Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственные социальные льготы и гарантии для молодых специалистов по социальной работе.






Гарантии и льготы при трудоустройстве
Молодым специалистам по окончании учреждений, обеспечивающих получение среднего специального и высшего образования, при заключении трудового договора не устанавливается предварительное испытание. Это же правило распространяется и на молодых рабочих (служащих) по окончании учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического образования.Молодым специалистам гарантируются выплаты в связи с переездом на работу в другую местность, предусмотренные законодательством (п.27 Положения о распределении выпускников учреждений образования, получивших профессионально-техническое, среднее специальное или высшее образование, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 декабря 2007 года №1702), а также выплачивается единовременное пособие в размере месячной тарифной ставки (оклада) по новому месту работы (статья 96 ТК РБ).Увольнение молодых специалистов или перевод их на работу, которая не связана с полученной специальностью (профессией) и присвоенной квалификацией, до окончания срока работы по распределению запрещается, за исключением случаев: перехода на выборную должность (пункт 4 статьи 35 ТК РБ); принятия решения учреждением образования о перераспределении молодого специалиста либо о выдаче ему справки о самостоятельном трудоустройстве; зачисления в учреждение образования на обучение в дневной форме получения образования более высокого уровня (ступени); нарушения нанимателем законодательства о труде, коллективного или трудового договора (статья 41 ТК РБ); увольнения по инициативе нанимателя по основаниям, предусмотренным в пунктах 1, 2, 4-9 статьи 42 ТК РБ, а также по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, предусмотренным в пунктах 1-3, 5, 6 статьи 44 ТК РБ.
На молодых специалистов, направленных на работу в организации, которые размещаются в зонах радиационного загрязнения, распространяются льготы и компенсации, предусмотренные законодательством для лиц, проживающих и работающих в этих зонах (пункт 29 Положения). Жилищная. и бытовая сферы
Молодым специалистам могут быть предоставлены служебные жилые помещения государственного жилищного фонда на период сохранения трудовых (служебных) отношений с государственным органом или иной государственной организацией в индивидуальном порядке (Указ Президента Республики Беларусь от 19 марта 2007 года №128 «О некоторых вопросах предоставления и использования жилых помещений государственного жилищного фонда»).Молодым специалистам, прибывшим на работу по распределению, местные исполнительные и распорядительные органы, а также организации при недостаточности собственного жилого фонда могут выделять средства с целью компенсации затрат на наем жилых помещений у граждан (пункт 28 Положения).Физические лица, получающие доходы от сдачи внаем жилых помещений молодым специалистам, освобождаются от уплаты подоходного налога (пункт 1.41 закона РБ от 21 декабря 1991 года №1327 XII «О подоходном налоге с физических лиц»). Материальноестимулирование. Молодым специалистам, получившим среднее специальное или высшее образование, выплачивается денежная помощь в размере месячной стипендии, назначенной им в последнем семестре, получившим профессионально-техническое образование — из расчета тарифной ставки по присвоенной им квалификации (разряду, классу, категории) или соответствующего оклада.
Выплата денежной помощи осуществляется нанимателем в месячный срок после заключения трудового договора (контракта) с молодым специалистом в полном размере независимо от количества использованных им дней отдыха.
Молодым специалистам, получившим среднее специальное или высшее образование по педагогическим специальностям, выплачивается денежная помощь за 45 календарных дней за счет средств республиканского или местных бюджетов учреждением образования, которое они окончили, из расчета месячной стипендии, назначенной им в последнем семестре.
В случае если молодые специалисты не получали стипендии в последнем перед выпуском семестре, им выплачивается соответствующая денежная помощь из расчета социальной стипендии, установленной на дату выпуска (пункт 26 Положения).
Ставки заработной платы и должностные оклады молодых специалистов — выпускников Белорусского государственного университета, завершивших обучение с отличием, получивших степень бакалавра или магистра и работающих по персональному распределению в учреждениях и организациях бюджетной сферы, в первые 5 лет работы повышаются на 10 процентов (Указ Президента Республики Беларусь от 20 ноября 1996 года №477 «О социальной поддержке работников, аспирантов и студентов Белорусского государственного университета»).
С 2009 года молодым специалистам из числа педагогических работников правительство Беларуси установило дополнительные бонусы при трудоустройстве на работу по распределению.
Ежемесячные доплаты молодым специалистам с высшим и средним специальным образованием из числа педагогических работников, а также специалистам с высшим и средним специальным образованием из числа педагогических работников, получивших образование на условиях оплаты и направленных на работу по распределению, в течение двух лет со дня заключения с ними трудового договора (контракта) в размере одной тарифной ставки первого разряда, установленной Советом Министров Республики Беларусь для оплаты труда работников государственных организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями.Ежемесячные доплаты выплачиваются по основному месту работы молодого специалиста (специалиста, получившего образование на условиях оплаты) пропорционально отработанному времени (объему выполненных работ) (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 января 2009 года №86 «О некоторых вопросах оплаты труда работников учреждений образования»).
Льготные кредиты в течение двух лет после окончания высших и средних специальных учебных заведений на приобретение домашнего имущества (мебель, холодильник, телевизор, газовая или электрическая плита, стиральная машина) и товаров первой необходимости (одежда, обувь, набор постельного белья, посуда) (Указ Президента Республики Беларусь от 27 ноября 2000 года. №631 «О дополнительных мерах по повышению заработной платы и предоставлению льготных кредитов отдельным категориям граждан»).Порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и порядок предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда установлен Указом Президента Республики Беларусь от 29.11.2005г. №565 с изменениями и дополнениями.Молодые специалисты из числа детей-сирот и детей, которые остались без попечения родителей, имеют внеочередное право на получение льготных кредитов, субсидий на строительство (реконструкцию) или приобретение жилого помещения.За детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, закрепляется право внеочередного (с их согласия) предоставления жилого помещения социального пользования после обучения в высшем, среднем специальном и иных установленных Жилищным кодексом случаях, если за ними не сохранилось жилое помещение или они не могут быть по другим причинам вселены в жилое помещение, из которого выбыли.
К членам семьи специалиста, на которых выплачивается компенсация, относятся муж, жена, а также дети и родители обоих супругов, находящиеся на иждивении и проживающие вместе с ними. Стоимость проезда членов семьи и провоза их имущества, а также единовременное пособие на них выплачиваются в том случае, если они переезжают на новое место жительства работника до истечения года со дня фактического предоставления жилого помещения. Все расходы по выплате компенсации несет организация, в которую направляется специалист. Если специалист направлен на работу по месту своего прежнего жительства, единовременное пособие не выплачивается.
Компенсации, выплаченные в связи с переездом на работу в другую местность, в соответствии со статьей 98 Трудового кодекса Республики Беларусь, должны быть возвращены нанимателю, выплатившему их, полностью, если работник: не явился на работу или отказался приступить к ней без уважительной причины; до окончания срока работы, предусмотренного законодательством о труде, трудовым договором или обусловленного при переводе, направлении или приеме на работу, а при отсутствии определенного срока-до истечения одного года работы уволился по собственному желанию без уважительной причины или был уволен за виновные действия, которые в соответствии с Трудовым кодексом Республики Беларусь и иными актами законодательства явились основанием для прекращения трудового договора.
При неявке на работу или отказе приступить к работе по уважительной причине работник обязан вернуть полученные средства, за исключением понесенных путевых расходов.

 

52.Трудовой договор, учет рабочего времени. Рабочим считается время, в течение которого работник в соответствии с трудовым, коллективным договорами, правилами внутреннего трудового распорядка обязан находиться на рабочем месте и выполнять свои трудовые обязанности.К рабочему относится также время работы, выполненной по предложению, распоряжению или с ведома нанимателя сверх установленной продолжительности рабочего времени (сверхурочная работа, работа в государственные праздники, праздничные и выходные дни).Рабочее время нормируется путем установления норм его продолжительности на протяжении календарной недели (рабочая неделя) и в течение суток (рабочий день, рабочая смена).Нормирование продолжительности рабочего времени осуществляется нанимателем с учетом ограничений, установленных настоящим Кодексом и коллективным договором. Статья 111. Нормальная продолжительность рабочего времени Нормальной признается продолжительность рабочего времени, равная полной (статья 112) или сокращенной (статьи 113 и 114) его норме, установленной в соответствии с настоящей главой.Если нанимателем или в коллективном договоре не определена продолжительность рабочей недели, установленной ее нормой считается предельная продолжительность, предусмотренная статьями 112–115 настоящего Кодекса. Статья 112. Полная норма продолжительности рабочего времени Полная норма продолжительности рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Статья 113. Сокращенная продолжительность рабочего времени для работников на работах с вредными и (или) опасными условиями труда Для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 35 часов в неделю. Статья 114. Сокращенная продолжительность рабочего времени для отдельных категорий работников Для работников моложе восемнадцати лет устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени: в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет – не более 23 часов в неделю, от шестнадцати до восемнадцати лет – не более 35 часов в неделю.Инвалидам I и II группы устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю.Продолжительность рабочего времени для работающих на территории радиоактивного загрязнения в зоне эвакуации (отчуждения), в том числе временно направленных или командированных в эти зоны, не может превышать 35 часов в неделю. Статья 115. Нормирование продолжительности ежедневной работы (смены) Продолжительность ежедневной работы (смены) определяется правилами внутреннего трудового распорядка или графиком работ (сменности) с соблюдением нормы продолжительности рабочей недели, установленной нанимателем в соответствии со статьями 112–114 настоящего Кодекса.Продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать: 1) для работников в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет – 4 часа 36 минут, от шестнадцати до восемнадцати лет – семь часов; 2) для учащихся общеобразовательных учреждений и учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического образования, работающих в течение учебного года в свободное от учебы время, в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет – 2 часа 18 минут, в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет – 3 часа 30 минут; 3) для инвалидов I и II группы – семь часов; 4) для работающих на территории радиоактивного загрязнения в зоне эвакуации (отчуждения), в том числе временно направленных или командированных в эти зоны, – шесть часов.
Для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, где установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, а также для работников, имеющих особый характер работы, максимально допустимая продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать: 1) при 35-часовой рабочей неделе – семь часов; 2) при 30-часовой и менее рабочей неделе – шесть часов. Статья 116. Продолжительность работы в рабочий день, непосредственно предшествующий государственному празднику или праздничному дню Продолжительность работы в рабочий день, непосредственно предшествующий государственному празднику или праздничному дню (часть первая статьи 147), сокращается на один час.Если по условиям производства сокращение продолжительности работы, предусмотренное частью первой настоящей статьи, невозможно, переработка компенсируется по соглашению сторон предоставлением дополнительного дня отдыха, оплачиваемого в одинарном размере, по мере накопления этих часов или повышенной их оплатой в размере, установленном для оплаты сверхурочной работы (часть первая статьи 69). Статья 117. Работа в ночное время Ночным считается время с 22 часов до 6 часов.
При работе в ночное время установленная продолжительность работы (смены) сокращается на один час с соответствующим сокращением рабочей недели.Это правило не распространяется на работников, для которых уже предусмотрено сокращение рабочего времени (статьи 113 и 114), а также когда такое сокращение невозможно по условиям производства, в том числе в непрерывных производствах, или если работник принят для выполнения работы только в ночное время.К работе в ночное время, даже если она приходится на часть рабочего дня или смены, не допускаются:
1) беременные женщины; 2) исключен; 3) работники моложе восемнадцати летИнвалиды при условии, что такая работа не запрещена им индивидуальными программами реабилитации инвалидов, а также женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, могут привлекаться к работе в ночное время только с их письменного согласия. Статья 118. Неполное рабочее время По соглашению между работником и нанимателем могут устанавливаться как при приеме на работу, так и впоследствии неполный рабочий день или неполная рабочая неделя.Наниматель обязан устанавливать неполное рабочее время работникам, указанным в части второй статьи 289 настоящего Кодекса.При неполном рабочем дне уменьшается норма продолжительности ежедневной работы, установленная правилами внутреннего трудового распорядка или графиком работы у нанимателя.При неполной рабочей неделе сокращается число рабочих дней в неделю.Неполное рабочее время может также состоять в одновременном уменьшении норм продолжительности ежедневной работы и числа рабочих дней в неделю.Соглашение о неполном рабочем времени может быть заключено на определенный или неопределенный срок. Статья 1181. Ненормированный рабочий день Ненормированный рабочий день – особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут при необходимости эпизодически по письменному или устному приказу (распоряжению), постановлению нанимателя или по своей инициативе с ведома нанимателя или уполномоченного должностного лица нанимателя выполнять свои трудовые обязанности за пределами установленной нормы продолжительности рабочего времени. Возможная в связи с этим переработка сверх нормы рабочего времени не является сверхурочной работой и компенсируется предоставлением дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день (статья 158).Категории работников, которым не устанавливается ненормированный рабочий день, определяются Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом. Статья 119. Сверхурочная работа Сверхурочной считается работа, выполненная работником по предложению, распоряжению или с ведома нанимателя сверх установленной для него продолжительности рабочего времени, предусмотренной правилами внутреннего трудового распорядка или графиком сменности.Не признается сверхурочной работа, выполненная сверх установленной продолжительности рабочего времени: 1) по инициативе самого работника без предложения, распоряжения или с ведома нанимателя; 2) работниками с неполным рабочим временем в пределах полного рабочего дня (смены); 3) работниками по совместительству у того же нанимателя при исполнении другой функции, а также у другого нанимателя сверх времени основной работы; 4) работниками-надомниками. Статья 120. Ограничение сверхурочных работ Привлечение к сверхурочным работам допускается только с согласия работника, за исключением случаев, предусмотренных статьей 121 настоящего Кодекса, а также коллективным договором, соглашением.К сверхурочным работам не допускаются: 1) беременные женщины; 2) женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет; 3) работники моложе восемнадцати лет; 4) работники, обучающиеся в вечерних школах и учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического образования, в дни занятий; 5) освобожденные от сверхурочных работ в соответствии с медицинским заключением; 6) другие категории работников в соответствии с законодательством.Женщины, имеющие детей в возрасте от трех до четырнадцати лет (детей-инвалидов – до восемнадцати лет), и инвалиды могут привлекаться к сверхурочным работам только с их согласия, причем инвалиды только в случае, когда такие работы не запрещены им индивидуальными программами реабилитации инвалидов. Статья 124. Пятидневная и шестидневная рабочая неделя Пятидневная с двумя выходными днями или шестидневная с одним выходным днем рабочая неделя устанавливается нанимателем по согласованию с профсоюзом.Если при пятидневной рабочей неделе сумма часов пяти рабочих дней за календарную неделю меньше недельной нормы, неотработка возмещается по мере ее образования в отдельные недели за счет одного или двух (за исключением воскресенья) выходных дней, которые в графике работ (сменности) планируются как рабочие дни.Сумма часов работы по графику сменности при пятидневной и шестидневной рабочей неделе должна соответствовать расчетной норме рабочего времени каждого календарного года, которая устанавливается Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом.

Статья 125. Сменная работа и режим рабочего времени при сменной работеРабота в две и более смены считается сменной работой. Сменная работа вводится в тех случаях, когда длительность производственного процесса (работы) превышает установленную продолжительность ежедневной работы, а также в целях более эффективного использования оборудования, увеличения объема производства (работ, услуг).Режим рабочего времени при сменной работе определяется графиком сменности в соответствии со статьей 123 настоящего Кодекса. При этом продолжительность смены не может превышать 12 часов. Иная продолжительность смены для отдельных категорий работников может устанавливаться Правительством Республики Беларусь. Работники чередуются по сменам равномерно. Работа в течение двух смен подряд запрещается.Минимальная продолжительность ежедневного отдыха между сменами (от конца одной до начала следующей) должна быть вместе со временем перерыва для отдыха и питания не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующей отдыху смене.Если продолжительность смены по графику больше восьми часов, уменьшение продолжительности ежедневного отдыха между сменами компенсируется за счет увеличения еженедельного непрерывного отдыха.Статья 126. Суммированный учет рабочего времениВ организациях, где по условиям производства (работы) невозможно или экономически нецелесообразно соблюдение установленной для данной категории работников ежедневной или еженедельной продолжительности рабочего времени, может применяться суммированный учет рабочего времени.Еженедельная продолжительность рабочего времени при суммированном учете может быть больше или меньше установленной нормы продолжительности рабочего времени в неделю (статьи 112–114). При этом ежедневная продолжительность рабочего времени не может превышать 12 часов. Сумма часов рабочего времени по графику работ (сменности) за учетный период не должна превышать нормы часов за этот период, рассчитанной в соответствии со статьями 112–117 настоящего Кодекса.Учетным периодом при суммированном учете рабочего времени признается период, в пределах которого должна быть соблюдена в среднем установленная для данной категории работников норма продолжительности рабочего времени в неделю (статьи 112–114).Продолжительность учетного периода устанавливается нанимателем и не может превышать одного календарного года. Учетный период может определяться календарными периодами (месяц, квартал), иными периодами. Суммированный учет рабочего времени вводится нанимателем по согласованию с профсоюзом.Статья 127. Разделение рабочего дня на частиНа тех работах, где это необходимо вследствие особого характера труда, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены), рабочий день может быть разделен на отдельные части с перерывом, превышающим два часа, либо с двумя и более перерывами, включая перерыв для отдыха и питания, общей продолжительностью не более четырех часов. При этом общая продолжительность рабочего времени не должна превышать установленной продолжительности ежедневной работы.Время перерывов в течение рабочего дня в рабочее время не включается.Решение о разделении рабочего дня на части принимается нанимателем по согласованию с профсоюзом.Статья 128. Режим гибкого рабочего времениРежим гибкого рабочего времени – форма организации рабочего времени, при которой для отдельных работников или коллективов структурных подразделений организации допускается в определенных пределах саморегулирование начала, окончания и общей продолжительности рабочего дня. При этом требуется полная отработка установленного законом суммарного количества рабочих часов в течение принятого учетного периода (рабочего дня, недели, месяца и др.).Режим гибкого рабочего времени устанавливается нанимателем по индивидуальным или коллективным просьбам по согласованию с профсоюзом при условии, если это учитывает интересы производства, не приведет к осложнениям в работе организации, не нарушит нормальную деятельность и ритмичность производства, внешние связи.Работники, переводимые на режим гибкого рабочего времени, не позднее чем за месяц должны быть проинформированы о дате перевода на этот режим, ознакомлены с условиями и спецификой работы по данному режиму. В пропусках таких работников производится соответствующая отметка или выдается специальный вкладыш к пропуску в организацию.При выполнении работы вне организации (служебная командировка, участие в совещаниях, конференциях и т.п.) режим гибкого рабочего времени не применяется, а учет рабочего времени ведется как при обычном режиме.Режим гибкого рабочего времени может применяться как при пятидневной и шестидневной рабочей неделе, так и при других режимах работы.Применение режима гибкого рабочего времени не вносит изменений в условия нормирования и оплаты труда работников, порядок начисления и величину доплат, не отражается на предоставлении гарантий, продолжительности трудового отпуска, исчислении трудового стажа и других трудовых правах. Запись о режиме гибкого рабочего времени в трудовую книжку не вносится.

54.Сущность понятий «социальная реклама» и «социальный PR». Сущностные характеристики социальной рекламы. Социальная реклама - это вид коммуникации, ориентированный на привлечение внимания к жизненно важным проблемам общества и его нравственным ценностям. Предназначение социальной рекламы - гуманизация общества и формирование нравственных ценностей. Миссия социальной рекламы - изменение поведенческой модели общества.Социальная реклама несет в себе информацию, представленную в сжатой, художественно выраженной форме. Она способна доводить до сознания и внимания людей наиболее важные факты и сведения о существующих в обществе проблемах. Она обращена ко всем и к каждому..Социальная реклама использует тот же набор инструментов, что и коммерческая: телевизионные ролики, печатная, уличная, транспортная реклама и т.д..Социальный PR — это деятельность, направленная на формирование, поддержку и развитие нужных (чаще всего позитивных) отношений, формирование позитивных моделей поведения и т. д. К этой сфере PR традиционно относятся социальные/благотворительные проекты и программы, инициаторами которых могут выступать отдельные лица, государство, бизнес-структуры, общественных (некоммерческих) организации.В данном случае объектом воздействия «паблик рилейшнз» выступает социальная сфера, область социальных отношений. Если говорить кратко – это инструмент привлечения внимания к социальным проблемам, проектам, программам, общественным организациям. Более широкое определение термина означает деятельность, связанную с информационным сопровождением (PR-сопровождением) и имиджевым продвижением различных идей/проектов/программ социального, т.е. общественно значимого характера. МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ ТРИ ОСНОВНЫХ РАЗНОВИДНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ PR-ТЕХНОЛОГИЙ: 1) Благотворительность и, в случае с коммерческими структурами, спонсорство. Организация безвозмездно направляет материальные средства или оказывает какие-либо услуги в поддержку социального проекта. 2)Проведение культурно-массовых мероприятий. Такая форма социальной активности предприятий обращает на них внимание общества. К примеру, на день города фирма устраивает бесплатный концерт с участием звезд российской эстрады. 3)Долгосрочные социальные программы. Например, со стороны государства такой программой является «Материнский капитал». Поддержку российским семьям в приобретении жилья и образовании детей могут оказывать и коммерческие организации, регулярно предоставляя дополнительные льготы по ипотеке, утверждая собственные стипендии и т. д. Социальный PR предусматривает, во-первых, грамотное планирование и организацию такого рода мероприятий; во-вторых, их информационное сопровождение.

55.Виды социальной рекламы, средства и возможности ее распространения. Реклама определенного образа жизни. Такая реклама одновременно направлена как против негативных проявлений в обществе (курения, наркомании, алкоголизма, неуважения старших), так и на поддержку здорового образа жизни (укрепления семьи, защиту от СПИДа, образования детей, занятий спортом, гигиены и правильного питания (например, поощрение грудного вскармливания). Здесь очевиден недостаток применения метода рекламирования «проблема-решение», основанный на построении смысловых связей: плохо, тяжело (проблема существует) — способ решения — хорошо, легко, лучше (проблема решена, стала меньше, стала не важна и т.п.).
Реклама законности и правопорядка направлена на развитие правосознания, защиту институтов гражданского общества, конституционных прав и свобод человека.
Адресная реклама. Информация о местоположении и координатах специальных служб государства и общественных организаций (противопожарные службы, службы спасения, службы охраны порядка, службы психологической поддержки).
Событийная реклама. Данная реклама несет пропаганду общественно-значимых событий, ориентированных на сплочение нации посредством определенных идей и концепций (праздники, торжества, спортивные мероприятия).
Реклама милосердия и благотворительности. Например, сбор средств на восстановление храма, проведение сложной операции ребенку, открытие столовых для бездомных, строительство питомников для домашних животных и т.д.

56.Понятия «общение» и «профессиональное общение». Виды профессионального общения в социальной работе. Общение - это взаимодействие двух или более людей, во время которого возникает психический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопонимании, взаимо-переживании Профессиональное общение — содержательный (смысловой) процесс взаимодействия субъектов как носителей профессионального опыта с целью: а) обмена информацией в производственной ситуации; б) достижения согласия (понимания); в) функционирования профессиональной общности социальная работа многопланова и многофункциональна, и предполагает использование различных типов общения: это и деловое общение (общение в официально-деловой сфере с представителями организаций, социальных институтов, с целью улучшения деятельности служб социальной помощи), и межличностное, и консультативное (общение с целью оказания помощи клиенту, чаще всего психологической).Консультативное общение отличается от межличностного и делового, но отдельные черты и того и другого видов общения специалиста по социальной работе здесь присутствуют. В психологическом консультировании, или консультировании по вопросам семьи работа будет наиболее эффективна, если между клиентом и специалистом отношения будут доверительные, основанные на дружбе, а в консультировании по юридическим, экономическим, жилищным вопросам, – если общение будет проходить в официально – деловом стиле. Итак, можно сказать, что консультирование – это специально организованное общение между социальным работникам и клиентом с целью решения различных жизненных или бытовых вопросов, с которыми клиент не может справиться самостоятельно.Зачастую, специалист по социальной работе является для своих клиентов единственным человеком, с которым можно поговорить, и только он способен разрешить проблему клиента. В таких случаях между специалистом и клиентом социальной службы устанавливаются дружеские, доверительные связи, а общение между ними становится уже интимно-личностным. Следует подчеркнуть значение интимно-личностного общения в социальной работе, что предполагает готовность познавать мир чувств и эмоций другого человека, принять его таким, какой он есть на самом деле, и конечно же умение сопереживать. При общении с клиентом необходимо ориентироваться на лучшее, что в нем есть, побуждать самого преодолевать недостатки, необходим индивидуальный подход к каждому.

57.Уровни и основные формы профессионального общения в социальной работе. Барьеры и основные правила профессионального общения в социальной работе. уровнях общения: Манипулятивный уровень, заключается в том, что один из собеседников через определенную социальную роль пытается вызвать сочувствие, жалость партнера.Примитивный уровень, когда один из партнеров подавляет другого (один постоянный коммуникатор, а другой постоянный реципиент).Высший уровень – это тот социальный уровень, когда независимо от социальной роли, статуса партнеры относятся друг к другу как к равной личности. Формы общения классифицируются на основе разных критериев. Так, если за основу классификации взять критерий направленности общения, то его можно подразделить на два вида: общение по вертикали, например между родителями и детьми, начальником и подчиненными; общение по горизонтали, примером которого может служить общение братьев, близких по возрасту; общение коллег по работе, равных по статусу.Если же за базу классификации видов общения взять характер его целей, то в качестве его форм можно выделить: общение как самоцель. например общение между друзьями, родственниками; общение как средство достижения какой-то внешней по отношению к нему цели: именно таким является любое деловое, в том числе управленческое, педагогическое общение. Здесь цель находится за пределами самого процесса общения: она состоит в достижении целей организации, предприятия, учебного заведения и т.д. И наконец, можно выделить разновидности общения и по критерию состава его участников. общение по схеме «человек-человек», являющееся наиболее психологически насыщенным и сложным. Поскольку эта форма общения отличается особой одухотворенностью, динамизмом, живостью, о ней иногда говорят как о высшей роскоши, доступной человеку. Но с этой же формой общения связаны и наибольшие сложности общения.В тоже время, профессиональная задача социального работника, имеющего дело с напряженным клиентом, заключается в том, чтобы отстраниться от интонации клиента. Какой бы вызывающей и ли оскорбительной она не была, следует помнить, что это, прежде всего признак кризисного состояния клиента, то есть реакция на проблемы, с которыми клиент столкнулся. Поэтому следует с пониманием, профессионально отнестись к негативным интонациям, без желания ответить тем же. В беседе с таким клиентом консультант должен контролировать свою интонацию, голос должен быть спокоен, уверен, доброжелателен. Не должно быть никакого раздражения, угрозы или заискивания и жалости”[15].

58.Профессиональное взаимодействие социального работника с клиентами (эмпатийное общение, умение активного слушания, умение говорить «Нет!»). Характер взаимодействия специалиста и клиента определяется: профессионализмом и нравственными качествами специалиста; возможностями системы социальной защиты, социальной службы; насколько глубоко и прочно специалист владеет различными технологиями и методами социальной работы такими как: социальная терапия, социальная коррекция, социальная реабилитация и др.; умением специалиста создать атмосферу доверия и открытости в отношениях; стремлением понять клиента, умением сочувствовать; коммуникативными навыками и умениями социального работника;. Эмпатия – особый способ понимания другого человека, заключающийся в сопереживании его эмоционального состояния; постижение через проникновение, вчувствование в его переживания. Проявлять эмпатию – значит принимать во внимание линию поведения другого, при этом собственную линию поведения можно строить посвоему. выделяют два вида эмпатии: интеллектуальная (люди обмениваются мыслями друг с другом и при этом встречают понимание); эмоциональную (речь идет о чувствах, которые не обязательно могут быть выражены словами).Эффективность профессионального взаимодействия специалиста по социальной работе и клиента во многом определяется ситуацией в которой происходит взаимодействие – это и оформление кабинета, и умение создать атмосферу доверия и открытости в отношениях, и психоэмоциональное состояние клиента и самого специалиста.

59.Профессиональное взаимодействие с коллегами: трудовой коллектив, стадии развития трудового коллектива Трудовой коллектив — это организованное объединение людей, направленное на достижение общественно значимых целей на производстве.Такое объединение — это единый организм, который функционирует по сложнейшим социальным законам, в котором каждый человек занимает определенное место. Деятельность трудового коллектива нельзя представить как совокупность действий отдельных людей, хотя именно так она и осуществляется. Рабочий коллектив, как и любой другой, развивается по своим законам. Руководитель должен знать основные стадии развития коллектива5 основных стадий развития трудового коллектива. Стадия первая. Притирка. Новый коллектив состоит из пока еще незнакомых между собой людей. Постепенно они узнают друг друга поближе, адаптируются в кругу других сотрудников, начинают налаживать взаимоотношения (как деловые, так и личностные). На этой стадии развития коллектива формируются первые симпатии и антипатии. Стадия вторая. Ближний бой (дворцовые перевороты). Изучив друг друга, некоторые члены коллектива начинают бороться за лидерство, стремясь занять доминирующую позицию. Очень часто коллектив раскалывается на группировки (кланы). Сотрудники уже не бояться выражать разногласия открыто, а личным взаимоотношениям уделяется больше внимания. На этой стадии развития коллектива становятся очевидными слабые и сильные стороны его членов. Постепенно борьба уступает место обсуждению способов достижения согласия, и взаимоотношения в коллективе начинают улучшаться. Стадия третья. Экспериментирование (результативность). На этой стадии развития коллектива возрастает его потенциал, и сотрудникам приходится искать способы использовать имеющиеся ресурсы и возможности наилучшим способом. На данном этапе коллектив может работать неровно, «скачками», но благодаря энергии, заинтересованности и готовности экспериментировать членам коллектива удается пересмотреть методы работы, улучшить производительность и достичь высоких результатов. Стадия четвертая. Эффективность. Приобретя достаточный опыт в совместном эффективном использовании ресурсов и решении проблем, члены коллектива начинают гордиться своей принадлежностью к нему. В групповой работе делается акцент на уточнение задач и рациональное использование временных ресурсов. Стадия пятая. Зрелость (мастерство). Это высшая стадия развития коллектива, во время которой между его членами налаживаются прочные связи, а основной критерий принятия и оценки сотрудников — достоинства, а не претензии. Коллектив достаточно сплочен и показывает хорошие результаты, межличностные отношения в нем достаточно неформальны.Если условия работы изменяются (реорганизация фирмы, внедрение новых технологий), а коллектив к ним не приспосабливается, предпочитая сохранять старые методы работы, не соответствующие новым веяниям, могут наступить «старость» и «смерть» коллектива.

60.Корпоративная культура в трудовом коллективе. Корпоративная культура - понятие достаточно объемное. Ее определяют как совокупность ценностей и норм поведения, характерных для каждой отдельно взятой фирмы. Корпоративная культура руководит поступками работников, она формирует их взгляды на работу компании, закладывает основы общения с кКорпоративная культура может развиваться и поддерживаться коллективом, а может не поддерживаться совершенно - но так или иначе - она существует. Каждое предприятие формирует свою корпоративную культуру, определяет ее тип, особенности и составляющие. В зависимости от того, насколько она развита на конкретном предприятии, зависит и то, как ее будут воспринимать новые сотрудники: сразу же принимать, долгое время оставаться вне корпоративной культуры или вносить в нее свои изменения. Ведь каждый новый сотрудник привносит в компанию что-то свое, что у него перенимают сначала его близкое окружение, а потом постепенно - и вся компания. Например, в компании может существовать традиция обеденные перерывы проводить всем вместе - ходить в кафе неподалеку всем отделом или сообща закупать продукты. Какие-то привычки и поступки сотрудников влияют на их отношения в коллективе, ан развитие самого коллектива, какие-то - на отношения с другими компаниями, какие-то влияют на успешность всей компании в целом. И если на первых порах сам коллектив закладывает основы корпоративной культуры, но впоследствии она сама дает предписания работникам, как вести себя в той или иной ситуации.Корпоративная культура влияет на микроклимат в коллективе, будь то небольшой отдел или все предприятие целиком. Часто все споры в коллективе происходят от того, что люди, у которых имеются расхожие мнения по одному и тому же вопросу, не могут прийти к единому мнении.: один считает, что его точка зрения - единственно верная, а точка зрения оппонента - неправильна и абсурдна. Как мы уже отмечали ранее, повлиять на корпоративную культуру сожжет каждый сотрудник. Но обычно ее формируют и изменяют лидеры - руководство предприятия и подразделений, а так же лидера мнения в каждой отдельной группе сотрудников. Внедряется корпоративная культура посредством поощрения определенных норм поведения, а так же дополнительного обучения сотрудников.Корпоративная культура должна соответствовать целям компании. Если компания работает с клиентами, то корпоративная культура должна прививать навыки грамотного общения с клиентами, ориентированность на клиента, стремление уделить ему максимум внимания, чтобы каждый клиент почувствовал себя важным и нужным. Если работа предприятия зависит от конкуренции с другими компаниями, то корпоративная культура должна стимулировать работников разрабатывать и внедрять новые проекты, технологии, идеи. Для того, чтобы правильно сформировать корпоративную культуру, нужно сначала определиться, какие цели ставит перед собой компания, и как должны себя вести сотрудники, чтобы не мешать, а всячески помогать реализации этой цели.Корпоративная культура - это не только набор определенных правил, которых сотрудники придерживаются во время работы в офисе. Это еще система ценностей, определенное мировоззрение, которое значительно упрощает трудовой процесс и сводит на нет риск возникновения конфликтов в коллективе.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.