Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Северное возрождение






ИЗО (Германия, Франция, Нидерланды), в Англии 2 этапа -н 16 в -всплеск, христианский гуманизм родился там, а потом после реформации гум тенденции затихают, 2 этапа -рубеж 16-17 вв – рационалистический англ гуманизм

Центр Европа - центр, Чехия, Скандинавия, Перин пол-во – гум периферия

Круг людей, к можно назвать гуманистами, уже, чем в Италии. П.ч. сословное деление, менее вольные и демокр города, процесс развит капит отношений медленей. В З.е. КЛИРИКОВ БОЛЬШЕ В ГУМ ДВИЖЕНИИ

Элитарность гуманизма в з.е. ещё больше выражена, бол роль играет соц вопрос -связанная с разрушением сословных границ, гуманисты гордятся своим происхождением, чернь – это люди необразованные, а гуманисты избранные в силу воспитания, а не происхождения. Весь удар падает на дух жизнь. Гуманизм изначально не нац движение, но в европе нац начало всегда присутсвовало (пример с эразмом роттердамским – гражданин мира, а у большинства эти нац интересы оч чётко присутсвуют). Это выражается в использовании язык – латынь всё чаще заменяется нац языками, основной критерий – защита и работа на благо об-ва, а это люди, к которым ты обращаешься, своя страна.

Новые фил концепции. Основа нов благочестия в з.е. – мирская теология..е. хр идея, приложенная к конкретной жизни хр-на на Земле. «Оружие хр воина» (Эразм) – о жизни христианина в миру.

Поворотный момент для европы в появл возрождения -период соборных споров 15 в, если на костанц соборе вед роль у схоластов, то базельский собор собрал бол-во настроенный гуманис настроенных клириков. Начало гум движения к северу от Альп. На вершину выплёскиваются сррыцари и клир. Итальянцы тут тоже были задействованы -Эней Сильвио Пиколоминни, голландец Николай Гузанцкий, и этот переход до 70-х гг. дух содержание церкви уже иное, хотя организация прежняя. Этот переворот ярче выразился в Германии, но хаотично. В Нидерландах особенно ярко выразилась идея в образовании. С к 15 в именно в Голландии самые яркие и значительные центры книгопечатания – своеобразные гуманист центры. Фр долгое время стояла в стороне. З.Е. гуманизм наполняет негатив церковный, а Франция (галликанское христианство), тесно связанная с Италией, но не было потребности, нет базы, на который бы лёг гуманизм.

С 70 х гг 15 в хар-ро создание локальных гум сообществ, и одновременно формирование республики учёных с универсальным значением. Центры книгопечатания возглавляли яркие пред-ли (цельтис, агрипола, руф), ив монастырях гум сообщества. В к 15 в перестраиваются ун-ве. В Вене содружество поэтов и математиков (создатель цельтис). В Германии полицентричность полезна для распрастр культуры, гуманизма. Относительно ровным слоем покрывается гум кружками. Исключение старые ун-ты -кёльн и лувенский ун-т. Францию захватило движение немного, центр есть центр – Париж, при дворе аристократический гуманизм. В Сорбоне были образованы печат центры, туда приглашали мол немецких гуманистов, Иоганн Рейлих, в последствии школа калежа де франс и лионская типография.

Н 16 в внутренние гум споры – кто виноват? – паписты, что делать?

Проблема конфессионального деления. Эразм – единство всего мира, а конфессии придумали люди, поэтому это не должно быть причиной гонений, вера – личный выбор каждого.

Что такое вера: Эразм – это духовное чув-во, Христотс для него проповедник. Истинная вера – стремление к абсолюту, к знаменует собой Христос.

Первым с программой Реформации выступил Коллет в Англии, вообще таких предложений было много. Н 16 в з-е возрождение приобретает самостоятельный характер. Начинается раскол, связанный с конфессиональной полемикой – сам гл фактор, определяющий особенности з-е возрождения. Реформация перевела всю дух систему на нац язык, основу. Вообще нац идея самая главная, к была заложена в реформированной церкви. Силы гуманистов ушли сюда – язык., история, лит-ра. Латынь остаётся - язык эрудитов. Готику тоже забывать не собирались.формирование более узкого и глубокого

Отличия с гуманизма от итал:

- стремление создать свою историю, отсюда интерес к ср-ю. изучение нац архивов, становление историч науки

- борьба за образование (в первую очередь, борьба за ун-ты, побеждает та кили иначе гуман движение)

- интерес гуманистов к естест и точн наукам, с др стороны интерес естественников к гуман наукам, т.е. представление о том, что всякое знание о мире комплексное

-интерес к мирской теологии (проблемы патриотизма, соц реформирования, религ организация и самой рел идеи, должны измениться этич категории с миром)

-периодизация - 30-70 ее гг -подготовит этап под возд Италии, далее 70 гг 15 в- н 16 в -создание гум соо, в них усиливается нац идея, далее 20- с 16 в – активная борьба против схоластики и раскол между гуманистами, связанн с реформацией, далее 2 пол 16 в -кризис гуманизма, но здесь формируется эрудитское движение в отличие от Италии

Консервирование гуманизма на тот период, пока не будут для него созданы ид условия.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.