Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Скоропись






Скоропись появилась на Руси ещё в XI веке. Направленное ускорение процесса писания при не очень требовательных эстетических запросах.

Ускорение достигается за счёт:

1. Большей свободой нажимов и взмахов. Это признак великорусской скорописи.

2. Безотрывного написания соседних букв.

3. Более многочисленных, чем в полууставе, сокращений.

Большое развитие скоропись получила сначала в международных и правовых отношениях, а затем в государственном и частном управлении, постепенно вытесняя полуустав.

Перепиской книг занимались при архиерейских и княжеских домах, где служили профессиональные писцы, или, как нередко их называют в послесловиях рукописей, " доброписцы". Их обязанности состояли в ведении канцелярских дел, а переписка книг являлась не основным, но нередким занятием. Если работало несколько писцов, рукопись делилась между ними на соответствующее число частей.

Трудоемкий, кропотливый труд писца требовал от него внимания, твердой руки, написание красивым уставным почерком больше походило на рисование букв, чем на письмо в современном понимании этого процесса. Работа над одной рукописью обычно занимала несколько месяцев.

Нередко в книгах приводились имена их заказчиков. Записи о заказчиках позволяют не только представить социальный состав потребителей книги, но и цели,

причины создания тех или иных рукописей:

обетные, во исполнение каких-либо клятв,

для спасения от бед;

для пополнения " комплектов" книг,

необходимых для богослужения или монашеского делания;

политические - с целью получения расположения какого-либо лица,

распространения влияния с помощью дорогого подарка – книги,

вклад в память об умерших.

 

Встречаются и записи, свидетельствующие о библиофилии и обычном стремлении человека приобрести любимое им произведение.

 

Древнейшие точно датированные русские рукописные книги.

Остромирово евангелие (1056-1057 г.г.)* Шедевр древнерусского искусства книги. В записи одного из писцов Григория сообщается, что книга выполнена по заказу новгородского посадника Остромира, направленного управлять новгородскими землями киевским князем Изяславом Ярославичем в 1054 г. 294 пергаменных страницы украшены великолепными изображениями евангелистов, красочными заставками и буквицами. Текст изложен ровными строчками старославянской кириллицы. В орнаментах прослеживаются византийские традиции. Написано евангелие в единственномэкземпляре.
Изборник Святослава (1073 г.)* Книга 1073 г. переписана в Киеве для князя Святослава Ярославича. Парадное издание. Целая энциклопедия различных сведений, содержащая более 400 разделов из истории, математики, естествознания, грамматики, философии и других областей. Написана на пергамене кириллицей. Оригиналом для этой книги считается болгарский сборник, написанный в X в. для царя Симеона. Одна из самых больших по размеру древних книг. Особенно декоративны фронтисписы - их в книге два.
Изборник Святослава (1076 г.) Написан двумя писцами, один из которых работал над Изборником 1073 г. В записях писец сообщил, что рукопись составлена " из многих книг княжьих". Небольшая по размеру настольная книга также энциклопедического содержания. В ней нет парадных иллюстраций. По сравнению с Изборником 1073 г. изменен состав книги - здесь больше статей религиозно-нравственного содержания. Среди новых текстов " Слово о чтении книг", где автор поучает, как читать книгу.
Архангельское Евангелие 1092 г. Рукопись уникальна с точки зрения лингвистики, палеографии и книговедения. В ней выдержано древнерусское правописание. В художественном отношении издание более чем скромное. Написано на пергамене уставом. В нем нет рисунков и миниатюр. Зато хороши лаконичные по цвету, но гармоничные по пропорциям и украшениям заставки. Плотные ровные строчки лишь на редких страницах разделены киноварной строкой с буквицами. В 2000 г. внесено ЮНЕСКО в международный реестр " Память мира".
Новгородские служебные минеи на сентябрь 1095-1956, октябрь 1096 года и ноябрь 1097 года Минеи (menaion, от греч. men месяц) - богослужебные книги и книги для чтения, содержащие " жития святых", сказания о церковных праздниках и поучения. Минеи служебные месячные содержат тексты на один месяц, расположенные по дням каждого месяца соответственно с праздниками и днями памяти святых. Дошли до наших дней не полностью (в каждой не хватает по несколько листков). Книги большого объема: в двух из них более, чем по 170 листов, в одной - более 120. Написаны для новгородского Лазарева монастыря. Древнейшие памятники церковнославянского языка, выявляющие особенности древнерусских северных говоров.   Особым явлением древнерусской живописи стало явление книжной миниатюры. Древнейшая русская рукопись «Остромирово евангелие» (1056-57 гг.) украшена изображениями евангелистов, яркие плоскостное наложенные фигуры которых сходны с фигурами; апостолов Софии Киевской. Заставки заполнены фантастичным растительным орнаментом. В миниатюрах «Изборника Святослава» (1073) имеются портретные изображения великокняжеской семьи.
 

В Древней Руси ранняя книжная миниатюра XI в. развивалась под воздействием византийской традиции, затем - под влиянием иконописи и фресковой живописи. В конце XV в. в миниатюру проникают светские сюжеты. В России книжная миниатюра как род книжного искусства существовала вплоть до XX в.

В XI в. в Древней Руси миниатюристы в основном следовали византийским образцам (" Остромирово евангелие", 1056-57, Публичная библиотека имени М. Е. Салтыкова-Щедрина, Ленинград). В XII-XV вв. наряду с миниатюрой, близкими современным им фрескам и иконам (" Евангелие Хитрово", конец XIV - начало XV вв., Библиотека СССР им В. И. Ленина, Москва), появляются живые и непосредственные рисунки на полях (новгородские рукописи XII-XV вв.). В конце XV в. в миниатюру проникают светские (главным образом исторические) сюжеты (Лицевой летописный свод, 1540-60-е гг., разные библиотеки СССР). На Украине создаётся особый ярко живописный вид миниатюры (" Пересопницкое евангелие", 1556-61, Центральная научная библиотека АН УССР, Киев). В миниатюре XVII в. часто встречаются исторические сюжеты, портреты, аллегории (" Сийское евангелие", 1693, Библиотека АН СССР, Ленинград). Создававшиеся в XVII-XIX вв. на севере России " поморские рукописи" украшались богатым, сочным орнаментом с барочными мотивами (" Евангелие", 1678, Оружейная палата, Москва).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.