Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 53: политическая коммуникация






В структуре политической коммуникации можно выделить как содержательный, идеальный элемент, так и формальный, материальный (каналы, средства). Политическая, как и иная, коммуникация предполагает коммуникатора, сообщение, какой-либо канал или средство передачи и, наконец, получателя.

Под средствами политической коммуникации понимаются опредленные организации и институты, функционирующие в рамках ее циалыюй и политической систем, с помощью которых осущест ется процесс обмена информацией. Некоторые исследователи носят к средствам также коммуникативные действия или ситуаций^ группы или отдельных индивидов, способствующих обмену инфор» мацией (прямому или непрямому, опосредованному или непосреДственному, немедленному или протяженному во времени).

Р.Ж. Шварценберг выделяет три основных способа политичесч кой коммуникации, основанные на использовании различш средств: коммуникация через печатные (пресса, книги, плакаты и т.д.) электронные средства (радио, телевидение и т.д.) массовой информации;

 

• коммуникация через организации, когда передаточным звено^Д служат политические партии, группы интересов и т.д. В настоя^ щее время с полным основанием сюда следует включить разветч вленную сеть научных и научно-информационных учреждений^ объектом деятельности которых выступает изучение политик и накопление политической информации. Научно-информацй^ онная инфраструктура широко развита и представлена научны-Д ми институтами, центрами, консультационными службами;

 

• коммуникация через неформальные каналы с использованием^

 

личных связей.

Модель вещания предполагает распространение информации изцентра одновременно многим абонентам на периферию. Эта ситуая ция встречается довольно часто, например во время лекции официального доклада, когда слушатели сосредоточены в какой-. либо аудитории, а также в случае телевизионной или радиопередачу чи, когда некоторое сообщение одновременно принимается доста точно большим числом людей, находящихся в разных Местах, рактерными чертами данной модели как типичной односторонне коммуникации являются относительно малая возможность личнойЦ обратной связи (особенно, если речь идет о СМИ), а также то об-* стоятельство, что время и место коммуникации определены отправителем.

 

Диалоговая модель относится к случаю распространения информации в реальной коммуникационной сети: индивиды общаются непосредственно между собой, игнорируя центр или посредников самостоятельно выбирая время, место и тему информационного обмена. Эта модель также имеет широкий круг применения: от простой личной переписки и телефонных переговоров до использования Интернета и электронной почты. Характерное отличие диалоговой модели состоит в том, что она предполагает своеобразное «горизонтальное равенство» участников информационного обмена в противоположность «вертикальному» принципу руководство — подчинение, присущему модели вещания. Несомненно, коммуникация подобного вида не исключает участия и более двух сторон (например, телефонная конференция, дискуссия на сайте сети Интернет и т.д.). Однако увеличение числа участников и, в частности, появление «ведущего» приводят к сближению данной модели с моделью вещания.

Консультационная модель также соотносится с большим количеством ситуаций, при которых индивид, находящийся на периферии коммуникационной линии, ищет необходимые сведения в центральном информационном хранилище (на сервере или в ином банке данных, в наиболее простом варианте — в библиотеке, работая с книгами, газетами и иной печатной продукцией). В отличие от модели вещания здесь место и время консультации, а также тема сообщения определяются не центром, а периферийным пользователем, обладающим максимальной свободой.

Регистрационная модель движения информации является противоположностью консультационной модели. Здесь центр запрашивает и получает информацию от периферийного источника. Данная модель применяется, например, в случае, когда индивиду закрыт доступ к центральному банку данных, а также при автоматической записи телефонных сообщений во всех системах электронной сигнализации и наблюдения. При этом сосредоточение информации в центре нередко происходит помимо желания индивида или без согласования с ним. Хотя данная схема исторически не нова, ее возможности значительно возросли вследствие компьютеризации и расширения телекоммуникационных сетей. Типичным для регистрационной модели является то обстоятельство, что центр имеет больший контроль над определением направления информационного потока, чем находящийся на периферии коммуникационной сети индивид.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.