Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Межличностная коммуникация






 

I. Понятия и аксиомы межличностной коммуникации

II. Структура и особенности социальных ситуаций.

III. Эффекты межличностного восприятия и коммуникативные стили

 

I. Межличностная коммуникация – это процесс обмена сообщениями и их интерпретация двумя индивидами, вступившими в контакт друг с другом.

 

Особенности межличностной коммуникации:

1) обмен сообщениями между небольшим числом людей

2) непосредственное взаимодействие, когда его участники находятся в пространственной близости и имеют возможность осуществлять обратную связь

3) взаимодействие личностно ориентировано, т.е. предполагается, что каждый участник признает незаменимость и уникальность своего партнера и учитывает его эмоциональное состояние

 

Аспекты коммуникативной компетентности в межличностной коммуникации:

1) способность человека прогнозировать коммуникативную ситуацию, в которой предстоит общение

2) коммуникативно-исполнительское мастерство

3) способность понимать собственный психологический потенциал и потенциал партнера

4) навыки саморегуляции в общении

 

Аксиомы межличностной коммуникации: (разработаны Питером Вацлавиком)

1) невозможность отсутствия коммуникации

2) любая коммуникация имеет уровень содержания и уровень отношения. Уровень содержания – это информация, которая передается в процессе общения. Уровень отношения – это эмоциональная окраска при высказывании.

3) Пунктуация последовательности событий

4) Симметрическая и комплементарное взаимодействие

5) Коммуникация может быть как намеренной, так и не намеренной

6) Коммуникация не обратима

 

II. Социальная ситуация – это естественный фрагмент социальной жизни, определяемый включенными в него индивидами, местом действия и характером действия или деятельности.

Универсальные факторы, придающие ситуации определенность: (выделил М. Аргайл)

1) цель

2) правила

3) роли

4) набор элементарных действий

5) последовательность поведенческих актов

6) концепты-знания – это знание терминологии, которая принята в данной социальной ситуации

7) физическая среда, в которую включаются границы ситуации, физические качества среды, реквизит, пространственные условия

8) язык и речь

9) навыки общения

 

Виды социальных ситуаций:

1) официальные события

2) личностные взаимодействия с близкими друзьями или родственниками

3) случайные, эпизодические встречи со знакомыми

4) формальные контакты на работе

5) асимметричные взаимодействия, связанные с социальными умениями

6) конфликты, переговоры

7) групповая дискуссия

 

Типология социальных ситуаций: (по Э.Берну)

1) замкнутость (пограничный тип)

2) ритуалы – привычные повторяющиеся действия

3) время препровождение основные

4) совместная деятельность

5) игры

6) близость (пограничный тип)

III. Закономерности человеческого восприятия:

1) принцип избирательности

2) принцип целостности

3) принцип устойчивости

 

Особенности восприятия:

1) влияние самооценки

2) проецирование – приписывание другому человеку тех качеств, которые присущи самим

3) эффект ореола – это тенденция преувеличения однородности партнера

4) стереотипизация

 

Коммуникативный стиль – это привычные устойчивые способы поведения присущие данному человеку, которые он использует при установлении отношений и взаимодействии с другими людьми.

 

Функции коммуникативных стилей:

1) проявление целостности человека

2) система ценностей личности

3) компенсаторная

 

Типы коммуникативных стилей:

1) управляющий тип

2) берущий тип – потребительское отношение к миру

3) избегающий тип

4) социальный тип

 

Классификация «Окно Джохари»:

  Я знаю о себе Я не знаю о себе
Другие знают обо мне открытая зона слепая зона
Другие не знают обо мне скрытая зона неизвестная зона

 

Особенности речи в межличностной коммуникации:

1) персональность адресации

2) спонтанность и непринужденность

3) ситуативность

4) эмоциональность

 

15.03 семинар

Групповая коммуникация носит все характеристики межличностной коммуникации. В групповой коммуникации выделяются следующие характеристики:

1)структура коммуникации в группе

2)лидерство и руководство

3)процесс принятия группового решения

Функции:

1)информативная(формирование согласия- важнейшая функция, формирует картину мира)

2)формирование групп

3)согласование действия-согласие не может быть достигнуто без коммуникации

 

Структура малой группы:

1)коммуникативная структура группа учитывается информация, положение участника группы, направленность и интенсивность коммуникации

3 вида коммуникативных сетей: круг, по цепочке, крест (самый эффективный способ – крест)

Фашо и Московичи – группе давалось задание, в котором надо было составить максимальное количество фигур(раскрепощение индивидуальной фантазии)

Вывод: в малой группе разная информация распространяется централизованно и децентрализовано, а также фронтально(участники не вступают в контакт, но видят друг друга), радиальная(вся информация передается через центральное лицо), иерархическая.

Централизованная сеть наиболее эффективна, т.к передается без шумов и искажений.

Децентрализованная делится на:

1)цепочка(последовательно от одного к другому, информация может быть искажена)

2) круговая структура(все члены группы равны и информация может передаваться и дополняться постоянно)

3)полная(нет препятствий для общения)

Используются для творческих задач.

Статусно -ролевая структура- совокупность взаимодействии между индивидами, в основе лежат типичные способы поведения, принятые в этой группе.

 

Малая группа - это группа людей, объединённых совместной деятельность и общими интересами, целями, находящиеся в непосредственном взаимодействии(первичная группа) Кули ввел это понятие.

Нечетное количество человек лучшее, чем четное.

Основные признаки:

1)небольшое число членов (от 3 до 9 членов) формула 7+/- 2

2)непосредственность общения между ее членами

3)общие интересы и цели совместной деятельности

4)определенная локализация и устойчивость во времени

5)разделение труда и координация и дополнительность деятельности

6)общие нормы и установки, ценностные ориентации

7)определенная структура организации и управления

8)групповая идентичность, с точки зрения посторонних

Виды малых групп:

1)естественные

2)искусственные

3)свободные

4)обязательные(группы заключенных)

5)открытые

6)закрытые

7)формальные

8)неформальные

9)референтные(чиновники)

 

Групповые нормы в процессе общения малых групп.

Включают в себя коммуникативные тактики и гендерное различие коммуникации. Коммуникативные навыки необходимые для общения: 1) взаимное понимание

2)учитывать гендерное различие

3)публично оценивать идеи других

4)умение разрядить ситуацию

5)высказывать свое мнение и призывать к других к этому

6)план совместных действий

 

Нормы должны соответствовать целям группы. Нормы могут меняться вместе с развитием группы. В группах могут возникать содружества и подгруппы, которые направленны на улучшение группы. Не всегда нормы соблюдаются, члены группы с низким статусом редко соблюдают их.

 

Функции групповых норм:

1)координация деятельности

2)интеграция и сохранение стабильности

3)оценивают поведение членов групп

4)создают индивидуальное лицо группы

20.03 лекция






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.