Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предмет теории государства и права.

Каждая наука имеет свой объект и предмет исследования, которые тесно соотносятся, но полностью не совпадают. Понятие объекта шире, им охватываются явления внешнего мира, на которые распространяются познание и практическое воздействие субъектов, людей. Предмет науки - это то, что наука изучает, теоретически осваивает в каком-либо объекте.

Теория государства и права как одна из юридических наук, входящих в юриспруденцию, относится и к общественным (науки об обществе: экономика, социология, политология, юриспруденция и др.) и к гуманитарным (науки о человеке, его отношении к миру, обществу: педагогика, психология, конфликтология и др.) наукам.

Т.о. Объектом ее изучения являются такие важные и многосложные компоненты общества, как государство и право.

В свою очередь, предметом теории государства и права выступают наиболее общие специфические закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, а также органически связанных с ними и сопутствующих им иных социальных явлений и процессов.

Отечественные правоведы выделяют несколько особенностей, характерных черт предмета теории государства и права:

1. Предметом ТГП являются специфические закономерности возникновения, развития и функционирования таких общественных явлений как государство и право. Это закономерности:

- возникновения государства и права;

- перехода одного типа государства и права к другому;

- соотношения государства и права;

- развития демократии, законности и правопорядка;

- формирования правового государства и т.п.

2. Круг вопросов, относящихся к предмету теории государства и права, не ограничивается их закономерностями, т.к. ТГП изучает еще целый ряд важных, имеющих общее значение для всех юридических наук вопросов – это: сущность, тип, формы, функции, структура и механизм действия государства и права, политическая и правовая система.

3. Существует точка зрения, что к предмету теории права и государства сле­дует относить не только закономерное, но и случайное (проф. А.Б. Венгеров), т.е. случайностные, вероятностные связи. Это позволяет лучше понять различные процессы самоуправления и управления в государственно-правовой сфере.

4. ТГП изучает государство и право в их органическом единстве и взаимном опосредовании. Это проявляется в том, что:

а) государство и право возникают практически одновременно вследствие одних и тех же причин;

б) в процессе своего исторического развития тип государства и права совпадают; переход их от одного типа к другому происходит одновременно в силу одних и тех же причин;

в) государство и право органически связаны и тесно взаимодействуют в процессе своего функционирования, в современных условиях они не могут существовать раздельно.

 

4. Методология теории государства и права.

Методами ТГП называются совокупность приёмов и способов, с помощью которых изучается предмет науки (Якушев).

Методология государства и права – общенаучный феномен, объединяющий совокупность принципов, средств и методов познания (мировоззрение, философские методы познания, общенаучные, частнонаучные), выработанные всеми науками, в том числе комплексом юридических наук (Рассолов М.М.).

 

Выделяют следующие методы ТГП:

1) Философские методы - отражают взгляды людей на мир и их место в этом мире

- Диалектико-материалистический метод – проявляется в вопросах соотношения базиса и надстройки. Базис – производственные отношения, т.е. отношения в процессе производства и движения общественного продукта от производителя до потребителя. Надстройка общества – идеологические отношения. Государство и право рассматривается как элементы надстройки.

- Идеализм – существование гос-ва и права обусловлено объективным разумом (объективные идеалисты), или с сознанием человека, его переживаниями (субъективные идеалисты).

- Прагматизм – научная истина неуловима, истинно то, что приносит успех (идеи о государстве и праве отражают общественные связи, выявляется при их соотнесении с конкретными практическими результатами).

- Интуитивизм – анализ государства и права с помощью вдохновения, мистического соединения с Богом.

- Аксиологический метод – анализ гос-ва и права как специфических ценностей.

2) Общенаучные методы - не охватывают всего научного познания, а применяются лишь на отдельных его стадиях.

- Анализ – разделение на части и исследование каждой из этих частей (система права – отрасль, подотрасль, институт…)

- Синтез – изучение явления в единстве всех его составных частей (право – правовые нормы, правовые обычаи, религиозные нормы и т.д.).

- Индукция – движение мысли от частного к общему.

- Дедукция – мысль движется от общего к частному.

- Метод историзма – изменение государственно-правовой действительности во времени, ее развитие.

- Системный – изучение гос-ва и права с позиции системности.

- Функциональный – выяснение функций гос-ва и права, связан с системным методом.

- Герменевтический – текст той или иной нормы необходимо изучать с точки зрения ее исторического содержания, то есть того, которое вкладывалось в нее в соответствующую эпоху, в которую она была создана.

3) Частнонаучные методы - позволяют непосредственно получить конкретное знание по вопросам государства и права.

- Метод конкретно-социологических исследований – сбор, анализ, обработка правовой информации (официальных документов, материалов анкетирования и др.). Направлен на установление социальной обусловленности правовых норм.

- Математический метод – анализ количественных показателей, которые отражают состояние явления (уровень преступности).

- Моделирование – мысленное создание моделей государственно-правовых явлений и манипуляция этими моделями.

- Социально-правовой эксперимент – создание правовых норм в экспериментальном порядке и проверка их действия в конкретных условиях.

- Кибернетический метод – использование понятий и технических средств кибернетики (управление, обратная связь).

- Сравнительно-правовой – сопоставление и противопоставление правовых норм, правовых институтов и правовых систем. Макросравнение – сравнение правовых систем, микросравнение – сравнение элементов правовых систем. Позволяет выявить особенности правовых взглядов и правовых норм различных народов в различные исторические эпохи. Переходными от философских категорий к специально-научным поняти­ям являются так называемые общенаучные категории, которые не отвечают признаку всеобщности и универсальности философских понятий, но тем не менее имеют общенаучное значение. Общенаучными являются категории си­стемы, структуры, элемента, функции, информации, модели, вероятности и др. Общенаучные категории - это качественно новый тип понятий, появив­шийся как следствие интеграции научного знания и выступивший теоретиче­ским основанием новых методологических подходов - системного, а также структурного и функционального как его разновидностей, информационно­го, метода моделирования, вероятностного (синергетического), метода экс­траполяции и др.

В правовой методологии выделяют категорию специальных методов, к ко­торым относят, в частности, формально-догматический метод (его называют также специально-юридическим, формально-юридическим) и метод толко­вания. Иногда к этой группе относят сравнительно-правовой метод. Однако надо заметить, что формально-догматический метод выделяется не столько по своим методологическим особенностям, сколько по объекту исследования -догме Права. Толкование же права отличает его особая цель - практическое осуществление юридических норм, а составляют его те же приемы познания права, в том числе и специально-юридический метод.

Важное место в методологии общей теории права и государства занимает метод сравнения. Сравнительное правоведение представляет собой, по суще­ству, целое теоретическое направление (компаративизм). Родоначальником этого метода является Аристотель, который сравнил конституции 158 гречес­ких и варварских городов. Метод сравнительного исследования имеет своим объектом аналогичные или сходные институты двух или нескольких полити­ческих и правовых систем. Сравнительный метод может быть синхроническим (синхронным) и диахроническим (сравнительно-историческим).

Метод сравнения включает в себя следующие этапы:

а) изучение сравниваемых институтов по отдельности;

б) сравнение выявленных признаков с позиций их сходства и различия;

в) оценку результатов.

 

 

5. Развитие теории государства и права в России.

(1) В течение нескольких веков правоведение развивалось в составе философских наук. С выделением его в качестве самостоятельной отрасли знания отдельные вопросы ТГП рассматривались в рамках энциклопедии права, в которой давалось краткое освещение всего круга правовых наук, без анализа их внутреннего единства. В конце 18 века энциклопедия права стала преподаваться в Московском университете.

(2) Возникновение отечественной ТГП относится ко второй половине 19 века, когда общее учение о праве в качестве самостоятельного объекта изучения сначала излагается в сочинении М.Н. Капустина «Теория права. Общая догматика» (1868), а затем и Н.М. Коркунова в «Лекциях по общей теории права» (1886). В работе Капустина вопросы права рассматривались с позиции юридического позитивизма, в соответствии с которым исследователя должна интересовать лишь формально-логическая обработка нормативного материала путём его систематизации и обобщения.Причины возникновения права при этом игнорировались. Исправить эти недостатки было призвано социологическое направление, представителем которого был Коркунов. К числу условий развития права он отнёс и государство. Поэтому в его «Лекциях» нашли отражение не только проблемы права, но и государства. В сущности, «Лекции» - это 1-ый отечественный учебник по ТГП, в котором изложены основные положения общетеоретической государственно-правовой науки.

(3) После 1917г. юриспруденция была поставлена на службу классовым интересам. Целые разделы ТГП (о понятии государства и права, о функциях государства и т.д.) были подвергнуты коренному пересмотру. Вместо идеологического плюрализма (многообразие и свобода взглядов, идей, форм деятельности), на десятилетия утверждается монополия на истину за марксизмом-ленинизмом. Следовательно, ТГП именуется как марксистско-ленинская. В этот период рассматривались только взгляды домарксовской теоретической мысли или концепции, основанные на идеях Маркса и Ленина. Сама юридическая наука была провозглашена партийной, служащей интересам пролетариата. Распространённым был тезис о том, что право и государство подчинены классовым интересам, и по мере того, как классовое деление общества утратит смысл, государство и право будут отмирать.

(4) Существенно не изменилась ситуация и после провозглашения в начале 60-х годов государства и права общенародными. Просто произошло замена «интересы пролетариата» на «общенародные интересы». Лишь в период перестройки появляется возможность в меньшей мере считаться с партийными установками. Именно в это время обостряется интерес правоведов к исследованию проблем демократии, бюрократизации общества, правового положения личности и пр

(5) В постсоветскую эпоху на первый план в теоретико-правовых исследованиях выступил частный интерес. Он определяет основные мотивы, обусловившие пересмотр главных постулатов советской теории государства и права. Государство и право трактуются ныне как важнейшие элементы цивилизации, как ценности, благодаря которым становятся возможными прогрессивное развитие общества и создание нового мирового порядка на основе общепризнанных принципов и норм.

 

 

6. Первобытный строй и формы социальной организации в догосударственном обществе. Для системы нормативного регулирования в первобытном обществе харак­терны следующие черты:

1. Естественно-природный (как и у организации власти) характер, исто­рически обусловленный процесс формирования.

2. Действие на основе механизма обычая.

3. Синкретичность, нерасчлененность норм первобытной морали, рели­гиозных, ритуальных и др. норм. (Отсюда их название - «мононормы», кото­рое ввел российский этнограф А.И. Першиц.)

4. Предписания мононорм не имели предоставительно-обязывающего ха­рактера: их требования не расценивались как право или обязанность, ибо были выражением социально необходимых, естественных условий жизнеде­ятельности человека.

5. Доминирование запретов. Преимущественно в форме табу, то есть не­пререкаемого запрета, нарушение которого карается сверхъестественными си­лами. Предполагается, что исторически первым табу был запрет инцестов - кровнородственных браков.

6. Распространение только на данный родовой коллектив (нарушение обычая - «родственное дело»).

7. Нормативно-регулятивное значение мифов, саг, былин, сказаний и иных форм художественного общественного сознания.

8. Специфические санкции - осуждение поведения нарушителя со стороны родового коллектива («общественное порицание»), остракизм (изгнание из родовой общины, в результате которого человек оказывался «без роду и пле­мени», что практически было равносильно смерти). Применялись также теле­сные повреждения и смертная казнь.

 

Выделяют следующие формы социальной организации в догосударственном обществе.

1) Первобытное стадо – это замкнутая и самодостаточная социальная группа, в которой все члены равны в своих правах и обязанностях, социального неравенства не было, различия носили только естественный характер (пол, возраст). Существовало естественное разделение труда, обусловливали присваивающую форму хозяйства (еду добывали собиранием плодов, охотой на мелких животных, а после того как человек научился пользоваться огнем, то он стал употреблять ещё и рыбу). Управление осуществлялось совместно всем взрослым населением, но наиболее важные решения принимались старыми и авторитетными сородичами. Во главе стоял вождь,

2)– род (родовая община)

Это соц. группа, члены которой были связаны кровным родством. Основа жизнедеятельности – производство. Произошло общественное разделение труда – выделилось земледелие, скотоводство, ремесло, торговля. Переход от присваивающей экономики к производящей. Человек сам стал создавать орудия производства, и эти орудия труда стали переходить в индивидуальную собственность. Затем происходит принятие запрета брака внутри рода, и появляется возможность выделяться в отдельные семьи. Управляет родовой общиной старейшина и совет. Старейшина избирался всеми членами рода, а совет состоял из опытных членов рода. На время войн из членов рода избирались вожди.

3) племена и союзы племен.

Племя – объединение нескольких родов, связ-х кровнородственными отношениями и общей территорией! То есть в основе племени – лежит охранять определенную территорию. Роды, входящие в племя все равно сохраняют свою хоз-ю самостоятельность. Но некоторые виды деятельности, имеющие значение для племени, переходят в ведение органов управления – совет племени, совет старейшин и вождь (только на время войны).

Племенной союз – объединение неск-х племен для решения какой-либо задачи. Чаще всего – это отражение внешней агрессии или захват новых территорий. Участники союза – обычно соседи, а не прямые родственники. Эти соседи не равны с точки зрения имущественного положения – соответственно возникает потребность в создании более эффективного механизма, который смог бы примирить интересы богатых и бедных – государства.

Потестарная власть. (потестас – власть, мощь).

Это особая разновидность социальной власти. Она осуществляется всеми членами рода без создания специальных органов. Собрание рода, племени, племенного союза наделяет властными полномочиями какое-то лицо, но они же и лишают это лицо его властных полномочий. Власть вождей на их личных качествах и достоинствах.

Нормативное регулирование в догосударственном обществе.

Правила, которым следовали в своем поведении первобытные люди, назывались мононормы. (монос – один, норма – правило). Это была исторически первая разновидность социальных норм. Назывались мононормами потому, что были едиными– содержали в себе и нормы морали, религии, обычаи, традиции, нормы права. Их назначение – помочь человеку приспособиться к природной среде, способст-ть выживанию человека.

Существовало два вида норм:

1. Нормы-запреты – это табу, их нарушение каралось жестокими наказаниями (изгнание из рода, телесные наказания и смерть). Эту систему запретов обнаружили в Полинезии – отсюда полинезийское слово «табу» (запрет).

2. Нормы-ожидания – традиции, обряды, ритуалы, мифы. Они формировали у индивидов установку на положительное поведение. Мифы – в образной форме отражали окружающий мир и помогали человеку ориентироваться в нем.

Существовали и ненормативные регуляторы – стереотипы – социальные роли, кровнородственные связи. Кровное родство сокращало до минимума конфликты внутри племени. Споры между общинами или племенами решались с помощью третейского суда или по принципу талиона. (талио – возмездие, равное по силе преступлению).

 

 

7. Разложение первобытного строй и закономерности возникновения государства.

Право, как и государство, возникает в результате естественно-исторического развития общества, в результате процессов, происходящих в общественном организме. При этом существуют различные теоретические версии происхождения права. Одна из них весьма обстоятельно изложена в теории марксизма. Примерная схема такова: общественные разделения труда и рост производительных сил - прибавочный продукт — частная собственность -антагонистические классы - государство и право как орудия классового господства. Таким образом, в этой модели на первый план выдвигаются политические причины появления права.
Современные авторы в объяснении генезиса права используют понятие неолитической революции (от слова «неолит» — новый каменный век), которая происходит примерно в VIII-III вв. до н. э. и заключается в переходе от присваивающей экономики к производящей. Возникает необходимость регулирования производства, распределения и обмена товаров, согласования интересов разных социальных слоев, классовых противоречий, то есть установления общего порядка, соответствующего потребностям производящего хозяйства.
Формирование права проявляется:
а) в записи обычаев, становлении обычного права;
б) в доведении текстов обычаев до всеобщего сведения;
в) в появлении специальных органов (государственных), отвечающих за наличие справедливых всеобщих правил, их официальное закрепление в ясных и доступных формах, обеспечение их реализации.
В санкционировании обычаев и создании судебных прецедентов важную роль сыграла судебная деятельность жрецов, верховных правителей и назначаемых ими лиц.
Таким образом, возникает принципиально новая регулятивная система (право), которую отличают содержание правил, способы воздействия на поведение людей, формы выражения, механизмы обеспечения.

Причинами возникновения государства являются:

Необходимость совершенствования управления обществом, связанная с его усложнением.

Необходимость организации крупных общественных работ, объединения в этих целях больших масс людей.

Необходимость подавления сопротивления эксплуатируе­мых.

Необходимость поддержания в обществе порядка, обеспе­чивающего функционирование общественного производства, со­циальную устойчивость общества, его стабильность.

Необходимость ведения войн, как оборонительных, так и захватнических.

 

 

8. Пути формирования государства.

Можно говорить о трех путях возникновения государства: восточном; западном; синтезном.

Восточный путь.

Это " азиатский способ производства" (Древний Восток, Афри­ка, Америка, Океания, Египет, Китай). Государства Древнего Востока возникали в силу необходимости организации населения для осуществления трудоемких ирригационных работ, которые обеспечивали пропитание всем общин­никам. Для рытья каналов, строительства дамб, которые необходи­мы при поливном земледелии, усилий отдельной семьи или общины было недостаточно. Неразвитость орудийной деятельности, низ­кая производительность труда компенсировались жи­вым трудом, объединением усилий многих общин. Необходимость объе­динения общинников обусловила выделение функций централизо­ванного управления в лице государства и его органов. Разветвленный аппарат управления возникал из родоплеменной знати, которая по­степенно закрепила за собой функции управления. Так, отправление управленческой функции по­зволяло ее держателям забирать большую часть произведенного про­дукта, накапливать в своих руках богатства. Постепенно образовалась замкнутая каста управленцев, которую составляли ближайшие совет­ники деспота (монарха), ставшие господствующим классом. Сращенность власти и собственности, т.е. политической и экономической власти, обусловила деспотический характер государственной власти. В условиях отсутствия экономического интереса у работника единственным фактором, способным побуждать его к труду, выступала сильная государственная власть. Она насильствен­но прикрепляла население к определенным профессиям, которые выполняли конкретные функции в государстве.

Восточная деспотия представляла собой единоличное правление монарха, власть которого была неограниченной. Он концентриро­вал в своих руках как политическую, так и экономическую власть, как светскую (законодательную, исполнительную и судебную ветви власти), так и духовную (религиозную) власть. Управление страной деспот осуществлял, опираясь на разветвленный бюрократический и репрессивный аппарат, включая и армию.

 

Западный путь.

Переход к государст­ву на Западе осуществлялись в результате возник­новения имущественного неравенства, появления частной собст­венности и раскола общества на классы. Экономическое господство богатых общинников позволило отстранить от власти родовую знать и стать правящим классом. Первоначально общество дифференци­руется не на классы, а на свободных, т.е. полноценных граждан, не­свободных, т.е. неграждан — рабов и иностранцев. 3атем свободные делятся на классы: родовая знать, свободные ремесленники, кре­стьяне, торговцы, поэты. В основе деления общества на классы лежит процесс кристаллизации частной собст­венности, возникающей в результате перехода от—присваивающей экономики к производящей, когда человек сам создавал орудия труда и предметы первой необходимости: пищу, одежду, домашнюю ут­варь, предметы роскоши, произведения искусства. Стали обособляться друг от друга скотоводство и земледелие, выделились ремесла, появились купцы, занятые в сфере обмена товаров. Земля из общинной собствен­ности переходила в частную. Появление частной собственности по­родило имущественное неравенство; появились богатые (аристокра­ты), которые имели много земельных наделов, рабов, скот, и бед­ные общинники. Длительная борьба имущих и неимущих классов привела к не­обходимости создания государства, которое подавляло бы недоволь­ство масс и защищало бы интересы богатых собственников. Наибо­лее богатые собственники стали занимать ответственные государст­венные должности. Следовательно, государство на Западе было следствием деления общества на классы, в основе которого лежал процесс развития ча­стной собственности на средства производства. Так формировалось государство в Древней Греции (Афины) и Риме.

 

Синтезный путь.

Такой путь формирования государства был свойственен народам, которые переходили от родоплеменных отношений сразу к раннефеодальному государству под воздействием политиче­ского и имущественного неравенства одновременно. Расслоение различных групп, в первую очередь, происходило по их положению в системе властно-государственной иерархии, выполнению опре­деленных управленческих функций. Потребность в объединении значительных масс людей и больших территорий была вызвана уг­розой извне. Длительное сохранение общинной организации, ор­ганов племенной демократии было вызвано внешней угрозой, от­ражение которой возможно лишь при объединении усилий общин­ников. Военно-организаторские и управленческие функции в этих условиях закреплялись за военным вождем и его дружиной. Одна­ко в результате завоевательных походов в руках вождя и его дру­жины скапливались богатства, обеспечивая им единство власти и собственности. Рабский труд не получил здесь широкого распро­странения в силу прочности общинных порядков, а также экономической неэффективности. Одновременное складывание по­литического и имущественного неравенства стало основой форми­рования институтов раннефеодального государства. Разорившиеся общинники попадали в экономическую зависимость от богатых общинников, которые прибирали к своим рукам общинную землю и становились правящим классом феодалов. Так формировалось государство у германских племен, Древней Руси, Ирландии и т.д. Следовательно, на процесс формирования государства в данном случае влияли прочность сельской общины, внешняя опасность и завоевательные войны.

 

9. Основные концепции правопонимания.

Право – сложное многозначное явление затрагивающее интересы всех участников общественных отношений, индивидуальных и коллективных.

Современные подходы к пониманию права, т.е те аспекты, по которым ученые правоведы ведут дискуссии и высказывают свои мнения относительно предмета полемики.

Можно указать некоторые из выдвигаемых концепций:

Право есть фактический порядок отношений, охраняемый и защищаемый гос-м.

Право – это не законы, принимаемые демократически избранными представительными учреждениями и выражающие суверенную волю народа, а общие (абстрактные) принципы гуманизма, нравственности, справедливости.

Следует различать право власти и право гражданского общества.

Необоснованный и гипертрофированный разрыв естественного и позитивного права по принципу: «или – или».

Нормативное и широкое понимание права – спор этот для нашей науки явл. традиционным.

В рамках позитивистского понимания права сложились несколько

самостоятельных концепций права: нормативизм, солидаризм, социологическая,

психологическая, естественная, юридическая, теологическая.

 

Теория нормативистского понимания права.

Ее ярким представителем явился Г.Кельзен (1881-1973).

Основные моменты, характеризующие эту теорию:

1. Теория права должна быть свободна от идеологических и

оценочных характеристик, т. е. Представлять собой «чистую науку».

Вторжение в теорию права идеологических воззрений, отражение в ней тех

или иных интересов делают ее необъективной наукой, а стало быть не

отражающей реальную действительность, а стало быть не отражающей

реальную действительность.

2. Право должно быть познано из самого права и только. При этом

нормативистская теория исходит из того, что право соотносится с

окружающим миром также как «должное» с «сущим». Еще И. Кант в свое

время подметил, что «должное», являясь порождением разума, не зависит

от «сущего». Этого его постулат и был взят на вооружение разработчиками

данной теории. Отсюда и вывод: право, представляя собой систему правил

должного поведения, не зависит от реального («сущего») поведения людей,

и условий их существования. Оно определяется только самим собой.

3. Независимые от реальной действительности нормы права порождают одна

другую в зависимости от своей значимости. Так, нормы конституционного

права порождают обычные нормы или нормы текущего законодательства, а

они, в свою очередь – нормы права, содержащиеся в подзаконных актах и

т.п.

4. Первоисточником или основанием всей пирамиды действующих норм служит

так называемая «основная норма», а не реальный экономический базис

общества. Тем самым устраняется возможность поисков основания права в

не самого права. Что же из себя представляет эта «основная норма» и как

и почему она определяет процесс создания всех других норм – эта теория

не объясняет.

 

Теория солидаризма.

Теория солидаризма основывается на следующих постулатах:

1. Общество складывается из связей, объединяющих людей на основе их

взаимоподдержки (солидарности). Причем, принадлежащие к соответствующим

классам и социальным группам, они реализуют свою миссию, свой долг по

отношению друг к другу. Все это осуществляется путем сотрудничества

классов, социальных групп на основе общественного разделения труда.

2. Сотрудничество классов, социальных групп регулируется нормой социальной

солидарности, которая предписывает воздерживаться от всего, что

посягает на это сотрудничество, и способствовать ее укреплению. Эта

социальная норма солидарности облекается в разнообразные нормы права,

служащие ее выражением и воплощением.

3. В связи с вышеизложенным теория солидаризма усматривает сущность права

в общественной солидарности, с которой должно считаться государство. И

если эта сущность права расходится с теми или иными его нормами, то

конкретное дело надо решать не на основе этих норм, а в соответствии с

«юридической совестью эпохи».

4. Теория солидаризма отвергает самостоятельный статус объекта права, в

особенности его субъективные права. Так, частную собственность она

рассматривает не как блага для лица, обладающего ею, а как долг,

обязанность владельца употребить ее для укрепления общественной

солидарности.

 

Социологическая теория права.

Ее основными разработчиками являются Е.Эрлих, Г.Канторович, Р.Паунд,

Ф.Кони и др.

Основные положения социологической теории права сводятся к следующему:

1. Теория подходит к праву не формально-юридически, а с позиций реальной

жизни. Обращаясь к ней, как к источнику права, становится возможным

понять его сущность. Но под жизнью, в данном случае социологическая

теория понимает не материалистическое отношение к нему, как сугубо

практическое. Иными словами, она обращает внимание на необходимость

изучения правоохранительной практики, учет привычек, обычаев,

правопонимания судьям и т.д. Согласно этой теории в жизни складывается

так называемое «живое право», отражающее определенный сложившийся

социальный порядок в обществе.

2. Отсюда социологическая юриспруденция сделала вывод о том, что право в

действительности – это не столько система официальных норм, сколько

прежде всего фактический уклад жизни общества, которого придерживаются

его члены. Он охватывает и повседневную практику отправления юстиции.

3. В связи с указанным пониманием права сторонники социологической теории

считают, что если официальные законы расходятся с практическими

жизненными отношениями, то надо действовать по свободному усмотрению,

т.е. применять «живое право». В результате этого обыкновенная

правоприменительная практика обретает в сущности нормотворческий

характер.

4. Социологическая теория права придает правовую значимость интуиции,

догадкам, чувствам, предложениям и иным факторам в обосновании свободы

судейского усмотрения при вынесении решений.

 

Психологическая теория права.

Одним из основоположников ее является Л.Петражицкий (1897-1931).

Психологическая теория права характеризуется следующими чертами.

1. Она подразделяет право на: позитивное и интуитивное. Позитивное право

«определяется как совокупность норм права»[2]. Оно представлено в виде

официально действующих в государстве нормативно правовых предписаний.

Интуитивное или неофициальное право – это чисто психологическое явление,

особое состояние души человека. Охватывая эмоции, представления,

переживание и т.п. оно отходит от однообразного шаблона поведения людей,

который диктуется позитивным правом.

2. «Интуитивное право имеет индивидуальный, индивидуально-изменчивый

характер; его содержание определяется индивидуальными условиями и

обстоятельствами жизни каждого, его характером, воспитанием,

образованием, социальным положением, профессиональными занятиями,

личными знакомствами и отношениями и прочее»[3].

Отсюда делается вывод о том, что есть интуитивное право данного класса,

данной семьи, данного кружка, детей, преступников и т.д.

3. Психологическая теория права исходит из того, что «интуитивное право

вырабатывается путем взаимного психического общения в разных кругах и

кружках людей с общими интересами, противостоящими интересами,

противостоящими интересами других»[4]. Причем это общение основывается на

их эмоциях.

4. Эта теория носит идеалистический характер, ибо считает, что

собственность, к примеру, не существует как объективная реалия, а

является плодом воображения в сознании людей. Точно также она придает

действительный характер мнимому договору, заключенному сумасшедшим с

дьяволом и т.п. Короче говоря, эта теория усматривает в психологии и даже

в болезненном воображении душевнобольных изначальный источник

правоотношений, которые порождают реальные права и обязанности.

 

10. Теории происхождения государства.

 

Наиболее полное представление о государстве, как и о любом явлении, можно составить лишь на основе подхода к нему с трех позиций, или по трем направлениям:

а) с точки зрения функциональной (функциональная характеристика);

б) с точки зрения субстанциональной (субстанциональная характеристика);

в) с точки зрения генезиса (генетическая характеристика).

К достоверно установленным обстоятельствам, связанным с происхожде­нием государства, можно отнести то, что:

а) государство существовало не всегда (первые государственные образова­ния возникли около 5 тыс. лет назад: до этого в течение полутора миллионов лет существовала первобытная организация общества);

б) оно возникло как продукт общественного развития;

в) на определенном отрезке времени;

г) в ходе длительного исторического процесса;

д) под влиянием целого ряда факторов.

В ряду таких факторов называют географический фактор, экологический, религиозный, национальный, психологический и др.

Вместе с тем нужно выделить основные моменты (факторы, процессы), которые вызвали появление государства и постоянно обусловливают необхо­димость его существования. К таким факторам, обусловившим потребность в новом устройстве общества, следует, видимо, отнести:

- возникновение необходимости по-новому (на новом принципе) органи­зовать управление социальными, прежде всего производственными, процес­сами в масштабе общества;

- социально-имущественную дифференциацию общества, его расслое­ние, а отсюда - дифференциацию интересов на индивидуальные, семейные, групповые (коллективов, слоев, классов и т. п.), а также общества в целом, и как следствие - появление функции «общих дел».

Теологическая теория (теократическая) Её представители – богословы (средние века): Тертуллиан, Фома Аквинский, Августин Бложенный. Эта теория рассматривает государство как Божий промысел. Смысл этого промысла заключается в установлении на Земле порядка и гармонии аналогичны тем, что существуют в царстве Божьем. Бог яв-ся творцом всего существующего на Земле в том числе и государства. Патриархальная теория (её представители др. грек Аристотель – 4 век до н.э. и китаец Конфуций – 6 век до н.э.). Эта теория трактует государство как большую семью, где отношения монарха и его подданных подобно отношению отца и членов его семьи. Государство возникает в результате соединения родов в племена, племён в союзы, а затем в государство. Власть опекунская, отцовская, в результате объединения семьи в государство становится государственной властью. Монарх подобно отцу должен заботиться о своих подданных, а подданные обязаны повиноваться правителю.

Договорная теория возникла в 17-18 вв. Её представители: Дж. Локк, Дидро, Жан-Жак Руссо, Томас Гоббс. В основе государства лежит так называемый " общественный договор". Смысл идеи " общественного договора" - первоначально люди находились в догосударственном (первобытном) состоянии, каждый преследовал только свои интересы, что приводило к " войне всех против всех", в результате этой войны неорганизованное общество могло уничтожить само себя, чтобы этого не случилось, люди заключили " общественный договор", в силу которого каждый отказывался от части своих интересов ради взаимного выживания; в результате был создан институт согласования совмест­ной жизни – государство. Марксистская теория (19 век К. Маркс и Ф. Энгельс). Происхождение государства объясняется расколом общества на антагонистические классы, которые были следствием разделения труда и появления частной собственности. Экономически господствующий класс создаёт государство для подчинения себе неимущих. Теория насилия Карл Каутский. По его мнению гос. возникло путем насилия: одних членов общества над другими членами общества внутри одного государства, одних государств над другими. Насилие выражалось, как правило, в присвоении материальных благ и средств производства сильным (вооруженным) меньшинством: Для поддержания установленного порядка требовалось насилие (чи­новники, армия и т. д.), и возникла необходимость создания " охранительного аппарата"

Психологическая теория Петражицкий, Фрейд государство воз­никло благодаря особым свойствам психики человека т.е желание большинства населения быть защищенными и подчиняться более сильным; желание, способность сильных личностей оказать психологическое воздействие на массы и подчинить их своей воле.

Расовая теория (основатель французский социолог и писатель Ж. Гобино). Согласно его теории в мире существует высшие расы, которые призваны господствовать и низшие расы, которые по своей природе находятся в подчинение высших.

Органическая теория (её создатель Спенсер). Гос. возникает и развивается подобно биологическому организму, люди образуют государство, как клетки - живой организм; государственные институты подобны частям организма: правители -головному мозгу, коммуникации (почта, транспорт) и финансы - кро­веносной системе, которая обеспечивает деятельность организма, ра­бочие и крестьяне (производители) - рукам и т. д.

Патримониальная теория (представитель Галлер). Согласно этой теории, государство возникло из права собственности на землю (вотчина, собственность). Государственная власть образовалась из факта владения землёй, из права собственности князей на землю.

 

 

11. Власть и ее виды. Государственная власть.

Власть - способность (свойство) некоего субъекта (индивида, коллектива, организации) подчинять себе волю и поведение другого субъекта в своих собственных интересах или в интересах других лиц.

 

Как явление власть характеризуется следующими признаками:

1. явление социальное, то есть общественное.

2. Власть является атрибутом (неотъемлемым компонентом) общества на всех этапах его развития.

3. Власть может существовать и функционировать лишь в рамках общест­венного отношения

4. представляет собой интеллектуально-во­левой процесс, когда властный импульс, исходящий от властвующего субъек­та, прежде чем определить волю и поведение подвластного, должен быть осознан последним, воспринят его сознанием.

5. Общественные отношения, в рамках которых существует и реализуется власть имеют назва­ние властеотношений, где один из субъектов является властным (властву­ющим), а другой - подвластным.

6. всегда базируется на силе - это мо­жет быть физическая сила, сила оружия, си­ла интеллекта, сила авторитета, убеждения, и т. п.

 

Существуют различные виды власти.

С точки зрения ее социального уровня можно различать:

а) власть в масштабе всего общества;

б) власть внутри того или иного коллектива (организации);

в) власть в отношении между двумя индивидами.

 

Власть можно поделить также на:

А) политическую – это та власть, которая способна выступить средством решения политических задач, то есть средством реализации, защиты интересов боль­ших социальных групп.

Её виды:

- власть одной социальной группы (общности) над другой (например, господст­во одного класса над другим);

- государственная власть:

1) легальная (законная) – это власть, созданная и действующая на правомерном (законном) основании. Легитимная власть – это власть, признанная население страны, готовым ей подчиниться, это власть, которой население доверяет.

2) теневая (скрытая, нелегальная) – это политические секты, мафиозные организации и др.

- власть партийная, а также иных политических организаций и движений;

- власть политических ли­деров.

Б) неполитическую (негосударственная):

- власть семейная – это родительская власть, властные отношения между супругами.

 

В зависимости от способа организации и властвования:

1) демократическая

2) недемократическая

 

Государственная власть – это власть государства, способная управлять всем обществом, всеми проживающими на территории государства людьми в соответствии с поставленными перед обществом и государством целями и задачами.

Говоря об особенностях государственной власти, следует иметь в виду два обстоятельства:

1) неразрывную связь государственной власти с государством,

2) гос власть и государство - это все-таки явления разные. Призна­ки гос власти и государства взаимосвязаны, тесно переплетают­ся, а с другой — они полностью не совпадают.

 

К особым свойствам государственной власти можно отнести следующие:

1. Для гос власти силой, на которой она базируется, является государство

2. Гос власть публична - осуществляется профессиональным аппаратом, отделенным (отчужденным) от общества как объекта власти.

3. Гос власть суверенна, что означает ее независимость вовне и верховенство внутри страны.

4. Гос власть универсальна: она распространяет свою силу на всю территорию и на все население страны.

5. Гос власть обладает прерогативой, то есть исключитель­ным правом на издание общеобязательных правил поведения - юридических норм.

6. Во времени гос власть действует постоянно и непрерывно.

 

 

12. сущность и содержание государства.

Государство – это универсальная политическая организация, обладающая особой публичной (государственной) властью и специализированным аппаратом регулятивного воздействия на общество, выражающая прежде всего интересы экономически доминирующего социального слоя, но выполняющая также «общие дела» и осуществляющая социально-политический арбитраж в обществе.

 

Сущность государства – это самые главные, самые существенные, глубокие и прочие качества, его признаки, черты.

В научной литературе сущность государства рассматривается в 2-ух аспектах: как общественное явление и как социальная сущность.

Рассмотрим сущность государства с т/зр 1-го аспекта (сущность государства как общественное явление).

В наст. время используются пять основных подходов к анализу сущности государства:

(1) теологический подход – рассматривает государство как богоустановленное явление

(2) арифметический (классический) подход – рассматривает государство как совокупность 3-ёх элементов: власти, территории и населения.

(3) юридический – сторонники этого подхода анализировали государство с позиции совокупности правоотношений, нормативного единства.

(4) социологический (господствующий) подход – рассматривает государство как юридическую персонификацию нации (под нацией понимается всё население страны)

(5) информационно-кибернитический подход – рассматривает государство как структуру, действующую на основе системы ввода-вывода, прямых и обратных связей.

 

Признаки (черты) сущности государства:

1) государство – это определённое объединение людей, политическое сообщество, проистекающее из факта совместной жизни на общей территории (в государственных традициях), которые требует регулирования отношений людей и их группировок, имеющих различные интересы.

2) государство – это единственная универсальная организация, которая охватывает всё население страны, путём установления административно-территориального деления.

3) государство – регулятивный политический институт, управляющий делами общества.

4) важнейшим признаком государства, характеризующий его сущность – государственная власть.

5) государство обладает верховенством по отношению к другим институтам в обществе, ему принадлежит государственный суверенитет.

6) выделяют и другие признаки: разделение населения по административно-территориальным единицам, налоги и сборы, существование права, обеспечиваемых государственным принуждением.

 

Социальная сущность государства (2-ой аспект).

Социальная сущность государства – это социальная «наполненность» явления государственности определённым содержанием, характеризующим наиболее главные, принципиальные (сущностные) черты государства. Социальная сущность государства зависит от того, какому классу, социальному слою принадлежит экономическое господство, а следовательно, политическая и государственная власть в стране.

 

Содержание государства.

Если сущность государства отражает самое главное, основное, глубинное (т.е. признаки, черты, волю и др.), то содержание шире и полнее сущности. Оно характеризует прежде всего то, из чего состоит государство (т.е. аппарат), а также его функции, стороны, аспекты деятельности, его успехи, неудачи и др. Содержание государства зависти также и от характера национальных отношений. В США на него влияют отношения между белыми и чёрными, в Канаде – между франко-канадцами и англо-канадцами и т.д. Т.о. содержание государства как определённого явления выходит за пределы воздействия социально-экономических факторов. На него могут оказывать влияние географические факторы (страны-гиганты или страны-карлики), природные условия, наличие природных богатств.

 

13. Суверенитет государства: понятие и основные черты.

Суверенитет государства представляет собой единство двух сторон:

а) независимости государства вовне;

б) верховенства государства внутри страны.

Независимость государства вовне ограничивается суверенитетом других государств (точно так же, как свобода одного человека ограничивается свобо­дой другого). Т.о. государство как самостоятельный субъект не м осуществлять своей власти в отношении другого государства (par in parem non habet imperium – равный не имеет власти над равным). В частности, это выражается в неподчинении одного государства законодательству другого.

Из суверенитета государства (верховенства государственной власти) выте­кают и другие признаки государства, отличающие его от иных политических организаций:

- государство распространяет свою власть на всю территорию страны, обозначенную государственной границей;

- государство имеет устойчивую юридическую связь с населением (в виде подданства или гражданства), распространяет на него свою власть и обеспе­чивает защиту как внутри страны, так и за ее пределами;

- только государство обладает правом издавать властные общеобязатель­ные веления (юридические нормы). При этом оно вправе отменить, признать ничтожным любое проявление всякой другой общественной власти;

- только государство обладает монополией на легальное применение силы (в том числе и физического принуждения) в отношении населения;

- у государства имеются такие средства воздействия, какими никакая другая политическая организация не обладает (армия, полиция, органы безо­пасности, тюрьмы и т. п.).

 

 

14. Типы государства.

Типология есть учение о типах - больших группах (классах) тех или иных объектов, обладающих набором общих, характерных для каждого типа, при­знаков.

В настоящее время выделяются два основных подхода к типологии государства: формационный и цивилизационный.

Формационный подход. Этот подход разработан в рамках марксистской теории (его основатели – К. Маркс и Ф. Энгельс). В основе его лежит понятие «общественно-экономи­ческая формация» (почему подход и назван «формационным»), под которой понимается исторический тип общества, основанный на определенном способе производства. Сторонники формационного подхода выделяли в истории три основных типа общества:

а) догосударственное (первобытнообщинная формация);

б) эксплуататорское (рабовладельческая, феодальная и буржуазная формации, характеризуемые наличием частной собственности и антагонистическими противоречиями между классами);

в) социалистическое (коммунистическая формация, в условиях которой исчезают частная собственность на средства произ­водства и непримиримость классов, постепенно сливающихся в единую социально-однородную общность).

Достоинства ФП: исторический подход к смене различных типов государственности и внимание к социально-экономическим факторам, поскольку экономический базис и социальные классы существенно влияют на структуру общества и характер его политической надстройки, в которую входят государство и право.

Недостатки формационного похода:

(1) абсолютизируется зависимость государства от экономики, а также классовый характер государственной власти.

(2) не уделяется достаточного внимания значению общесоциальной функции государства,

(3) не во всех странах государство развивается последовательно, проходя стадии от рабовладельческого, буржуазного и т.д. Более того, США как государство, не было там не рабовладельческого, не феодального государства, сразу было создано буржуазное государство.

 

Цивилизационный подход. Был впервые сформулирован Данилевским Н.Я., Леонтьевым К.Н., в дальнейшем Шпенглером, Тойнби. В основе этого подхода лежит понятие «цивилизация» (от лат. civilis - гражданский), под которой понимается своеобразная и це­лостная совокупность (система) материальных и духовных ценностей, обес­печивающая устойчивое функционирование общества и жизнедеятельность человека.

Арнольд Тойнби выделил в мировой истории более двух десятков цивилизаций (21): египетскую, китайскую, западную, православную, дальневосточную, арабскую, иранскую, сирийскую, мексиканскую и др. В обособлении и характеристике типов государств по цивилизационному признаку проф. Венгеров исходит из таких типов цивилизаций, как

1) первич­ные – для государств первичных цивилизаций (древнеегипетской, иранской, японской и др.) характерно:

а) огромная роль государства как объединяющей и организующей силы, не определяемой, а определяющей социальные и экономические структуры;

б) соединение государства с религией в политико-религиозном комплексе.

2) вторичные - западноевропейской, североамериканской, восточноевропейской, латиноамериканской, буддийской и др.:

а) проявилось отчетливое различие между государственной властью и культурно-религиозным комплексом: б) положение правителя, олицетворявшего государство, было двойствен­ным: с одной стороны, он достоин всяческого повиновения, а с другой - его власть должна соответствовать сакральным принципам и законам, а иначе она незаконна.

К числу достоинств цивилизационного подхода следует отнести внимание к культуре, проявление которой рассматривается в качестве важных факторов государственности.

Слабыми сторонами этого подхода являются:

- Недооценка социально-экономических факторов.

- Существование множества критериев и несовпадающих классификаций.

- Отсутствие собственно юридического подхода к государству, в результате чего предметом классификации вместо государства выступает общество.

 

15. Понятие и классификация форм государства.

Когда речь идет о форме государства, имеется в виду форма как способ ус­тройства. В настоящее время под формой государства понимают организацию государственной власти и её устройство.

В истории развития государственных форм можно выделить три главные разновидности: монократическая (едино властная), сегментарная (смешанная) и поликратическая (много­властная).

Монистическая (монократическая) государственная форма характеризуется отсутствием разделения ролей в организации государственного управления обществом. Государственная власть находится в руках одного центра.

Сегментарная представляет собой промежуточное явление между монистической формой и плюралистической. Она предполагает разделение ролей между разными институтами государства по управлению обществом. Решающая роль принадлежит либо монарху (дуалистическая монархия), либо президенту («суперпрезидентские» республики в Латинской Америке и др.).

Плюралистическая характеризуется разделением властей (существованием нескольких центров власти в масштабе государства (президент, парламент, суды, а иногда и специальные контрольные органы) и на местном уровне (создание сравнительно децентрализованного, «кооперативного» федерализма, органов местного самоуправления, не подконтрольных назначенным чиновникам).

Как отмечается в юридической литературе, форма государства в содержательном отношении выступает разными своими сторонами.

(1) это определенный порядок образования и организации высших органов государства.

(2) это способ территориального устройства государства, определенный порядок взаимоотношений центральной, региональной и местной властей.

(3) это приемы и методы осуществления государственной (политической) власти. Соответственно форма государства синтезируется из трех основных элементов, а именно:

- формы (государственного) правления,

- формы (государственного) устройства,

- формы (государственного) режима.

Три рассматриваемых элемента — это не три формы государства, а три ее составные части. Каждый из них влияет на форму государства, в каждом конкретном государстве они своеобразны, имеют свои характерные черты, отличия от аналогичных элементов другого государства.

 

16. Форма правления.

Понятие «форма государственного правления» (или просто «форма прав­ления») отвечает на вопрос, кто «правит» в государстве, то есть кто осуществ­ляет в нем высшую (верховную) власть.

Характеристика формы правления требует обратить внимание на следую­щие моменты:

- строение высших органов государственной власти

- характер взаимоотношений органов высшей государственной власти с другими органами государства и с населением;

- порядок образования;

- степень участия населения в формировании.

Существует две основные формы государственного правления - монархия и республика.

А) Монархия

Верховная власть принадлежит одному лицу и переходит, как правило по наследству. Это лицо считается главой государства, пользуется государственной властью по собственному усмотрению. Термин «монархия» греческого происхождения («монос» – один, «архе» – власть) и означает «единовластие», «единодержавие».

 

Признаками монархической формы правления:

(1) существование единоличного главы государства, пользующегося бессрочной пожизненной властью;

(2) юридическая независимость и безответственность монарха, подчеркиваемая институтом контрассигнатуры – порядком, при котором утвержденные монархом правовые акты подлежат обязательному заверению подписью премьер-министра (реже одного из министров), ответственного за исполнение данного акта;

(3) наследственный порядок преемственности верховной власти. Существуют две системы наследования престола – персональная и семейная. При персональной системе трон наследует конкретное лицо, заранее определенное законом. Персональная система имеет несколько разновидностей: а) салическую, при которой наследниками могут быть только мужчины; б) кастильскую, когда в числе наследников могут быть и женщины, и мужчины, но последние имеют преимущество; в) австрийскую, при которой женщины имеют право занять престол только в том случае, если во всех поколениях династии нет мужчин; г) шведскую, при которой мужчины и женщины наследуют престол на равных условиях по праву первородства. Суть семейной системы наследования заключается в том, что монарха выбирает сама царствующая семья (часто вместе с высшими духовными лицами) или царствующий монарх, но только из лиц, принадлежащих к данной династии.

 

Виды монархии:

1) Абсолютная (неограниченная)

Монарх по закону обладает всей полнотой верховной гос власти — законодательной, исполнительной, судебной. В таком государстве нет парла­мента; нет конституци­онных актов, ограничивающих власть монарха. Примером абсолютной монар­хии в настоящее время является Саудовская Аравия. Такой монархией долго была Российская Империя (до издания царем законов 1906 г.). Абсолютной монархии присущ авторитарный режим.

2) Конституционная (ограниченная)

Власть монарха по конституции ограничена представительным органом. Она может быть:

А) дуалистической - организация высших ОГВ носит двойственный характер: монарх сосредоточивает в своих руках исполнительную власть, формирует правительство, ответственное пе­ред ним, а законодательная власть принадлежит парламенту. (При этом, од­нако, монарх обладает правом налагать абсолютное вето на законы, принятые парламентом.) Такой монархией была, например, царская Россия после со­здания в ней Думы. В настоящее время - Марокко, Иордания, Кувейт, Бах­рейн и некоторые другие страны.

Б) парламентар­ной - власть монарха ограничена во всех сферах гос власти; исполнительная власть осуществляется правительством, которое в соот­ветствии с конституцией ответственно перед парламентом, а не монархом; правительство формируется из представителей партии, победившей на выборах; главой государства становится лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мест в парламенте; законы принимает парламент, а подписание их монархом представляет формальный акт. Характерным примером парламентарной монархии является Великобри­тания, Бельгия, Швеция.

 

Б) Республика.

Республика – это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. В отличие от монархии, единственным источником власти по закону является народное большинство. Само происхождение термина «республика» связано с народом (от лат. res publica – общественное дело). «Respublica est res populi», – подчеркивал Цицерон, считая государство «делом народа».

 

Её черты:

а) выборность высших органов гос власти и их коллегиаль­ный (коллективный) характер;

б) наличие выборного главы государства;

в) избрание органов верховной государственной власти на определенный срок;

г) производность гос власти от суверенитета народа: «respublica est res populi» («государство - всенародное дело»);

д) юридическая ответственность главы государства.

 

Её виды:

1) президентская:

а) соединение в руках президента полномочий главы государства и прави­тельства (США, Аргентина, Бразилия, Мексика);

б) президент избирается населением или его представителями на выборах (выборщиками);

в) президент самостоятельно формирует правительство, и оно ответственно перед президентом, а не пар­ламентом;

г) президент наделен такими полномочиями, которые в значительной сте­пени позволяют ему контролировать деятельность высшего законодательного органа (право роспуска парламента, право вето и др.), брать на себя в экс­тренных случаях функции парламента.

2) парламентская

а) верховная власть принадлежит парламенту, избираемому населением;

б) президент является главой государства, но не главой правительства;

в) правительство формируется только парламентским путем из числа де­путатов, принадлежащих к правящей партии;

г) правительство ответственно перед парламентом;

д) президент избирается либо парламентом, либо специальной коллегией, образуемой парламентом;

е) наличие должности премьер-министра, который является главой пра­вительства и лидером правящей партии или партийной коалиции;

ж) правительство остается у власти до тех пор, пока оно располагает под­держкой парламентского большинства (в двухпалатных парламентах - боль­шинства нижней палаты), а в случае утраты такой поддержки оно либо ухо­дит в отставку, что означает правительственный кризис, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения внеочередных парламентских выборов;

з) президент как глава государства обнародует законы, издает декреты, имеет право роспуска парламента, назначает главу правительства, является главнокомандующим вооруженными силами и т. д.

Парламентскими республиками являются Италия, ФРГ, Греция, Ислан­дия, Индия и др.

3) смешанная (парламентско-презедентскими: Франция, Финляндия, Россия) – это республика, где существует баланс полномочий между президентом и парламентом.

1) в стране одновременно имеются «сильный» парламент и «сильный» президент

2) президент избирается в результате всенародного голосования, имеет широкие полномочия, однако не яв-ся главой правительства

3) наряду с президентом предусмотрена должность премьер-министра, также наделённого широкими полномочиями

4) и президент, и парламент участвуют в формировании правительства

5) правительство ответственно и перед парламентом (вотум недоверия) и перед президентом (отставка).

 

17. Форма государственного устройства.

Форма государственного устройства - это способ (форма) территориаль­ной организации государственной власти, который выражается в националь­но-государственном и административно-территориальном устройстве госу­дарства, в характере взаимоотношений между частями государства, а также между центральными и местными органами.

 

Гос устройство м.б.:

А) Простым:

1) Унитарное государство (от лат. «унус» - один) - это одно, единое государство, которое под­разделяется лишь на административно-территориальные единицы, не вклю­чая в себя никаких государственных образований.

Его черты:

- единый властный «центр» - единая, общая для всей страны система высших и центральных органов государственной власти (один парламент, од­но правительство, один верховный суд);

- одна конституция, единая система законодательства, единая судебная система, одно гражданство;

- единая денежная система, одноканальная система налогов;

Примерами унитарных государств яв-ся: Дания, Норвегия, Португалия, Италия, Франция. Унитарные государства допускают внутри себя автономию – это внутреннее самоуправление районов государства, отличающихся географическими, национальными, бытовыми особенностями (Крым в Украине, Корсика во Франции, Азорские острова в Португалии, Аланские острова в Финляндии).

 

Унитарное государственное устройство м.б.: (по степени зависимости местных органов от центральных органов)

- цент­рализованным - местное самоуправление отсутствует, а во главе местных органов стоят назначенные из центра чиновники.

- децентрализованным - местные органы вл

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Бронировать | Концепция Ф. Ратцеля и Р. Челлена и их влияние на политику государств




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.