Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обучение искусству в древн, цивилизациях ДР. Египет, ДР. Греция, античный рим.






Умение рисовать всегда имело и имеет немаловажное значение для человека, а его

использование служило и служит одним из средств общения между людьми.

Развивать свои навыки в рисовании человек начал с глубокой древности. Уже первобытные

люди достигали в этом больших успехов, о чем свидетельствуют рисунки, найденные

археологами. Среди этих изображений мы находим убедительно переданный образ северного

оленя степной лошади, и другие сцены из реальной жизни.

Опыт в начертании линии и узоров, в изображении животных и даже людей человек

накапливал тысячелетиями. Первобытный человек рисовал углем и заостренным камнем,

охристыми красками. На это указывают сохранившиеся росписи стен и потолков в пещерах

.Особенно важно отметить, что все эти изображения носили магический ритуальный

характер и, таким образом, являлись своеобразной формой передачи человеческой мысли. На

этой основе впоследствии возникло и развилось письмо, вначале пиктографическое (ри-

суночное), затем идеографическое, где каждый знак соответствовал слову или его части, и,

наконец, буквенно-звуковое. Навыки в рисовании первобытный человек приобретал путем не-

посредственного наблюдения и подражания. Обучения как такового в эпоху палеолита еще не

было.

Земледельческий и ремесленно-производственный характер неолита изменил отношение

человека к искусству. Умение рисовать человек стал использовать для украшения предметов

своего ремесла, главным образом предметов гончарного производства. Изделия гончарного

искусства покрывались орнаментом. В разных странах он имел свои виды и особенности. В

связи с этим стали возникать и методы обучения. Художник-ремесленник уже не оставался

равнодушным к успехам своего ученика. Для него стало важным, чтобы ученик, перенимая

его искусство, становился помощником, а впоследствии и продолжателем его дела, овладевая

его мастерством. Для этого учителю приходилось по нескольку раз показывать ученику, как

надо работать, как изображать тот или иной узор.

Таким образом, стали вырабатываться приемы и методы обучения. Но четко разработанных

принципов обучения еще не было. Настоящее обучение искусствам, с организацией школ,

возникло только в эпоху цивилизации.

1.2 Система воспитания и обучения, каноны в Древнем Египте

Исторические документы свидетельствуют, что в Древнем Египте рисованию учили в

школах наряду с черчением. Окончив школу, юноша должен был уметь измерить и начертить

площадь поля, зарисовать план помещения, нарисовать и вычертить схему канала. Таким

образом, с рисованием как общеобразовательным предметом впервые мы встречаемся у

древних египтян.

При обучении детей грамоте рисованию уделялось основное внимание, так как сам характер

иероглифического письма требовал изображения всевозможных предметов.

Система воспитания и обучения была предельно строгой и даже жестокой: за малейшее

отступление от предписанных правил, за неточное выполнение канона ученика наказывали,

вплоть до избиения палками. В одном из папирусов рассказывается даже, «Будь прилежен в

ежедневной работе, будь деятелен. Не ленись ни одного дня, или ты будешь бит».

В Древнем Египте впервые рисование становится предметом школьного обучения, которое

проходило уже не от случая к случаю, а систематически. Метод и система преподавания у всех

художников-педагогов были едиными, ибо утвержденные каноны и правила предписывали

строжайшее соблюдение всех установленных норм.

Необходимо также отметить, что египтяне положили начало теоретическому обоснованию

практики рисования. Они первыми стали устанавливать законы изображения и обучали им

нового поколения.

Обучение рисованию в Древнем Египте строилось не на основе познания окружающего мира,

а на заучивании схем и канонов, на копировании образцов.

1.3 Обучение и воспитание в Древней Греции

Древнегреческие художники по-новому подошли к проблеме обучения и воспитания и

значительно обогатили методы преподавания. Они призывали молодых художников

внимательно изучать реальную действительность, находить в ней гармонию и утверждали,

что самым прекрасным в жизни является человек. В своих теоретических трудах греческие

художники указывали, что в мире царит строгая закономерность и сущность прекрасного

заключается в стройном порядке, в симметрии, в гармонии частей и целого, в правильных

математических соотношениях. Так, в 432 году до н. э. в Сикионе скульптор Поликлет из

Аргоса написал сочинение «Канон» об идеальном пропорциональном соотношении между

частями человеческого тела. Для иллюстрации своих теоретических положений он создал

статую «Дорифор», или «Копьеносец», которая стала использоваться как учебное, наглядное

пособие. С этой скульптуры делали рисунки не только юноши, обучающиеся

изобразительному искусству, но и учащиеся общеобразовательных школ.

Греческие художники-педагоги впервые установили метод обучения рисунку, в основе которого

лежало рисование с натуры. В Древней Греции рисование стало рассматриваться как общеоб-

разовательный предмет.

1.4 Эпоха Древнего Рима

Римляне с уважением относились к выдающимся произведениям искусства. Особенно

высоко они ценили произведения греческих художников. Богатые люди собирали коллекции

картин, а императоры строили общественные пинакотеки (музеи).

Однако на деле римляне не внесли ничего нового в методику и систему преподавания. Они

лишь пользовались достижениями греческих художников; более того, много ценных

положений методики преподавания рисунка они не сумели сохранить.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.