Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ПОЛНОТА/НЕПОЛНОТА






В теор плане эти понятия связаны с сущностью предл и его функ-ями. Полнота/неп имеет две стороны: смысловая (информативная) и структурная (грамматическая). Смысловая полнота каждого предл реал-ся с помощью контекста или реч. ситуации. Если его изолировать, оно может оказаться недостаточным по смыслу. Но противопост-е полн и неполн предл не основывается на смысл неполноте, оно зиждиться на струтурной стороне. В предл " Вам телеграмма" нельзя говорить о подразумевании сказ, как делали Шах и Пешк. Это неверный прием, для таких предл глагол не требуется, указ-ся лишь на бытие предмета с помощью сущ как гл члена.

Современная синт наука допускает возможность оформления предл без глагола + возможность употр-я завис слов в кач-ве приосновных членов, т е вне словосочетания. НЕПОЛНОЕ то предл, в котором пропущен какой-л член (или группа членов), пропуск его подтверждается наличием в предл зависимых слов, а также показателями контекста или реч ситауции.

ВИДЫ НЕПОЛН: 1- Контекстуальные (пропуск одного или нескольких членов, к-е словесно обозначены в контексте). Функции- избежание тавтологии, динамичная и лаконичная речь, исп-ся как в монологич так и в диалогич речи) В неполных репликах могут опускаться оба главных членов. 2- Ситуативные неполн предл не имеют в своем составе тех членов, словесное оформление которых явл излишним, тк содержание подсказывается ситуацией. Типичная модель- сказуемое при неназванном подлежащем.Что ваш-то? Дрыхнет...При монологич речи: Утешитель! - думал он о брате.
Каждое неполное предложение есть вариант полного, их сопоставлением устанавливается структура неполн предл, его тип. Неполные предложения во многих сферах монологич и диалогич речи явл предпочтительнее полных.


ЭЛЛИПТИЧЕСКИЕ предл не могут рассматриваться как неполные. Дети - в лес. Они не имеют соотносительно полн вариантов. Конкретное сказ не может быть восстановлено, можно сопоставлять с несколькими полными с сказуемыми всей семантич группы. В таких предл глагол сокращен без возможности восстановления. Эллиптич модель образуют субст член +завис глагольный член со знач-ем цели, движения объекта речи и тд. Продуктивные модели эллиптич предл с семантикой движения: Пожар начался. Я-домой.; речи-мысли: Это вы о погоде?; интенсивного физич. действия: Я ко всем с добром, а вы меня колом.

От эллиптич предл стоит отличать ФРАЗЕОЛОГИЗИРОВАННЫЕ безглагольные предл, они вопроизводятся как готовые единицы - Спокойной ночи! как дела? что нового?


32. Предложения с обособленными членами. Условия обособления второстепенных членов предложения. (Общие и частные) Функции обособленных членов предложения. Уточняющие обособленные члены. (Конспект Пешковского) Разграничение уточняющих и пояснительных членов.

Обособление - принадлежность простого предложения, несмотря на нек сходство обособ членов с предикативными частями СП. Пешковский находил в обособ чл сходство с придат частями СП в плане ритма и связи с окр членами. Однако обособл члены предикативного ядра НЕ имеют.

СУЩНОСТЬ ОБОСОБ-Я - намеренное ритмико-инт и смысловое вычленение в составе конкретного предл слова или группы слов. Ослабленная связь с другими членами. ЦЕЛЬ - выражение с помощью выделяемого члена добавочного сообщения по поводу одного из слов или всего предл. СРЕДСТВА обособл-я – интонация (изм-е высоты тона, ритма, паузы). Знаки препинания НЕ средства, лишь оформляют его в письм речи.

ФУНКЦИИ: 1) выражение добавочного высказывания 2) пояснение/уточнение 2)выделение/ограничение (кроме,...)4)присоединение 5) сравнение/уподобление. УСЛОВИЯ ОБОСОБЛ-Я:

1- возможность смыслового выделения, отделения от поясняемого слова, отсутсвие с ним тесных семантич связей

2- объем- более одного знаменательного слова (усиление самостоят-ти)

3- необычное местоположение относительно опр слова
ДОП УСЛОВИЯ: 1- одиночное дееприч обособл в любой позиции (если оно не утрачивает знач-е действия) 2- принадлежность определяемого слова к личным мест- обособление в любой позиции.

 

Общие свойства осложняющих компонентов заключаются в следующем:

1) значение их имеет добавочный характер по отношению к семантике основной части высказывания;

2) осложняющие компоненты характеризуются относительной обособленностью строения и особой интонацией, передаваемой на письме
Структурно-семантический принцип осложнения
Семантический аспект осложнения мы связываем с выражением в высказывании добавочной (наряду с основной) пропозиции. Структурный аспект осложнения мы связываем с наличием в предложении особого компонента, предназначенного для выражения добавочной пропозиции. Осложненное предложение не является самостоятельным, отдельным, типом предложения.
Выражение члена предложения словосочетанием (внутренняя форма) порождает особое синтаксическое образование - о б о р о т, который выполняет функцию члена предложения — определения, приложения, обстоятельства. Оборот характеризуется не только составом словоформ, но и наличием формальных показателей, которые связывают его с определяемым словом и выражают грамматическое значение члена предложения (внешняя форма).
Виды.
– Д е е п р и ч - выражение добавочного сообщения о совершающемся действии. Обособляется всегда, только если не утратило свое значение и не приблизилось к кач.наречию (шли не спеша, не оглядываясь)
- П р и ч а с т н ы й о б о р о т (причастие с завис.словами) обособляется в положении после определяемого слова. Перед определяемым словом причастный оборот обособляется только в том случае, если имеет причинное, условное или уступительное значение
-А д ъ е к т и в н ы й о б о р о т (прилаг+завис слова) обособляется в положении после определяемого слова; например: Им овладело беспокойство, похожее на страх. По общим правилам обособляются также п р и л о ж е н и я — распространенные, после определяемого слова; например: Настя, дочь Катерины Петровны и единственный родной человек, жила далеко…
С у б с т а н т и в н ы е о б о р о т ы имеют значение причины, условия, уступки, времени, цели, следствия. выделяются, как правило, в абсолютном начале предложения, при этом они отделены от сказуемого другими членами; Несмотря на все утешения и обнадеживания, совершенное отчаяние овладело душой князя (Д.).
С помощью о г р а н и ч и т е л ь н о - в ы д е л и т е л ь н о г о о б о р о т а корректируется, уточняется содержание члена предложения: подлежащего, дополнения, обстоятельства. Внешняя форма оборота представлена предлогами кроме, помимо, включая, исключая и др.; они же определяют грамматическое значение оборота. Ограничение, включение, исключение касаются полноты распространения действия на участников события, на время, на пространство и пр.; например: Все сели, не выключая даже и хлопцев, стоявших почтительно у дверей. Например: Все были бледны и изнурены, исключая графа (Л. Т.) — «только граф не был бледен...»;
Аппозитивный - обозначает ситуацию (положение дел) выражает отношение «предмет — признак»; -в предложении вступает в синтаксические отношения с его членами, связываясь с ними главным образом через «определяемое»

ДВА ВИДА
1) нерасчлененный аппозитивный оборот, представляемый аппозитивным словосочетанием (в дальнейшем так и будет называться нами «аппозитивный оборот» или «цельный аппозитивный оборот»), Она брала на себя работу об обеспечении прожиточного минимума для детей-сирот (она брала на себя такую работу, потому что дети, о которых она заботилась, были сиротами)
2) расчлененный аппозитивный оборот (в дальнейшем будет именоваться «аппозитивный оборот с обособленным приложением») Заяц-трус, и тот охотиться любит (на капустку)
Сравнительный - Они выражают добавочное сообщение, т.е. полупредикативны. Связь сравнительного оборота с предложением сложная: по форме она похожа на подчинительную, но всякое сравнение основано на сопоставлении, а такие отношения устанавливаются в сочинительном ряду.
1) с союзами: как, словно, точно, будто, что, чем, нежели и др., если имеют значения:
сравнения: Дождь полил, будто из решета.
уподобления: Зубы у неё были, как жемчуг.
2) с союзом как и: Маша, как и все остальные, подготовилась к экзамену хорошо.
Уточняющие члены -
относятся к уточняемому слову и отвечают на тот же вопрос, например: где именно? когда именно? кто именно? какой именно? и др. Чаще всего уточнение передаётся обособленными обстоятельствами места и времени, но могут быть и другие случаи. Уточняющие члены могут относиться к дополнению, определению или главным членам предложения. Уточняющие члены обособляются, выделяясь в устной речи интонационно, а в письменной – запятыми, скобками или тире.
Уточняющие члены могут вводиться в осложняемое предложение:
1) с помощью союзов: то есть, а именно: Я готовлюсь к заданию ЕГЭ С1, то есть к сочинению.
2) также слов: особенно, даже, в частности, главным образом, например: Повсюду, особенно в гостиной, было чисто и красиво.
Присоединительные члены - дополнительные замечания и разъяснения, включаемые в состав предложения. Присоединительные члены предложения близки к уточняющим и пояснительным. Могут связываться с предложением посредством слов и сочетаний: даже, например, в частности, особенно, в особенности, в том числе
Присоединительные конструкции могут включаться без союзов: Видел я на днях «Крокодиловы слезы» - бездарнейшая пятиактная белиберда.
Перед присоединительной конструкцией могут стоять следующие знаки:
• запятая: Некогда он служил в гусарах, и даже счастливо;
• тире: Дело мы делаем великое и сделали уже немало, а недостатки есть - и серьезные;
• точка: Я совсем замерзла. У меня замерзли ноги. И лицо;
• многоточие: Страшно признаться, но я хочу, чтоб этот человек знал, что она мне как песня.
Они возникают в сознании не одновременно с основной мыслью, а лишь после того, как она сформировалась.

 

Поясняющий член предложения может вводиться в пояснительную конструкцию вводными словами: иначе, иными (другими) словами, точнее, вернее, а также словами по имени, по прозвищу и под., лексическое значение которых выражает семантику пояснения. Шум города, вернее, говор города... затихал... (К. Паустовский.) Это был... Михайло Савельев, по прозвищу Туман... (И. Тургенев.) Закуп, иначе наймит, став на работу в хозяйстве своего господина, попадал в положение раба. (Б. Романов.)
В следующем предложении одно средство пояснения (не очень выразительное) поддержано другим: Дело, о котором мы будем говорить с вами, одинаково касается и князя и меня, или, вернее, супруги князя, а моей сестры. (А. Куприн.)
Поясняющий член предложения может соединяться с поясняемым и без помощи союза: У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклокоченные... (И. Тургенев.) Семантическими признаками пояснения является одно и то же лицо: поясняющий член лишь дает другое наименование; структурным признаком пояснительных отношений может быть вставка союза то есть. Здесь нет отношения целого и части, характерного для уточнения.
Уточнение показывает отношения целого и части. При уточнении сужается объем понятия, выраженного уточняемым членом, поясняющим указанием на его часть или части. При уточнении происходит выделение части из целого ее названием. Уточняющие члены предложения более частотны, чем поясняющие.
Основным маркером уточняющих членов предложения является союз а именно.


33. Основные признаки сложного предложения. Средства связи его частей. Принципы классификации сложных предложений. Основные структурно-семантические разновидности сложносочиненного предложения.

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ — это объединение предикативных единиц на основе синт связи, построенное по той или иной структурной схеме и предназначенная для функционирования в качестве одной коммуникативной единицы. (Академическая грамматика)

Специфика сложного предложения прежде всего заключается в том, что исходным материалом для СП являются уже не слова и словосочетания, а простые предложения. Это сказывается и на структуре предложения, и на семантике СП. У сложного предложения два и более предикативных центра, то есть это полипредикативная конструкция. То есть две и более цепочки подчинительной связи.
Грамматическое значение ПП И СП:
Простое- обще грам значением является предикативность, которое реализуется в трех синтаксических планах- модальность время лицо.
Сложное- общее грам значение- определенные смысловые отношения между соединяющимися в его составе простыми предложениями.
Синтаксические средства для создания структурного и смыслового единства СП:
1- ИНТОНАЦИЯ - является обязательным и постоянным универсальным средством связи частей СП; она не просто соединяются части, но еще и выражает обобщенное значение СП. Интонация СП складывается из интонации предикативных единиц образующих СП и интонации конца. Это внутренняя функция интонации. Внешняя- отделение одного СП от другого в составе текста. Может передавать обобщенное грамматическое значение СП.
2- УПОТРЕБЛЕНИЕ СОЮЗОВ (союзы осуществляют связь между предикативными единицами СП и тем самым участвуют в выражении обобщенного грам значения СП. По характеру выражаемых отношений союзы делятся на сочинительные и подчинительные. Так же союзы различаются по выполняемой функции в составе СП: семантические и синтаксические (функциональные). Семантические союзы связывают части СП в единое целое и своим собственным значением выражают и обобщенное значение СП. Синтаксические союзы = асемантические/функциональные- не затрагивает сфера логических отношений между частями СП. Он является простой скрепкой которая соединяются части СП. Никакого участия в выражении обще грам значения СП он не принимает.
3- НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЕКСИЧЕСКОГО СОСТАВА частей-
а- союзные слова (относительные слова)- являются членами придаточной предикативной единицы. Присоединяют и выражают смысловые отношения между главной и придаточной частью СП. Пример: [В небольшой комнате, (куда я вошел), было темно]. Куда- относительное слово- явл членом предложения - обстоятельство места., мест наречие.

б- указательные слова (соотносительные слова) размещаются в главной части СПП и показывают, что обозначаемое в общем виде будет конкретизировано в придаточной части.

в- строевые лексические элементы- участвуют в построении предложения. Чаще используют в бессоюзных СП в качестве строевых лексич элементов используются указ местоимения. Они служат средством или формальным показателем несамостоятельности частей.
4- НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ СИНТАКСИЧЕСКОГО СТРОЕНИЯ частей
а- синтаксический параллелизм. В составе СП предикативные единицы приспосабливаются друг к другу. Явление параллели зам состоит в том, что части СП строятся по одному типу. Их члены располагаются в одном и том же порядке и даже логические ударения в этих единицах являются симметричными. Это явление характерно для СП в которых выражается сопоставление каких то фактов или явлений действительности.
б- неполнота одной из частей. Неполнота с изъяснительными отношениями, а именно неполнота главной части. Наличие в главном слова, которое нуждается в изъяснении.
6- ПОРЯДОК СЛЕДОВАНИЯ ПРЕДИКАТИВНЫХ ЧАСТЕЙ
Бинарная классификация:
1- деление на союзные и бессоюзные
2- союзные на СПП и ССП.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.