Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Модернизм в западноевропейской литературе. Специфика модернистской литературы.






Модернизм в литературе зарождается накануне Первой мировой войны и достигает расцвета в двадцатые годы одновременно во всех странах Западной Европы и в Америке.

Модернизм — явление интернациональное, состоящее из разных школ (имажизм, дадаизм, экспрессионизм, конструктивизм, сюрреализм и др.).

Определение модернизм (его следует отличать от термина «модерн» и сходных с ним терминов «либерти», «югендштиль», «арнуво», применяемых для характеристики архитектуры и прикладного искусства декаданса) -заключает в себе именно временной смысл, описывает психологию творчества, которая порывает с прошлым, ранее устойчивыми художественными формами, «традицией». В некоторых странах оно не прижилось. Так, например, во Франции модернистские стили начала X X века, как правило, называются авангардами, в Испании же они ассоциируются с деятельностью писателей «поколения 1898 года. С конца 1900-х годов в русской критике эпизодически именовали модернистами писателей-символистов. Раньше других стало известным на Западе религиозное употребление понятия. В 1907 году в энциклике «Pascendi dominici gregis» папа Пий X осудил «модернизм» 1890-х годов как попытку примирения католического вероучения с данными новейшей науки и представлением об «исторически-преходящих» формах церковных дог матов и служб. В 1919 году в США недолго выходил журнал «Модернист» (The Modernist), в первом номере которого были напечатаны произведения Б. Шоу, Т.Драйзера, X. Крейна, Ж.Дюамеля. Наконец, в 1927 году появилась книга Л. Райдинг и Р. Грейвза «Обзор модернистской поэзии» (Survey of Modernist Poetry), где речь шла не только о модернистских разновидностях британской поэзии (вортицизм, имажизм), но и о «модернистской цивилизации». Систематическое же употребление понятия и разработка соответствующих литературоведческих концепций приходится только на 1950-е годы.

Модернизм распространяется не только на радикальных модернистов (авангарды разных поколений — например, дадаизм, сюрреализм, ультраизм), отрицавших любые проявлени традиции (христианство; моральные ценности; табу разума и морали, связанные прежде всего с эросом, телом, смертью; академизм) ради перманентной революции, прорыва в будущее или в «инаковость» (подсознательное, космические энергии, наркотическая нирвана, «драйвы» и т.п.), но и на всех «модерных», всех «современников» катастрофического XX века.

Свойственное модернизму отрицание традиции или пародийное заполнение традиционных форм нетрадиционным содержанием (при частичном сохранении культурных знаков прошлого), связанное с авангардистским бунтом против прошлого позднее стало соотноситься и с массмедийным инкорпорированием «всего во все» — на газетной полосе например сообщение о визите Папы римского в одну из стран могло в 1990-е годы соседствовать с информацией о противоестественных увлечениях рокзвезды, клонировании, новых рекордах, занесенных в «Книгу рекордов Гиннеса».

Три крупнейших писателя модернизма — ирландец Джеймс Джойс (1882–1943 гг.), француз Марсель Пруст (1871–1922 гг.), Франц Кафка (1883–1924 гг.). Каждый из них в своем направлении реформировал искусство слова ХХ века, каждый считается великим зачинателем модернизма.



 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.