Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Становление и развитие дошкольной педагогики.






1.

3 этапа разв ДП.

I.17-18 вв.

Я.А. Коменского 17 в.(науч.идеивосп. и разв.) «Великая дидактика»-принц.обуч. «Материнская школа»-прогр. и метод.реком. «Мир чувственных вещей в картинках» Понятие классно-урочной системы, учебн. года, каникул.учет возраст и индивид.особ. дет., периодиз.(детство, отрочество, юность, возмужалость) 2-12 лет – стадия развития физических сил и начало духовной жизни;

Ж.-Ж. Руссо.«Эмиль, или О воспитании» принц.восп.дет.на гуманизме: 1)соотв. прир.реб; 2) ни подавл, ни ускорразв; 3) много самодеятельности

 

И.Г. Песталоцци, Теория элементар.образ-гармон.разв.реб. (элем.нрав, физ, умств.), обуч.счету, измер, рр. Принц- наглядность, а ср-во – число, форма и слово. «Книга для матерей.» Осн.задач.восп.-форм.нравст. облика реб, отвергая нравоучения как ср-во, развлюбовь к матери-сверст-взр, упражн. и нрав.поступки.

II.Второй этап (19 - нач. 20 вв).

Ф. Фребель, развреб- процесс раскрытия божеств сущн через речь, игру, изо, труд. «Воспитание человека», «Детский сад»-цель восп-разв природ способ, разрабсист. подв.игр, а также даров, т.е. пособ. для разв. строит.навык и знаком с геометр форм (цветные мячи, шар-куб-цилиндр, куб, деленный на 8 кубиков, куб, деленный на 27 частей).

 

М. Монтессори, ребнеобх создав усл длясамовосп, саморазв. «Дом ребенка» раб с дет, имеющотклон в разв, с помощиспользразлдидакт матер. Ее прогрессивные идеи:

- ежемес.антропометр.измер; замена оборуд на дет; -дидак.мат-упросяз-мышечнчув-ва.не использ игру в проц.обуч; вним только к сенсор.сфере.

 

К.Д. Ушинский. «Человек, как предмет воспитания», «Родное слово», «Детский мир» идея народности восп: отраж потреб и особен общ-ва и народ должен принимать акт.уч. Приоритет-родн.яз.изнаком.сокр.(худ. лит.и труд, игры, рисов).больше свобод.врем. для самост.деят.;

Е. Водовозова-развнаблюд., любозн.в проц.ознакомл. с окр.. Первый фундам.труд по ДП в– «Умственное и нравственное воспитание детей от первого появления сознания до дошкольного возраста». идея народности (физвоспи труд).

А. Симонович.), сист. зан. по ознаком.с трудом взр., бытом рус.нар. и окр.прир (родиноведение). 1ый ж-л «Детский сад» (1866 г.), стрем. к преемств. м/ду д/с и шк. «Детский сад» «Материал для бесед с маленькими детьми», «Практика работы в детском саду».

III.Третий этап в развитии дошкольной педагогики начался в ХХв., в советской России.

Большую роль в создании дошкольной педагогики сыграла Н.К. Крупская, которая утверждала, что детское развитие осуществляется не само по себе, а решающим образом зависит от условий жизни и воспитания.

Существенный вклад в разработку вопросов дошкольного воспитания внес А. С. Макаренко. Его учение о детском коллективе, о воспитании ребенка в семье, о воспитательном значении детской игры сыграло большую роль в разработке проблем дошкольной педагогики.

в разработку проблем игровой деятельности дошкольников внесли свой вклад Р.С. Жуковская, Д.В. Менджрицкая, А.П. Усова, З.В. Лиштван. Эти авторы разработали классификации игр и игрушек, а также методики руководства сюжетно-ролевыми, дидактическими, строительными играми.

А.П. Усова обосновала особенности обучения дошкольников. По ее инициативе с 1853 г. в ДОУ были введены систематические занятия в детских садах по разным направлениям.

Проблемы художественно-эстетического развития детей разрабатывали Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина, Н.А. Ветлугина.

Основы трудового воспитания дошкольников были заложены В.Г. Нечаевой, Г.Н. Годиной, Р.С. Буре. Проблемы общения дошкольников разрабатывали и разрабатывают такие авторы, как М. Лисина, Л. Н. Галигутузова, Е.О. Смирнова. Все эти направления отражаются в многочисленных научных исследованиях и методических пособиях.

2.4. Современные тенденции развития дошкольной педагогики можно обозначить следующим образом:

1. Дошкольная педагогика – педагогика развития. Автор этого направления В. Кудрявцев провозгласил тезис «Переход от педагогики повседневности к педагогике развития». Под его руководством разработан проект развивающего дошкольного образования.

лежит идея развивающего обучения, отличительными чертами которого является то, что ребенок усваивает культуру и одновременно порождает новые ее формы. Проект опирается на принцип междисциплинарного подхода

дошкольная ступень – исходное звено в системе непрерывного образования. Суть проекта: инициировать психолого-педагогическое сопровождение, творческое освоение культуры детьми в разных видах деятельности.

2. Педагогика личностно-ориентированного взаимодействия с детьми была разработана С. А. Козловой, Т.С. Комаровой, Р.Н. Чумичевой. Авторы предлагают через разные виды деятельности реализовывать личностно-ориентированную модель общения с детьми,

3. Гуманитарный подход к изучению ребенка-дошкольника освещают специалисты из РГПУ им. А.И. Герцена (А.Г. Гогоберидзе), который основывается на признании самоценности дошкольного детства, как этапа вхождения ребенка в мир культуры. Проблема развития активности, самостоятельности, самодеятельности ребенка выходит на одно из первых мест

Министерство образования и науки РФ утвердило с 1 января 2014 г. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

 

 

3. Современные методологические основы и философские подходы в дошкольной педагогике.

 

Методология педагогики – это система знаний об отправных положениях педагогической теории, о принципах рассмотрения педагогических явлений и методах их исследования, о путях внедрения добытых знаний в практику воспитания, обучения и образования.

Методологические основы ДП отражают современный уровень философии образования. Следующие диалектические категории помогают определить смысл образования: мера, отрицание отрицания, форма, содержание и необходимость. Мера - диалектическое единство количества и качества

Отрицание отрицания – развитие, повторяющее уже пройденные ступени

Форма и содержание – основные отношения всякого бытия и становления,

Необходимость есть способ превращения возможности в действительность, при котором в определенном объеме имеется только одна возможность

 

Т.М. Бабунова характеризует использование философских подходов в ДП следующим образом.

Аксиологический подход позволяет определить совокупность приобретенных ценностей в образовании, воспитании, саморазвитии человека, ребенка. Применительно к дошкольникам это коммуникативные, этнические, культурные ценности.

Ø Культурологический подход позволяет принимать во внимание все условия места и времени, в которых родился и живет ребенок, ближайшее окружение, историю страны, города, региона. Был обоснован в работах А. Дистервега и получил развитие в трудах К. Д. Ушинского.

Ø

Системный подход предполагает организацию работы с детьми в соответствии с системой взаимосвязанных и взаимообусловленных целей, задач, содержания, методов, форм, условий, способов развития, воспитания детей. как Аристотель, Платон, Б.Спиноза, И.Кант, Ч.Дарвин, Д.И.Менделеев, Л.С.Выготский

 

Деятельностный подход определяет особое место ведущей деятельности, обеспечивающей возможности реализации основных потребностей ребенка, осознание ребенком самого себя как субъекта и творца. Позволяет взрослому раскрыть потенциал каждого ребенка с помощьюиспользования ведущей деятельности.Основная идея деятельностного подхода в воспитании связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью как средством становления и развития субъектности ребенка.

Принципы деят подхода

Принципы – принцип субъектности воспитания;

– принцип учета ведущих видов деятельности;

– принцип амплификации (обогащения, усиления, углубления) детского развития;

– принцип результативности каждого вида деятельности;

– принцип рефлексивности всякой деятельности;

– принцип сотрудничества.

Психологическое изучение деятельности было начато Л.С.Выготским, продолжено А.Н.Леонтьевым, С.Л.Рубинштейном, А.В.Запорожцем. Суть воспитания с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей и взрослых по реализации вместе выработанных целей и задач.

Личностный подход обеспечивает развитие запросов, желаний, интересов, склонностей ребенка при условии содержательной профессиональной педагогической деятельности.Большой вклад в разработку теоретических и методических основ этого подхода внесли такие ученые, как Е.В.Бондаревская, О.С.Газман, В.В.Сериков, Под личностно-ориентированным подходом принято понимать методологическую ориентацию в педагогической деятельности, позволяющую обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, его индивидуальности. Личность – устойчивая совокупность свойств индивида, характеризующая социальную сущность человека.

Принципы личностно-ориентированного подхода.

- Принцип самоактуализации.

- Принцип индивидуальности.

- Принцип субъектности.

 

Синергетический подход позволяет рассматривать каждого участника образовательного процесса как субъекта саморазвивающейся системы. Каждый субъект имеет потенциал для перехода от развития к саморазвитию.Главным предметом изучения синергетиков являются процессы самоорганизации и саморазвития, протекающие в природных и социальных системах (Г.Хакен, И.Пригожин, Н.П.Белоусов). Синергетический подход определяется как междисциплинарное направление

Философско-антропологический подход. Исходным положением в становлении философско-антропологического подхода в воспитании стали идеи К.Д.Ушинского о содержании педагогики и ее связи с науками о человеке. Суть философско-антропологического подхода заключается в использовании синтеза знаний о человеке с целью обучения и воспитания. Он основан на понимании ребенка в процессе диалогического взаимодействия, в отличие от традиционного познания ребенка с целью его воспитания.

Принципы философско-антропологического подхода. -

Антропологический

- Онтологический – рассматривает воспитание как способ бытия человека.

- Принцип диалогизма

- Принцип понимания и взаимопонимания

- Принцип рассмотрения самовоспитания человека как средства и механизма воспитания, предусматривающий инициативу, выбор воспитанника.

- Принцип креативности

Методологические подходы дошкольной педагогики определяют позицию педагога, его отношение к личности ребенка, понимание собственной роли в воспитании и обучении детей.

 

 

4. Современные подходы к категориям дошкольной педагогики, их сравнительный анализ.

 

4.1. Воспитание и развитие как основные категории дошкольной педагогики, их сравнительный анализ.

Теоретико-методологические подходы ДП определяют взгляды, позиции, стиль педагога по отношению к личности ребенка. Философское понимание роли взрослого в воспитании и развитии детей позволяет провести переакцентировку содержания основных категорий ДП.

Воспитание (А.А. Реан) – обучение и образование.

Воспитание (С.А. Козлова, Т.А. Куликова) – социальное явление и функция общества, которая заключается в подготовке подрастающего поколения к жизни.

Воспитание (в узком смысле) – специально организованный и управляемый процесс формирования человека, направленный на развитие личности.

Воспитанию можно дать следующие определения:

1) передача накопленного опыта от одного поколения к другому (в широком социальном смысле);

2) направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов (семья, образовательное учреждение, средства массовой информации, искусство и т.д.) с целью формирования у него определенных знаний, взглядов, нравственных ценностей, подготовки к жизни (в узком социальном смысле);

3) специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств (в широком педагогическом смысле);

4) процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач (в узком педагогическом смысле).

Развитие - количественный и качественный изменения, которые происходят с возрастом у ребенка и осуществляются под руководством взрослого

Развитие – процесс и результат количественных и качественных изменений в развитии ребенка.

Развитие трактуется следующим образом:

1) закономерное качественное и количественное изменение материальных и идеальных объектов, характеризующееся как необратимое и направленное;

2) процесс и результат качественных и количественных изменений в психике человека, которые характеризуют ее переход от низших к высшим уровням; цель и результат воспитания.

4.2. Проблема использования в дошкольной педагогике целого спектра методологического и понятийно - категориального аппарата. Содержание основных категорий дошкольной педагогики (воспитание, развитие, обучение, формирование, социализация и др.), их анализ.

Воспитание - организованный, систематический, целенаправленный процесс воздействия на личность и поведение ребенка, осуществляемый под руководством взрослого.

Развитие – процесс и результат количественных и качественных изменений в развитии ребенка.

Образовательный процесс ДО – профессионально организованное взаимодействие педагога с детьми.

Обучение – специально организованный процесс взаимодействия воспитателя с детьми, направленный на передачу знаний, умений, навыков, переработку и создание новой информации, воспитание положительного отношения к познанию, формирование культуры познания.

Формирование – специально организованное управление всей жизнедеятельностью ребенка с учетом разных факторов.

Социализация — это процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, форм, ценностей, ролей, в результате которого он способен функционировать в данной конкретно-исторической обстановке.

 

 

Общенаучные принципы (детерминизма, единства сознания и деятельности, активности, последовательности и др.)

Ø детерминизма: указывает причины психических явлений

Ø единства сознания и деятельности: с одной стороны, поведение субъекта в определенной ситуации будет зависеть от того, как он эту ситуацию воспринимает, что знает о ней, как к ней относится; с другой стороны, сам характер отношения к данной ситуации, характер и объем получаемых о ней знаний будет зависеть от того, как субъект с этой ситуацией практически взаимодействует

Ø активности: поведение человека в заданной ситуации определяется не только условиями ситуации, но и в значительной степени отношением этого человека к происходящему

Ø последовательности: требует строгой логической последовательности, упорядоченности, системности и предварительного планирования обучения

4.6. Дидактические принципы (

Ø научность: требует, чтобы предлагаемое содержание обучения было основано на положениях, соответствующих фактам, выражало бы состояние современных наук

Ø доступность: предлагает обеспечивать соответствие обучения уже накопленным знаниям и индивидуальным особенностям обучаемых

Ø последовательность: требует строгой логической последовательности, упорядоченности, системности и предварительного планирования обучения

Ø активность: вытекает из двуединого характера структуры образовательной деятельности, которая включает в себя двух участников: педагога и воспитанника

Ø системность: предполагает многообразие источников и движущих сил психического развития человека

Ø связь теории с практикой: смысл занятий должен быть ясен и понятен для воспитанника + возможность применения знаний на практике

Ø наглядность: следует представлять обучаемым все, что видимо, — для восприятия зрением, слышимое — слухом, подлежащее вкусу — с помощью вкуса, доступное осязанию — путем осязания

Ø прочность усвоения знаний: требует, чтобы содержание обучения надолго закреплялось в сознании обучаемых, становилось основой их поведения

Ø индивидуальный подход:

Принципы воспитания дошкольников (гуманизация, культуросообразность, саморазвитие и др.).

гуманизация: на современном этапе развития общества наметилась тенденция перехода на гуманистическую образовательную парадигму, предполагающую переориентацию на личностно ориентированные, гуманные образовательные технологии; реализацию «субъект-субъектных» отношений и сотрудничество между обучающими и обучающимися в педагогическом процессе

культуросообразность:

саморазвитие:

диалогичность: предполагает то, что духовно-ценностная ориентация человека в большей мере его развития осуществляется в процессе взаимодействия педагогов и воспитуемых,

Ø субъектность: субъектность предполагает активную роль человека в процессе жизнедеятельности, им самим организуемую, развиваемую и контролируемую активность;

Ø вариативность: в научной литературе выделяются следующие возможные уровни реализации вариативности: а) методов и форм организации познавательной деятельности; б) содержания и структуры изучаемого материала; в) структуры организации познавательной деятельности; г) структуры целей и основных задач учебных дисциплин;

Ø гармонизации личности: гармонизация личности как один из принципов педагогики предполагает не только эстетическое, а разностороннее воспитание, развитие самосознания детей, предусматривающее постепенное, ненасильственное воздействие на ребёнка.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.