Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 4. Потребительский и производственный выбор






(теория потребительского выбора и теория производства)

Целью потребителя является получение товаров и услуг (экономических благ) для удовлетворения своих потребностей. Главный фактор потребительского выбора – полезность товара.

Полезность (U) – свойство товара удовлетворять потребность потребителя. Полезность должна максимизироваться. Максимизация полезности – максимизация удовлетворения, получаемого от потребления.

Однако получение максимальной полезности имеет определенные ограничения. Важнейшими ограничениями являются:

· потребительские предпочтения;

· цены товаров;

· размеры потребительского бюджета (размер дохода).

 

Потребительский выбор предполагает решение трех проблем:

- определение полезности блага;

- определение цены;

- определение дохода потребителя.

 

Функция полезности – отношение между объемами потребляемых товаров и уровнем их полезности (удовлетворенности, получаемой от потребления).

 

Формы полезности:

1. Совокупная полезность (TU) – общая полезность, получаемая в результате потребления товара.

2. Предельная полезность (MU) – полезность, получаемая при потреблении каждой последующей единицы товара или приращение совокупной полезности при увеличении объема потребления на одну дополнительную единицу.

 

 

Рисунок 4.1 Функция совокупной полезности

 

Функция полезности показывает убывание полезности от каждой дополнительной единицы потребляемого блага. Чем интенсивнее потребление блага, тем меньше увеличение полезности. Полезность каждой дополнительной единицы уменьшается. Чем большим количеством блага обладает потребитель, тем меньшую ценность имеет каждая дополнительная единица.

 

Рисунок 4.2 Функция предельной полезности

 

Наглядно соотношение динамики совокупной и предельной полезности показано на рисунке 4.3.

 

 

Рисунок 4.3 Соотношение совокупной и предельной полезности

 

По мере увеличения непрерывного потребления данного блага его общая полезность (TU) хотя и растет, но скорость этого роста постоянно замедляется. Поэтому кривая TU становится выпуклой вверх. В точке С общая полезность достигает своего максимума, после чего кривая TU начинает снижаться. Такой характер движения TU обусловлен тем, что полезность у каждой последующей единицы товара оказывается ниже, чем у предыдущей. А в точке С, где обеспечивается полное насыщение конкретной потребности индивидуума, она (MU) достигает нулевого значения. Дальнейшее потребление товара будет связано уже с отрицательной полезностью, (с неприятными для индивидуума ощущениями, не с ощущением удовлетворения, а с ощущением вреда). Однако такая ситуация противоречит основным характеристикам человека экономического. Следовательно, то, что происходит за точкой С, мы не рассматриваем. Исходя из постулата о ненасыщаемости, экономический анализ потребительского повеления исходит из того, что предельная полезность – всегда положительная величина.

 

MU=d(TU)/dQ (4.1)

 

Закон убывания предельной полезности. По мере роста количества потребляемого блага, его предельная полезность имеет тенденцию к снижению. Это означает, что по мере роста потребляемого блага общая полезность возрастает, но во все меньшей пропорции, а предельная полезность от потребления дополнительной единицы блага падает. Этот закон отражает взаимосвязь между количеством потребляемого блага и степенью удовлетворения от потребления каждой дополнительной единицы.

 

Кривые безразличия. Потребительский выбор зависит от предпочтения полезности определенного потребительского набора и от размера потребительского бюджета (дохода). Делая выбор, потребитель стремится максимизировать получаемую общую полезность.

Для моделирования потребительского выбора используются кривые безразличия (предложены В.Парето в развитие идеи Эджворта). Эти кривые основаны не на количественном соизмерении потребностей, а лишь их ранжировании.

Кривые безразличия - совокупность точек, каждая из которых характеризует потребительский набор, обеспечивающий потребителю одинаковый уровень удовлетворения его потребностей (одинаковую полезность). Они показывают, что в каждой точке есть набор товаров, обеспечивающий одинаковый уровень удовлетворения потребностей. Поэтому потребитель безразличен к выбору наборов.

Рассмотрим потребителя, располагающего фиксированным денежным доходом, который он целиком тратит на потребление. Предположим, что он покупает только два товара: Х и Y. Очевидно, что имеются некоторые комбинации количества этих товаров, которые дают равную общую полезность для потребителя. Например, набор А, включающий ХA товара Х и YA товара Y, имеет такую же общую полезность, как и набор В, в который входят ХB товара Х и YB товара Y. Отказ от определенного количества одного из товаров компенсируется получением другого товара в большем количестве. Значит, для потребителя безразлично, какой набор этих товаров покупать

 

 

Рисунок 4.4 Кривые безразличия

 

Поскольку точки А и В находятся на одной и той же кривой безразличия I, то наборы А и В следует рассматривать как равноценные (равнополезные) для того потребителя, для которого построены эти кривые безразличия. Набор С содержит наибольшее количество единиц товара Y (YС) и столько же, сколько набор В, единиц товара Х (ХСВ). Товарный набор С предпочтительнее набора В, а следовательно, и набора А. Поскольку точки С и D лежат на одной и той же кривой безразличия II, то это значит, что наборы С и D для данного потребителя являются равноценными. Точки кривой безразличия III содержат более предпочтительные наборы, чем наборы кривых I и II.

 

Совокупность кривых безразличия, описывающих поведение одного потребителя, составляет его карту безразличия.

Наклон кривой безразличия показывает относительные предпочтения потребителя в отношении товаров, входящих в данный набор.

 

Предельная норма замещения. Товарные наборы, расположенные на одной и той же кривой безразличия, являются для данного потребителя равноценными (взаимозаменяемыми). Следовательно, и товары, которые образуют эти наборы, также должны быть для потребителя в определенной степени взаимозаменяемыми.

 

 

Рисунок 4.5 Зона замещения

 

Все точки кривой безразличия, которые находятся перед точкой 1 и после точки 2, характеризуют ситуацию, при которой потребитель ни за что не откажется от какого-либо количества одного блага, сколько бы ему не предложили другого. Зона замещения (зона субституции) – участок кривой безразличия, в пределах которого возможна эффективная замена одного блага другим. В пределах этой зоны выступают как субституты. За ее пределами – как независимые блага.

Количественным показателем взаимозаменяемости благ в пределах кривой безразличия является предельная норма замещения (MRS).

Предельная норма замещения блага Y благом Х (MRSXY) показывает, каким количеством блага Y потребитель должен пожертвовать, чтобы увеличить потребление блага Х на дополнительную единицу при неизменном уровне полезности.

 

(4.2)

 

Переход от товарного набора А к товарному набору В связан с увеличением блага Х на одну единицу (XBA=1), что, в свою очередь, требует сокращения блага Y на Δ Y единиц (YB-YA), чтобы сохранить полезность набора В на уровне полезности набора А.

С математической точки зрения формулу замещения следует записать так:

(4.3)

или

(4.4)

 

 

Рис.4.6 Предельная норма замещения

 

Кривые безразличия не учитывают экономические факторы потребительского выбора: цены товаров и доход потребителя. Бюджетное ограничение показывает, какие потребительские наборы можно приобрести на данную денежную сумму.

Бюджетное ограничение (бюджетная линия) - линия, точки которой показывают наборы благ, при покупке которых потребительский бюджет (доход) расходуется полностью. Каждая точка демонстрирует количество товаров, покупка которых обойдется в одну и ту же сумму, равную доходу. Бюджетная линия пересекает оси координат в точках, показывающих максимально возможные количества благ, которые можно приобрести на данный доход при данных ценах.

Если I - доход потребителя, Рх — цена блага Х, Рy – цена блага Y, а Х и Y составляют объемы купленных благ, то уравнение бюджетного ограничения: I=Рх*Х+Рy*Y. При Х=0, Y=I/Рy, т.е. весь доход потребителя расходуется на благо Y. При Y= 0, Х=I/Рх. Угол наклона бюджетной линии к горизонтальной оси = -PX/PY.

 

Рисунок 4.7 Линия бюджетного ограничения (бюджетная линия)

Все товарные наборы, соответствующие точкам на бюджетной линии, по стоимости равны доходу и являются доступными для потребителя. Все наборы, расположенные выше (правее) бюджетной линии, стоят дороже и поэтому недоступны. Все наборы товаров, расположенные ниже (левее) бюджетной линии, не эффективны, так как доход расходуется не полностью.

Положение линии бюджетного ограничения определяется ценами товаров и объемом дохода потребителя.

Рассмотрим, что влияет на изменение положения бюджетной линии.

Если доход потребителя увеличился (при неизменных ценах на товары), то он сможет купить больше и товара X, и товара Y. Бюджетная линия сдвинется параллельно вверх. При уменьшении дохода она сдвинется вниз.

Если изменятся цены на товары при сохранении уровня дохода, то бюджетная линия поменяет наклон. Изменение цены на товар Y приведет к изменению угла наклона (положение точки на оси Ч останется без изменений). Изменение цены товара Х приведет к аналогичному сдвигу, но на этот раз неизменным останется положение точки на оси Y.

Одновременное и одинаковое изменение цен обоих товаров окажет на бюджетную линию такое же воздействие, как и изменение дохода (удешевление товаров равнозначно увеличению дохода и наоборот).

 

Рисунок 4.8 Изменения положения бюджетной линии

 

Потребительский выбор - выбор, максимизирующий функцию полезности рационального потребителя в условиях ограниченности денежного дохода. В положении равновесия потребитель должен одновременно максимизировать полезность потребления (находится на кривой безразличия) и полностью расходовать потребительский бюджет (находиться на линии бюджетного ограничения). Иными словами, положение равновесия потребителя – состояние, в котором он в рамках бюджетного ограничения максимизирует совокупную полезность.

 

 

Рисунок 4.9 Равновесие потребителя

 

 

Функция полезности максимизируется в случае, когда денежный доход распределяется таким образом, что последняя единица дохода, затраченная на приобретение любого блага, приносит одинаковую предельную полезность.

MU1/P1=...= MUn/ Pn

MU1/ MUn =P1/ Pn

MU1/P1=...= MUn/ Pn=l (предельная полезность денег).

MUn=l Pn то есть предельная полезность блага равна предельным затратам потребителя.

В точке равновесия наклон касательной к горизонтальной оси, как мы уже выяснили, определяется соотношением цен товаров. Следовательно, справедливы будут следующие выкладки:

; ð ð

 

Производство экономических благ (теория производственного выбора)

Рыночный механизм – все возможные варианты взаимодействия спроса и предложения. Теория потребительского выбора изучает как формирование спроса связано с принятием экономических решений потребителем. Следующий шаг – выяснение как формируется предложение, как это процесс связан с принятием экономических решений производителем. Центральная проблема данной темы – поведение (выбор) производителя.

Суть процесса принятия решений производителем – в ответе на хорошо знакомую триаду: что? Как? В каком объеме производить? Эти основные вопросы могут быть развиты в систему подвопросов. Например, вопрос «что производить?» включает подвопросы: «для кого производить?», «как адаптироваться к изменениям спроса?» и т.п.

Следует напомнить, что ключевым вопросом производства всегда была технология («как производить?»). Выбор рационального производителя – прежде всего выбор способа (технологии) производства. Выбранный способ должен обеспечивать получение максимальной выгоды при минимальных/данных ресурсах.

Производство – процесс преобразования ресурсов (факторов производства) в потребительские блага. Факторами производства называются ресурсы, вовлеченные в производственный процесс. Ресурсы – производительные блага, используемые для производства потребительских благ, потенциальные факторы производства. Виды ресурсов (факторов производства):

· труд;

· земля (природные ресурсы);

· капитал (реальный и финансовый);

· предпринимательство;

· информация.

Устойчивая комбинация факторов производства называется технологией.

Производственная функция описывает (математически выражает) зависимость между используемыми факторами производства и возможным объемом выпуска (объемом продукции).

Q=f(F1; F2; ….Fn) (4.5)

Q=f(L; K….) (4.6)

Q – выпуск продукции (зависимая переменная);

F – фактор производства (независимая переменная);

L – фактор труд;

K – фактор капитал (в дальнейшем, несмотря на то, что капитал –capital, мы будем обозначать этот фактор литерой К, чтобы не путать его с издержками – cost).

Производственная функция – математическое выражение функциональной зависимости между той или иной комбинацией факторов производства и объемом выпускаемой продукции.

 

Совокупный продукт (общий - ТР) – общий выпуск продукции при данном количестве факторов.

Совокупный (общий) продукт от переменного фактора (ТРF) – общий выпуск продукции при данном количестве данного переменного фактора.

Общий продукт переменного фактора L (труд) при постоянном количестве фактора K (капитал) может быть выражен следующей производственной функцией: Q=f(L), при K=const.

 

В дальнейшем, если не будет необходимости проводить принципиальное различие между этими категориями, мы будет рассматривать ТР и ТРF как синонимы.

Средний продукт (АР; АРF) – выпуск продукции в расчете на единицу фактора.

АРF= ТРF/F (4.7)

 

Предельный продукт (МР; МРF) – прирост совокупного продукта, полученный в результате применения дополнительной единицы фактора (равен первой производной от производственной функции):

МРF=dТРF/dF (4.8)

С определенной долей допущения, можем производную (d) заменить на обычное приращение (Δ), получив следующую формулу:

МРF=Δ ТРF/Δ F (4.9)

 

 

Рисунок 4.10 Совокупный (общий), предельный и средний продукты

 

Рассмотрим графики, приведенные в рис.4.10. По горизонтальной оси отложено количество фактора производства (в данном случае количество труда L). По вертикальной — количество общего, предельного и среднего продуктов фактора L. На кривых общего и предельного продукта обращают на себя внимание точки A, B, C, показывающие три разные ситуации.

На отрезке ОА происходит ускорение роста общего продукта, так как на этой стадии предельный продукт растет. Это означает, что каждая дополнительная единица труда L увеличивает объем выпуска на бó льшую величину чем предыдущая. Точка А показывает максимальную величину предельного продукта.

На отрезке АС происходит замедление роста общего продукта, т.к. предельный продукт начинает снижаться, но еще в пределах положительного значения. Это означает, что каждая дополнительная единица труда L увеличивает объем выпуска на меньшую величину, чем предыдущая, но все же увеличивает. Поэтому на данном отрезке происходит снижение в росте общего продукта (не снижение объема выпуска, а замедление его роста!). Точка В показывает такую величину общего продукта, при котором предельный продукт равен среднему продукту (MP=AP).

В точке С общий продукт достигает своего максимума, а каждая дополнительная единица труда не оказывает воздействия на объем производства, т.е. предельный продукт равен 0 (MPL=0). Так как после точки С предельный продукт, продолжая снижаться, принимает отрицательное значение, то общий продукт соответственно начинает сокращаться. Следовательно, исходя из принципа рациональности «человека экономического», все происходящее далее, за пределами точки С, не является предметом нашего рассмотрения.

Закон убывающей отдачи (закон убывающей производительности, закон убывающей доходности). Увеличение переменного фактора на дополнительную единицу при фиксированной величине остальных факторов, начиная с определенного момента, ведет к уменьшению предельного продукта.

При увеличении переменного фактора совокупный продукт сначала растет быстро, а затее его рост замедляется. МР и АР сначала растут, а с определенного момента начинают падать. Причем сначала МР растет быстрее, чем АР (например, каждый новый рабочий прибавляет к общему продукту величину, бó льшую, чем АР). Пока кривая МР выше кривой АР, средний продукт растет. Когда кривая МР ниже кривой АР, средний продукт падает. Средний продукт максимален в точке пересечения кривых АР и МР (при АР=МР).

Закон убывающей отдачи выведен эмпирически.

Действие закона убывающей отдачи означает, что возможности увеличения выпуска при постоянстве хотя бы одного фактора ограничены. Интенсивность действия закона обусловлена особенностями технологи и различна в каждом виде производства. Применение более прогрессивной технологии позволяет получить больший выпуск при том же или меньшем количестве фактора (даже в рамках кратчайшего периода).

 

Взаимосвязь совокупного, среднего и предельного продуктов:

1. При увеличении переменного фактора совокупный продукт растет, если предельный продут – положительная величина, и падает, если предельный продут – отрицательная величина. Обратная цепочка так же верна. Если совокупный продукт растет, это означает, что предельный – величина положительная, если совокупный продукт падает, то предельный продукт – величина отрицательная. МР> 0ð ТР↑; МР< 0ð ТР↓.

2. Совокупный продукт имеет максимальное значение при предельном, равном нулю. МР=0ð ТР=max.

3. Средний продукт фактора растет до тех пор, пока его величина меньше величины предельного продукта, и падает, если его величина больше предельного продукта. АР> МРð АР↑; АР< МРð АР↓.

4. Средний продукт имеет максимальное значение при равенстве с предельным продуктом. АР=МРð АР==max.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.