната №1 (c-moll, 1827-1828) – это ранняя соната,

соната №2 (b-moll, 1837-1839),

соната №3 (h-moll, 1844-1845) – самая монументальная из всех сонат Шопена, но не столь трагичная, как соната №2.

 

Соната №2 – монументальный трагический цикл, сродни Героической симфонии Бет-ховена: и в симфонии, и в сонате медленная часть – это траурный марш.

Траурный марш b-moll Шопен написал в 25 лет, за два года до начала работы над сонатой. Эта музыка потрясла современников, и позже весь замысел сонаты вырос из этого марша, который стал центральным образом смерти и скорби.

Композиция цикла больше напоминает симфонию, чем сонату. В сонате 4 части.

I часть (b-moll) драматическое сонатное allegro с зеркальной репризой:

1) Тема вступления (патетический возглас на ум. 7 и D76).

2) Экспозиция:

а) ГП полна смятения, напоминает взволнованную речь;

б) ПП – типичный для Шопена образ возвышенного хорала. Тема ПП достигает кульминации.

3) Разработка – развитие очень напряженное и трагичное.

4) Реприза начинается с ПП.

5) Кода – шквал энергии. Кода основана на интонации ГП, но гармонически B-dur вселяет надежду на победу над мраком.

II часть (es-moll) – скерцо, образ злой энергии. Сложная трехчастная форма, главная тема демоническая, агрессивная. Средний эпизод –мечтательный лирический вальс. Далее следует реприза главной темы. В коде – отдаленное воспоминание о вальсе. (Часть закан-чивается на тонике Ges-dur.)

III часть (b-moll) – траурный марш. Сложная трехчастная форма. Если у Бетховена в
3-й симфонии медленная часть – это массовое траурное шествие, то у Шопена это личное горе, трагедия человека. В отличие от Бетховена Шопен ставит этот марш третьей частью, и это придает трагическую безнадежность финалу. У Бетховена после марша идет скерцо: ге-рой погиб, но жизнь торжествует. В сонате Шопена иначе: герой погиб, и смерть торжеству-ет. Главной теме марша противостоит возвышенный светлый ноктюрн (Des-dur).

IV часть – это мрачный возвышенный эпилог совершившейся трагедии. В финале господствует один образ все сметающего адского вихря. [Поразительна простота фортепиан-ной фактуры (строго выдержанные октавные пассажи).] А. Рубинштейн слышал в финале вой ветра над могилами. [Современный пианист Виктор Мержанов, оспаривающий эту точку зрения, считает, что «философскому содержанию сонаты больше соответствует другой образ – “реки забвения”, мифологической Леты, в которую погружаются души умерших». Цит. по изд.: «Российский музыкант», №2 (1232), март 2005.]






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.