Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гендерный подход в коммуникационных исследованиях.






Гендер - это социальный конструкт, набор характеристик, определенных культурой общества, которые иденитифицируют социальное поведение мужчин и женщин и отношения между ними.

Конструируется через определенную систему социализации, разделения труда, принятые в обществе культурные нормы, роли и стереотипы.

· Патриархатное сознание:

1) жесткое разделение мужских и женских ролей;

2) мужчина - ведущая, активная роль в семье и обществе, а женщина - подчиненная, пассивная;

3) жизненные ценности женщин и мужчин различны: семья и любовь - главные ценности для женщин; дело, работа, самореализация вне семьи - ценности мужчин;

4) предписывание женщине главной ее роли в обществе - роли матери;

5) осуждение ориентации женщины на самореализацию вне семьи, на карьеру, профессиональные достижения;

6) всяческое развитие отличительных черт в поведении девочек;

7) представление естественности патриархатной модели общества;

8) осуждение равных прав женщины и мужчины.

· Феминизм - общественное движение за соблюдение паритета в предоставлении гражданских прав женщинам и мужчинам:

1) осуждение использования биологических половых различий для оправдания жестко закрепленного, подчиненного положения женщины в семье и обществе;

2) неприятие существования в семье и обществе строго закрепленных мужских и женских ролей;

3) осуждение разделения сфер общественной жизни на мужские и женские;

4) убежденность в несправедливости неодинаковых возможностей для самореализации в различных сферах;

5) образ женщины: энергичная, активная, уверенная в себе, стремящаяся к свободе и независимости, деятельная в различных сферах общественной жизни;

6) высокая ценность: профессиональные достижения, карьера, раскрытие собственных возможностей и способностей, стремление к самореализации;

7) предпочтение семейных отношений, не обязывающих женщину всю себя отдавать заботе о других;

8) воспитание детей должно максимально стремиться к равному участию отцов и матерей в жизни ребенка;

9) осуждение отношения к женщине как объекту сексуального угнетения;

10) неприятие двойных стандартов в общественной морали в оценке поведения мужчин и женщин в различных сферах жизни;

11) необходимость глубокого осознания женщинами своего подчиненного положения, желания перемен в общественной роли женщины и понимания важности практических действий в этом направлении.

Гендерная слепота – непризнание того факта, что гендер является одним из основных показателей жизни общества.

Гендерные исследования -междисциплинарная исследовательская практика, применяемая для анализа социальных трансформаций и систем доминирования в обществе.

Гендерные роли - поведение, которое определяет статус мужчин и женщин в обществе.

Гендерный анализ – это процедура, направленная на выявление конкретного содержания гендерных отношений в конкретной ситуации или в связи с реализацией конкретного проекта по изменению этой ситуации.

· Общие принципы гендерных исследований:

1) релятивизация пола, признание его социально и культурно конструируемым феноменом;

2) признание гендера феноменом культуры à правомерность изучения манифестации М и Ж в языке и особенностей проявления в коммуникации.

· Шаги гендерного анализа:

1. Определение проблемы (учет сторон в проблеме, их привлечение в процесс, учет многообразия (культурного и т.п.), мнение организаций и исследователей, учет правительственных целей по достижению равенства).

2. Определение желаемых/ожидаемых результатов. (курс правительства, возможная помощь организаций, последствия).

3. Сбор информации (обработка данных, метод сбора, компенсация затрат, ознакомление с документами, оценка вопросов и охвата групп).

4. Разработка и анализ вариантов (оценка выгодности варианта для разных групп, оценка необходимости консультации с организациями, предложения групп по решению проблем).

5. Коммуникация (доведение информации о последствиях до сведения, оценка рекомендаций по применению политики, оценка доступа к информации М и Ж, выражение признательности, оценка возможности распространения аспектов политики).

6. Оценка (степень включенности принципа гендерного равенства, измерение влияния проводимого курса, решение вопроса об организации контроля и оценки).

5. Коммуникативный процесс: основная схема.

Коммуникативный процесс - непрерывное взаимодействие участников коммуникации.

· Гуманитарное изложение структуры процесса коммуникации ( Г. Лассуэлла): 5 наиболее его значимых компонентов:

Кто говорит? — Что сообщает? — Кому? — По какому каналу? — С каким эффектом?

· Системная модель информационно-коммуникационных процессов имеет следующие части:

1) передающая — коммуникант, являющийся источником сообщений;

2) передаваемая — сообщение, которое формируется (кодируется) с помощью символов;

3) канал — путь (средство) физической передачи сообщения, в котором действует помеха, искажающая сообщение;

4) принимающая — реципиент, получающий искаженное каналом сообщение и расшифровывающий его с помощью декодера.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.