Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теории массовой культуры.






Вероятной точкой отсчета в появлении и развитии массовой культуры следует считать конец XIX – начало XX века.

Ранние формы маскульта в искусстве: детективный жанр (30-ые гг.), комиксы (конец XIX в.; изначально – детский жанр)

Тотальность и экспансия массовой культуры - с середины XX века.

Изучение:

Особый социальный феномен со своим генезисом, спецификой и тенденциями развития.

· Западный подход:

Д. Белл: 5 групп определений массового сознания:

1. Г.Блумер: " масса " - огромная и недифференцированная аудитория под воздействием СМИ, противостоящая гомогенным социальным общностям.

2. X. Ортега - и – Гассет: " масса " - некомпетентные, неграмотные суждения основной части общества, которые являются результатом ослабления влияния просвещенной элиты.

3. Ф. Г. Юнгер: понятие " масс а" сопряжено с технологическим уровнем развития общества, где человек теряет свою индивидуальность и становится придатком машины.

4. Т. Зиммель, М. Вебер, К. Маннгейм: " масса " - преобладающая часть бюрократического общества, не допускающася к принятию социально-экономических, социально-управленческих, социально-политических решений.

5. Э. Ледерер, X. Арендт: " масса " – толпа, и массовое сознание характеризуется однообразием, отчуждением, бесцельностью.

· Отечественный подход:

А.К.Уледов: массовое сознание отличается тем, что существует и реализуется в массе индивидуальных сознаний. Его субъекты – индивиды, большие социальные группы, классы.

Г. Г. Дилигенский: особенность МС - в него входят знания, представления, нормы, ценности, выработанные всей массой общества в процессе общения членов общества между собой и совместного восприятия социальной информации.

Б.А.Грушин: МС не совпадает ни с одним из известных видов сознания, по своему составу - " лоскутное образование".

МС " разрушает" границы всех существующих в обществе классов; признает единственный вид групп - выделяемых на основе его собственных признаков.

· МС как культура «массового общества»

Массовое общество ß процессы индустриализации и урбанизации.

Массовая культура - особый тип культуры заменившей собой традиционные формы народной культуры; социальный механизм отчуждения и угнетения личности человека (Ф. Ницше, М. Вебер, Н. Бердяев, З. Фрейд, Э. Фромм, К. Юнг, Дж. Бентам, Д. Рисмэн, Ф. Ливис, Д. Томпсон, Р. Вильямс, Р. Хоггарт).

Оценка – «-».

· Критический подход (Х. Ортега-и-Гассет):

Общество – динамическое объединение меньшинства (лица с определенными признаками) и масс (набор ничем не отличающихся индивидов).

Быстрый рост населения в городах и узкая профессиональная специализация à формирование «массового человека» à ослабление культурного потенциала à крах культуры.

· Теория Франкфуртской школы (Адорно, М. Хоркхеймер, В. Беньямин и Г. Маркузе):

Культурная индустрия, гарантирующая устойчивость капитализма.

Массовая культура формирует конформизм, позволяет манипулировать сознанием индивида.

Оценка – «-».

· Теория феминизма (Т. Модлески, Н. Ван Зунен, Д.Ж. Дайер):

Основа массовой культуры - патриархальная идеология, в которой эксплуатируется образ женщины для коммерческого успеха ее продукции.

3 основных направления, связанных с изучением массовой культуры:

- либеральное: против неравенства и эксплуатации в репрезентации женщины в массовой культуре;

- радикальное: интересы мужчин и женщин фундаментально несхожи à контроль и репрессию по отношению к женщинам - важнейшую историческую форму социального разделения и угнетения;

- «cоциалистическое»: связывает неравенство женщин с капиталистическим обществом.

Оценка – «-».

· Научно-философский подход:

«Массовая культура»:

1) «культура» как особый характер продукта;

2) «массовость» как степень распространения продукта;

3) «культура» как духовную ценность.

· Культурологический подход:

Массовая культура – особый культурный феномен, в котором часто происходит разрыв формы и содержания.

А.Б. Гофман: массовая культура – это особое состояние культуры в кризисный период общества, когда развивается процесс распада ее содержательных уровней.

Массовая культура лишается традиционной морали.

· Индустриальный подход:

Массовая культура - явление, характеризующее особенности производства культурных ценностей в современном обществе. Потребляется всеми людьми и массово ежедневно производится.

· Знаковый подход:

Д. Белл: массовая культура – особая знаковая система или особый язык, на котором члены информационного общества достигают взаимопонимания; связующее звено между постиндустриальным обществом высокой специализации и человеком, который интегрирован в него.

· Три основных уровня массовой культуры:

- кич-культура (т.е. низкопробная, даже вульгарная культура):

- упрощенная подача проблематики;

- опора на стереотипные образы, идеи, сюжеты;

- ориентированность на обывателя, чья жизнь протекает скучно и однообразно.

Мимикрирует под настоящие произведения искусств, но таковыми не является.

- мид-культура (культура «средней руки»): двойственный характер: черты традиционной культуры + массовой культуры.

Выше кич-культуры.

На ее стандарты ориентируется массовая культура в целом.

- арт-культура ( мас-культура, не лишенная определенного художественного содержания и эстетического выражения ):

- рассчитана на самую образованную часть публики;

- задача - максимальное приближение массовой культуры к нормам и стандартам традиционной культуры.

 

· Характеристики масскульта:

- ориентированность на гомогенную аудиторию;

- опора на эмоциональное, иррациональное, коллективное, бессознательное;

- эскейпизм (уход от мрачной действительности в мир иллюзий);

- быстродоступность;

- быстрозабываемость;

- традиционность и консерватизм;

- оперирование средней языковой семиотической нормой;

- занимательность.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.