Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы преодоления и предупреждения нарушений письма.






Между недоразвитием устной речи и нарушениями письма и чтения у детей существует тесная взаимосвязь. Поэтому для устранения нарушений необходима единая система коррекционного воздействия, устранение недостатков устной речи и письма должно осуществляться комплексно.

Основные направления логопедической работы:

1. Развитие фонематического восприятия. Дифференциация оппозиционных звуков и слогов проводится не только на слух, но и закрепляется в письменной речи. Формирование фонематического восприятия проводится с обязательным участием также и речедвигательного анализатора. Поэтому одновременно с развитием фонематического слуха осуществляется и работа над звукопроизношением.

2. Работа над звукопроизношением. Прежде всего необходимо устранить все недостатки в произношении фонем (искажения, замены, отсутствия звука). Иногда встречаются дети, у которых звукопроизношение оказывается сохранным. В таких случаях следует отрабатывать более четкую (почти утрированную) артикуляцию, чтобы включать речедвигательный анализатор. Кроме того, необходимо помнить, что при нарушенном фонематическом слухе даже сохранные звуки не могут артикулироваться абсолютно четко.

3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Работа по развитию фонематического восприятия переходит в работу по развитию навыков звукового анализа. Последняя проводится всегда на материале правильно произносимых детьми звуков. Основными видами этой работы являются:

а) выделение из предложения слов, из слов слогов, а затем и звуков. Такой анализ должен сопровождаться составлением схемы целого предложения (длинная черта — предложение, короткие черточки — слова, самые маленькие черточки — слоги, точки — звуки);

б) дописывание недостающих букв, слогов;

в) отбор слов по количеству слогов (в один столбик записываются односложные слова, в другой двусложные и т.д.);

г) придумывание слов на заданный звук и запись их, подбор к каждому слову другого с оппозиционным звуком и т.д.

4. Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им. Обычно этот этап начинают с того, что учат детей разным способам образования новых слов, например образованию слов с помощью различных приставок от одной глагольной основы (у-шел, при-шел, за-шел, пере-шел) с помощью одной приставки от разных глагольных основ (при-шел, при-нес, при-летел, при-бежал и т.д.). Другой вид словарной работы — подбор однокоренных слов. Такая работа резко улучшает правописание безударных гласных, так как облегчает ребенку подбор проверочных (однокоренных) слов.

На протяжении всех занятий расширяется, уточняется, закрепляется словарный запас детей. Главная задача — сочетать упражнения по звуковому анализу каждого слова с уточнением его значения и упражнениями в письме и чтении. Большая работа проводится по активизации словарного запаса.

5. Развитие грамматических навыков. Основными задачами этого этапа являются работа над пониманием и употреблением предлогов, составление предложений по картинкам, сериям картинок, распространение и сокращение предложений и т.д.

6. Развитие связной речи, как устной, так и письменной.


Коррекц. Работа: 1направление: раз-тие, упорядочение артикуля ционной моторики. 2напр. Кор-я звукопроизношения. Выработка полноценных кинестетических ощущений

Данная работа выполняется на инд. Занятиях.

3 направление: заново формировать необходимые понятия в связи с характером ошибок. Поэтому на фронтальном, подгрупповом занятии м. объединять детей с моторной дисграфией и акустической, если у детей одинаковые ошибки уже сформированы необходимые предпосылки для их коррекции.

Кор-ция моторной дисграфии более сложный процесс, т.к. у * не сформированы или дефекты кинестетических ощущений.

Особая роль предупреждению моторной дисграфии.

ОптикоПростран. Дисграфия.ошибки: 1заб.букв, 2недоп.элемт. и лишние, 3 смешение букв, сход. по граф. призн., 4 Зерк. Письмо.- эти ошибки связаны с состоянием недоразв.зрительн.восприят.Несф-тью зрит. анализатора, памяти и простр. Координации.(к 6 год д.б.сформированы, раньше не учить).

1ош-или кратковр.изуч-е или /зрит памяти. «Чудо мешок», ПО барх бумаге. Мы д.использ-ть полисенсорный метод изучения Подклю- чаем сохранные виды памяти.Чем больше анализаторов мы подклю- чим, тем быстрее пойдет коррекция.

Затем переходим к букве: Надоске ничего лишнего. Большой показ, В воздухе., На эмоциях(подкл-ем эмоцион. Память): вода, шнурки, пластелин, стихи, предметы пох. на букву и т.д. Внешний вид букы д.б. тщательно проанализирован.Оречевляемкаждое движение, которое выполняют дети.Если это все-тогда быстро дефект ипр-ся.

2ош.- -нарушен зр. Анализ, надо заново Верн-ся к букве и пров-ти её зр. Анализ.

*пишут и дел отчет: что они дел-ют.(на прим. Ш-И-Ш-К-И)

Пропис-ем по многу раз-вырабатываем двигат. Стереотип.

Это Ош. Скорописи, они не стойкие, проходят быстро.

3ош.- Эти Ош. Яв-ся Ош. Учит-я, он пок-ет оппоз.буквы Ц Щ И, нельзя во время работы с буквой сравнивать её со сходной. Следует из исп-го мат-ла для письма искл-ть похожие буквы до полной автом. Изуч. Буквы.Нельзя: добавить элемент, чтобы получ. Другая буква., или убрать элем.-пол.другая буква.

Если смешение-то диф-ть, сначала всё про Ц, затем проЩ, затем сопоставить.

4.ош.-у переуч. Левшей, у* несформир-но дв. Руки слева направо.

При опт-простр- расстройствах (нар. Работа теменно-зат. Отделов кгм). Зеркальность м.б. полная, частичная.

К..Р. 1шаг-форм-ние понят. О вед. Руке. 2шаг- ориентировка в схеме тела главн. Или вед. Руки.

3ш-ориентир. В близком простр-ве с позиции главн. Руки. (игр- Ки с двух сторон).

4ш-ориентировка в широком простр. С позиции ведушей руки

(что видит в классе со стороны вед руки). 5шаг- введение понят. Для вед руки(физр, рис)-точно также прораб против. Сторона.

След.задача-выраб. Дв.стереотипа письма слева направо. Рисование линий и т.д. слева направо.Лог. берет руку*ипомогает вып. Движ. Слева направо.Сл зад. –анализ буквы: выдел-ся правые и левые части. Выр-ся дв. Стереот. Напис. Этой буквы.В воздухе, по точкам ит.д.

Лог. Руководит. Отработать возможные соед-ния с др. буквами. Закрепл. в письме под диктовку слогов и слов. Нет-скорописи.*дает отчет о своих дейст-ях.(см. шишку): Сейсас я пишу первый элемент, он называется так, а теперь этот элемент, он наз-ся так.

Акустико-фонем.Д.-недоразвит фон.слух и восприятие(акуст-фонем дисл, сенсор алал, сл.слыш.дет., уо без лок. Нар. Речи, зпр.

Сист.рабты1задача: развитие фон.слуха с опорой на сохр.Кинестети ческ. Ощущения, 2Заново форм.ть. связь м\д букв. И звук.; 3Способст –ть Усвоению орф.норм правоп-я. Решениие1зад-чи: Твк- заново повторить понятие о Зв. Звуке и глух.с опорой накинест.ощущения *учатся опред-ть Зв. И гл. Звуки. Эти ощущ. Связ-ся с каким то символом. Прогр-мы ввод-ся и снова проводятся упр.по узнаванию Зв.и гл.звуков.С испол-нием твк.Можно ввести подсказку: рука на горле логопеда. Подск. Сокращаетсясо временем.

2задача: не диф. Зв.игл.: сд-ть карточки.(везде пользов)

п, т, к, ф, с, ш б, д, г, в, з, ж

Раб-ту нач-ть со щелевх Зв. *им-ют воз-ть дольше след-ть за раб. Голос. Аппар. И дольше слышать звуки. Взр. Зв. Произн. Одномо-

ментно –это затр-т *в их диф-ции.(табл гриб)
Далее из учебн.(подобр.слова ориен-сь на схему и карт.)
Тв.и мягк.Зв.: Акустическая разница возникает из-за дополн./ средн.части спинки яз.Сд-ть разницу м\д аккуст.ощ-ями сознательными для*. Упр-я: / и / спинки яз-ка., расслабить-напрячь-эти ощущ-я д\б оречевлены.
Затем идут упр. На диф. ТВ. И м. звуков.с мах. Подск., с ип-ем символ.

Ош-ки, обусл.нед.фонем. воспр.- пропуски гласн

1.повт-ть с * понят. О гл. Зв.2.пр-ся трен-ные упр.по узн-ю гл. Зв. Из ряда друг. 3.Св-ем с опред Символами(Ирина) 4.Под-ть слова к схемам.5Образ. слоги из гл. и согл.,.кот.распол-ны в особом порядке.6.Зап-ть только гл., услыш.слова.

7.В нач, сер, конце. Понят. о слогообр-щей роли гл(не наз. буквы)

Проп.согл.1в- поя-ся из-за трудн слияния согл.зв. без призвука.(труба-необходима раб. По соверш-нию артик. Мотор.)

2.* не уд-ет в памяти результатов проводимого анализа Зв. Состава слова: --уточн. Понятие о гл. и согл. Зв.-ввод-ся симв.обозн.гл и согл Зв.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.