Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды устноречевой коммуникации.






Говорение как вид устноречевой коммуникации. Говорение –вид устноречевой деятельности, обусловленный выражением мыслей и чувств как в инициативной, так и в реактивной формах. Высшим уровнем го­ворения является динамичная, спонтанная, инициативная речь.

Роль говорящего продуктивна. Говорящий не только передает слушателям информацию, но и сообщает свое отношение к ней и воздействует на восприятие слушателями фактов, определений, яв­лений, дополняя их своими рассуждениями.

В ситуации речевого взаимодействия могут возникнуть пробле­мы на каждом из уровней оформления устного текста, связанные с определением предмета разговора, неумением вникнуть в суть этого предмета, осмыслить его, разобраться в логической структу­ре информации, использовать адекватные способы выражения со­держания отсутствием или недостаточной развитостью языковых и речевых умений. Иногда боязнь показаться косноязычным мешает даже хорошим специалистам защитить свой проект, доказать спра­ведливость умозаключений и т.д. Чтобы стать хорошим оратором, суметь убедить, воздействовать на собеседника или аудиторию в задуманном ключе, сформировать мнение о себе в самом выгодном виде, необходимо развивать определенные механизмы, навыки.

Основная единица говорения - производство конкретного слова, предложения в ходе речевого акта — обмена продуктами речи между адресантом и адресатом.

Слушание как вид коммуникации. Слушание, как и говорение, относится к видам речевой деятельности, осуществляющим устное общение в любых сферах и ситуациях коммуникации. Это значит, что эффективная коммуникация возможна лишь в том случае, когда достигается полное взаимопонимание.

Если в процессе говорения не обращать внимания на реакцию слушателей, не добиваться необходимой обратной связи, выраженной вербальными или невербальными средствами, то можно заранее нее быть уверенным в безуспешности общения. Для создания ситуации, которую можно назвать коммуникативно-речевой, необходимо именно наличие слушателя. Пара говорящий—слушающий — необходимое условие реализации этой ситуации.

Слушание - рецептивный вид речевой деятельности, посредством кото­рого осуществляется прием и последующая переработка речевого сообщения на основе деятельности слухового анализатора.

Основная задача слушающего — не произвести хорошее мнение о себе у собеседника, а получить необходимую информацию, внима­тельно и терпеливо слушая.

Одной из главных проблем общения всегда остается достиже­ние взаимопонимания. Барьеры коммуникации в основном связаны с неправильным слушанием партнера.

Чтобы избежать ошибок в общении, необходимо четко пред­ставлять себе его цель, задачи, прогнозируемые результаты, коммуникативную компетенцию участников общения, предмет общения и т.д.

Единицей слушания называют смысловое решение, обычно шествующее действиям в плане обратной связи.

 

26. Письменноречевая коммуникация: свойства, виды, функции

Письменная речь - это особый вид деятельности, включающий в себя три уровня (психологический, сенсомоторный, лингвистический).

Свойства и особенности п. р.:

- способность к длительному хранению информации;

- п. р. – одна из форм речевых функций (кроме устной);

- п. р. – надстройка над уже созревшей устной речью – использует все ее готовые механизмы, совершенствуя и усложняя их, присоединяя к ним новые механизмы;

- п. р. Овладевают целенаправленно в процессе обучения;

- п. р. Характеризует участие большого кол-ва анализаторов (зрительно-слухо-моторный);

- в п. р. Более высокие требования к подбору слов и построению фраз;

- п. р. Лишена живых средств общения – мимики, жестов;

- единица п. р. – монолог;

Виды п. к.: 1. При необходимости обдумать что-либо или поделиться личным опытом (журнал, дневник, воспоминания, письмо). 2. Потребность поделиться инф-ей об известных людях, местах, событиях (интервью, отчеты, свидетельские показания); 3. Творческие аспекты (шутки, рассказы, стихи); 4. Рефлексивная п. р. – представлен или прокомментирован какой-либо личный опыт пишущего (эссе, передовые статьи, комментарии); 5. Выполнение письменных заданий по учебным предметам; 6. Деловая письменная речь (заявления, резюме, деловые письма)

Функции: фиксация устной речи – сохраняет ее в пространстве и времени; п. р. Позволяет планировать, отбирать и правильно оформлять мысли; играют ведущую роль в передаче важной и официальной информации, средство передачи конфиденциальной информации, средство поддержания деловых и личных взаимоотношений.

Функции письменноречевой коммуникации:

1. Функцию сообщения реализуют все письменные тексты. В зависимости от сферы общения они несут научную, деловую, общекультурную информацию, которая может быть востребована и использована в любое удобное для читателя время.

2. Говоря о функции общения, часто вообще опускают ее письменноречевой вид, который представлен в деловой переписке, рекламно- информационных текстах, преследующих цель немедленно вызвать ответную реакцию (совершение поступка) и т.д.

3. Функция воздействия присуща как художественным текстам, вызывающим определенное эмоциональное состояние читателя, прогнозируемое автором, так и научно- популярным, публицистическим, учебным текстам.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.