Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие явных и скрытых коммуникативных функций.






Коммуникативные функции. Информация, произведенная институтом должна распространяться как внутри института (с целью управления и контроля за соблюдением социальных норм), так и во взаимодействии между институтами. Эта функция имеет свою специфику — формальные связи. У института средств массовой информации — это основная функция. Научные учреждения активно воспринимают информацию. Коммутативные возможности институтов неодинаковы: одним они присущи в большей степени, другим — в меньшей.

Латентные (скрытые) функции, в отличие от явных, не запланированы заранее, носят непреднамеренный характер и их последствия осознаются не сразу и не всегда (если даже осознаются и признаются, то считаются побочным продуктом), а порой и вовсе остаются неосознанными до конца.

Некоторые скрытые эффекты могут носить положительный характер, но это, как правильно, случается редко.

Так же может возникнуть дисфункциональный эффект, абсолютно противоречащий ожиданиям коммуникаторов. Это называется «Эффект Бумеранга».

33.Понятие дисфункции в коммуникативистике.
Информационную дисфункцию можно определить как нарушение функций коммуникационных каналов организации.

Таким образом, информационная дисфункция заключается в искажении информации, потери информации, а также в производстве значительного количества избыточной информации, причем последнее - наиболее распространенное сегодня проявление информационной дисфункции. Что касается возникновения этого явления, то оно обусловлено причинами, связанными как с коммуникационными каналами организации - формальными и неформальными, так и со спецификой передаваемых сообщений. К причинам первой группы правомерно отнести наличие характерного для большинства организаций значительного количества уровней управления, а также склонность вертикального канала, передающего информацию снизу вверх, искажать ее в определенном направлении - а именно в направлении, увеличивающем вероятность для персонала получения награды и уменьшающем вероятность получения взыскания. К причинам второй группы относится прежде всего специфика восприятия и передачи устной и письменной информации высокой степени сложности, что характерно для современной организации. В более общем смысле основная причина возникновения информационной дисфункции в организационной коммуникации сформулирована еще в 50-е годы ХХ столетия в основной теореме Шеннона, которая утверждает, что если поток информации превышает пропускную способность каналов связи некоторой системы с внешней средой, то в этой системе нельзя избежать накопления ошибок, искажения информации и, следовательно, неэффективных управленческих решений.

Возможно ли преодоление информационной дисфункции? Положительный ответ на этот вопрос дает теория управления, утверждающая, что должен существовать определенный оптимум информации, необходимый для управления системами разной сложности. Об этом гласит сформулированный У.Р. Эшби закон необходимогоразнообразия: разнообразие сложной системы требует управления, которое само обладает необходимым разнообразием. Отсюда следует: чтобы управлять, нужно располагать необходимым разнообразием (структурой) информации. " Только разнообразие может уничтожить разнообразие", - пишет Эшби. Иными словами, системой со сложной структурой нельзя эффективно управлять, располагая простой информацией. Так как современная организация безусловно является сложной системой, то и управление ею предполагает использование сложной как по содержанию, так и по форме организации, информации.
34.Понятие «прагматических шумов».

Информационный шум (помехи, барьер) - все то, что мешает передаче и пониманию информации. Различают такие разновидности И. ш.: физический, семантический и прагматический. Физический шум возникает как следствие несовершенства и/или неполадок физических каналов связи. Семантический (смысловой) шум обусловлен недостаточно высоким качеством тезауруса, в том числе личного тезауруса специалистов и руководителей. Прагматический шум появляется в тех случаях, когда руководитель, менеджер, государственный служащий по каким-либо причинам (конфликт, давление лоббирующих групп, коррупция) не заинтересованы в адекватном восприятии и использовании информации, объективно полезной для дела, для организации. Прагматический шум, таким образом, связан с субъективной оценкой сведений по их полезности и отбором тех, которые «устраивают» данного получателя информации; это проблема не столько профессиональной компетентности или информационной культуры, сколько нравственной надежности и ценностных ориентаций личности.
Влияние помех или шумов на коммуникацию состоит в том, что сообщение, передаваемое коммуникатором, отличается от того сообщения, которое воспринимается коммуникатором. Эмири Акофф ввел понятие «прагматический шум» - все то, что появляется в сообщении, не продуцированное отправителем, что снижает вероятность того отклика от получателя, на который рассчитывал отправитель.

Коммуникатору следует учитывать наличие «прагматических шумов» и обеспечить передаваемому сообщению защиту.

Другой путь борьбы с помехами – сообщение делается преднамеренно избыточным, эта избыточность помогает преодолеть шумы.

Учет и прогнозирование коммуникативной ситуации, а по возможности организация благоприятного для восприятия сообщения фона забота коммуникатора об устранении различного рода шумов и помех – еще одно условие успешной коммуникации.

Это всё то, что появляется в сообщении, непродуцированное отправителем, что снижает вероятность того отклика получателя, которого ожидает коммуникатор. Коммуникатору следует учитывать наличие шумов и обеспечить сообщению различную защиту. Другой путь: сообщение делается преднамеренно избыточным. Это помогает защитить его от шумов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.