Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гражданская война Севера и Юга США. Второй цикл поправок в Конституцию США (13-та, 14-та, 15-та поправки).






В XIX в. наблюдалась активная экспансия на запад южных штатов (экстенсивный характер плантационного хозяйства) и северных штатов (нужды промышленности и фермерство). В 1818-1820 гг. произошел общенациональный политический кризис в связи с Миссури. К этому времени в составе федерации находилось 11 рабовладельческих и 11 свободных штатов, и рабство впервые предстало как общенациональная проблема. В результате долгих дебатов был достигнут компромисс: Миссури вступал в федерацию, как рабовладельческий штат, но одновременно Мэн входил в федерацию, как свободный штат, и была установлена граница рабства по 36 градусу 30' с.ш. Эта политическая сделка, получившая название первого Миссурийского компромисса, представляла собой попытку поддержания исторического равновесия представительства рабовладельческих и свободных штатов в сенате.

После Миссурийского компромисса в стране начинается широкое движение за отмену рабства, которое обычно называют движением аболиционизма (от англ.abolition - отмена). В 1850 г. был достигнут новый компромисс: Северная Калифорния вступала в федерацию как свободный штат, но одновременно был принят закон, обязывающий власти северных штатов задерживать беглых рабов и возвращать их хозяевам. В 1854 г. был принят билль о Небраске: решение о рабстве должно принимать население нового штата. Это привело к вооруженным столкновениям отрядов рабовладельцев и противников рабства и означало преддверие гражданской войны. В 1854 г. произошло образование республиканской партии, в программе которой были обозначены меры по ограничению рабства. В 1859 г. произошло восстание Джона Брауна, которое явилось попыткой борьбы за отмену рабства вооруженным путем.

В ноябре 1860 г. на пост президента был избран видный сторонник отмены рабства, один из организаторов Республиканской партии А. Линкольн. Это показало изменения в соотношении общественных сил в пользу аболиционистов и означало крах многолетней политической гегемонии рабовладельцев. А. Линкольн победил благодаря программе, содержащей требования по ограничению рабства. В ответ вспыхнул мятеж южных штатов. В декабре 1860 г. Южная Каролина объявила о выходе из союза, и до февраля за ней последовало еще 6 штатов, которые 4 февраля 1861 г. на съезде провозгласили образование Южной Конфедерации со столицей в Ричмонде и избрали своего президента Д.Дэвиса. Всего из федерации вышли 13 южных штатов. Вскоре после официального вступления А. Линкольна на пост президента в марте 1861 г. конфедераты подняли мятеж, пытаясь насильственно свергнуть конституционное правительство, провозгласили новую конституцию Конфедеративных штатов Америки. Стремясь распространить рабовладельческие отношения на территорию всего союза, конфедераты начали 12 апреля 1861 г. Гражданскую войну.

Сначала успех сопутствовал южанам. Перелом в войне произошел в результате мероприятий правительства Линкольна в 1862 г. Была проведена чистка армии от сторонников конфедерации, введена всеобщая воинская повинность, конфисковано имущество мятежников, введены новые налоги. Но главное состояло в том, что правительством Линкольна было принято два закона: " Гомстед-акт" (май 1862), по которому каждому желающему бесплатно предоставлялся участок земли в 160 акров, и " Прокламация о ликвидации рабства" (сентябрь 1862), объявлявшая свободными с 1 января 1863 всех рабы, принадлежащих мятежникам. Затем, по окончании Гражданской войны (1865 г.), была принята 13-ая поправка к конституции, которая предписала: " В Соединенных Штатах или каком-либо месте, подчиненном их юрисдикции, не должны существовать ни рабство, ни подневольное услужение, кроме тех случаев, когда это является наказанием за преступление, за которое лицо было надлежащим образом осуждено".

К весне 1865 южане разгромлены, а 14 апреля (через 5 дней после окончания военных действия) в результате покушения был убит президент Линкольн.

Гражданская война привела к серьезным изменениям в правовой и политической системе США. Важное значение имели положения 14-ой поправки, которые запретили штатам принимать законы, ограничивающие льготы и привилегии граждан США; запретили штатам лишать кого-либо свободы или собственности без надлежащей правовой процедуры или отказывать кому-либо в пределах своей юрисдикции в равной защите законов.

Две эти поправки создали юридические условия не только для освобождения негров, но и уравнения их в правах с белыми гражданами. Однако прогрессивные предписания 13-ой и 14-ой поправок были " торпедированы" решениями Верховного суда 1883 и 1896 гг., признавшими неконституционным Закон о гражданских правах 1875 г. и конституционными законы штатов, устанавливавшие " раздельные, но равные возможности" для белых и черных. Последняя " поправка Гражданской войны" — 15-ая, принятая в 1870 г., запрещала дискриминацию на выборах: " Право голоса граждан Соединенных Штатов не должно отрицаться или ограничиваться Соединенными Штатами или каким-либо штатом по признаку расы, цвета кожи либо в связи с прежним нахождением в подневольном услужении". Однако постановления этой поправки были в течение века мертвы для бывших рабов.

Важным последствием Гражданской войны было значительное усиление президентской власти при А. Линкольне, которое фактически оказало существенное влияние на развитие этого института в течение всей последующей истории США и закончилось установлением " имперской президентской власти".

 

15. Эволюция государственного строя США в конце XIX — начале XX ст. (поправки к Конституции: 16-та, 17-та).

Превращение США в мировую державу, обладающую собственной колониальной империей, сопровождалось существенными изменениями во всех подразделениях политической системы. Однако эти изменения, в целом направленные на расширение функций центральных органов власти, далеко не всегда находили свое выражение в правовой системе. Большей частью они носили фактический характер и были инкорпорированы не в юридическую, а в фактическую конституцию (американцы говорят: " живая конституция"). На этот период приходятся только две поправки к конституции — 16 и 17, ратифицированные в 1913 г. 16 поправка существенно расширила налоговые полномочия Конгресса. С тех пор устанавливаемые им подоходные налоги составляют основную часть бюджетных поступлений. 17 поправка отменила старый порядок назначения сенаторов и ввела прямые выборы. Эта мера не только демократизировала процедуру формирования сената, но и существенно повысила его престиж и влияние.

Важное значение для конгресса имела " парламентская революция" 1910 г., в результате которой до этого всемогущий спикер палаты представителей был лишен права назначения членов всех постоянных комитетов палаты и членства в весьма важном комитете правил, определяющем порядок процедуры прохождений биллей и резолюций. Эта мера способствовала установлению более гибких отношений постоянных комитетов с влиятельными группами давления, так как в комитетах устанавливалось то же соотношение представителей партий, что и в палатах конгресса. Одновременно были приняты меры к ликвидации намеренной затяжки законодательной процедуры (непрестанно повторяющееся по требованию меньшинства проведение поименного голосования с целью определения кворума). Все это способствовало повышению эффективности работы конгресса.

В конце XIX в. складывается двухпартийная система. В социальном отношении после войны разница между партиями постепенно стирается, но борьба между ними обычно выливалась в шумную политическую дуэль. Каждая стремилась доказать избирателям, что именно она отражает их интересы. Но по сути различия сводились к таможенной политике и мелким расхождениям в политических вопросах. Приход одной из партий к власти влек смену лиц во всех звеньях государственного аппарата снизу доверху. Такая практика создавала возможности для подкупа и коррупции, но с другой стороны не позволяла чиновникам подолгу занимать место. Обе партии шумно обсуждали коррупцию в госаппарате и предлагали различные варианты оздоровления госучреждений. В 1883 г. В результате был принят закон о гражданской службе, запрещавший практику раздачи должностей за услуги в избирательной кампании и вводивший систему конкурсных экзаменов для чиновников (распространялся только на 12% должностей).

После убийства в сентябре 1901 г. президента У. Мак-Кинли главой исполнительной власти стал Т. Рузвельт, который после переизбрания в 1904 г. занимал эту должность до 1909 г. При нем окончательно закончилась эра " правления конгресса", т. е. его относительная независимость от президентской власти. Предшествующие президенты (Гаррисон, Кливленд и Мак-Кинли) считали себя агентами конгресса, т. е. истолковывали президентскую власть в парламентарном духе. Т. Рузвельт не только на практике продемонстрировал верховенство президентской власти во внутренней и внешней политике, он сформулировал свою собственную концепцию сильной президентской власти, подотчетной не конгрессу, а непосредственно народу.

С именем Т. Рузвельта связан первый серьезный кризис, потрясший сложившуюся после окончания Гражданской войны двухпартийную систему. На президентских выборах 1912 г. Т. Рузвельт пошел на раскол с Республиканской партией и выдвинул свою кандидатуру в президенты от Прогрессивной партии. Собравшийся в августе 1912 г. в Чикаго Национальный конвент новой партии принял платформу, в которой сокрушительной критике была подвергнута старая двухпартийная система. Признавая корпорации " существенной частью современного бизнеса", платформа в то же время выдвигала ряд радикальных требований: демократизировать процедуру выдвижения кандидатов, предоставить избирательные права женщинам, обуздать избирательную коррупцию, улучшить условия труда рабочих, запретить детский труд, установить минимум зарплаты и т. д. Прогрессивная партия сумела собрать около 4 млн. голосов и получить 88 мест в коллегии выборщиков (кандидат Демократической партии получил соответственно 6 млн. голосов, 435 мест в коллегии выборщиков). Это был успех Рузвельта и поражение Республиканской партии. Но третьей партией Прогрессивная партия так и не стала.

В конце XIX - начале ХХ в. пристальное внимание уделялось усилению бюрократического аппарата, перестройке армии и полиции, которая была реорганизована по принципу регулярной армии, а также строительству мощного флота.

С 1913 г. пост президента занял В.Вильсон (был президентом до 1921 г.), провозгласивший " эру новой демократии", но до начала первой мировой войны ему удалось лишь ввести прогрессивный подоходный налог и закон о Федеральных резервных банках и провести некоторые другие мелкие мероприятия буржуазно-либерального характера.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.