Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предмет и метод политической регионалистики. Субъекты региональной политики






Политическая регионалистика как отраслевая политическая наука занимается изучением региона и его места в политической системе.

Регион – совокупность территорий и административных образований, характеризующихся разными типами развития в социально-экономической и политической сферах.

Регион может располагаться как на территории одной страны, так и включать сопредельные государства, в связи с чем одинаково правомерны выражения Поволжский регион, Тихоокеанский регион.

Предметом политической регионалисти-ки можно считать:

1) отношения центра и региона;

2) проблему формирования и функционирования региональных элит;

3) влияние политической культуры региона на стиль управления политического лидера;

4) разрешение региональных политических конфликтов и т. д.

Центр при определенных условиях можно также счесть регионом. Но если прибегнуть к помощи структурно-функционального подхода, можно прийти к выводу: центр обладает правом распределения и перераспределения ресурсов.

Структурно-функциональный метод анализирует регион и его место в политической системе через функции.

В процессе исторического развития карта российского регионального пространства не раз менялась. В связи с этим обстоятельством представляется весьма интересным проследить динамику развития российских регионов в исторической ретроспективе. Используется сравнительно-исторический метод.

Если специалист ставит перед собой задачу исследовать ход конфликта в N-регионе, то алгоритм его действий будет выглядеть следующим образом:

1) определение проблемы и формирование рабочей гипотезы;

2) сбор информации (проведение социологических опросов среди жителей N-региона с учетом специфики менталитета);

3) диагностика проблемной ситуации. Выявляют насколько конфликтогенна ситуация в N-регионе в данный момент, какова динамика конфликтов, какое место занимает N-регион в федеральной иерархии;

4) анализ факторов влияния, таких как политическая ситуация в стране, отношение оппозиции к федеральной власти, освещение хода конфликта средствами массовой информации, наконец, контакты проблемного региона с другими государствами;

5) составление прогноза. На основании обработанных данных делается прогноз, состоящий из наиболее вероятных вариантов. Методы – системный (регион как часть политической системы N-государства), математического моделирования. Наиболее разумный подход к изучению региона – комплексный, который включает в себя все методы. Изучая регион в том или ином аспекте, необходимо понимать его как часть политической системы, а не как чужеродный элемент.

убъекты региональной политики - это организационные структуры, которые уполномочены или стремятся проводить экономическую политику в отношении регионов. Ключевое место среди них занимают государственные органы власти и управления. Проводимая ими региональная политика может быть названа государственной. Необходимо различать:

- государственную региональную политику, проводимую федеральными органами власти и управления,

- государственную региональную политику органов власти и управления субъектов Федерации (региональных властей).

Собственно региональной политикой (в строго научном смысле) является политика, проводимая в отношении регионов федеральными властями. Политику региональных властей можно назвать “политикой регионов”. При внешней схожести этих терминов за ними стоят качественно разные понятия.

Суть федеральной региональной политики заключается в дифференцированном отношении к различным регионам, а наиболее общая цель - частичное перераспределение ресурсов между регионами, оптимизация территориальной структуры общества. Нужно иметь в виду, что почти все действия федерального правительства, формально не подпадающие под это понятие, по-разному воздействуют на разные регионы.

Например, валютный коридор ущемляет экспортоориентированные регионы, но зато они получают преимущества при либерализации внешней торговли; бюджетные вливания в АПК на руку сельскохозяйственным регионам, а финансирование ВПК, науки, высоких технологий - индустриальным регионам; дотирование (без региональной привязки) транспортных тарифов благоприятствует периферийным регионам, а субсидирование энерготарифов - энергоемким районам, и т.д. Такого рода региональные следствия нерегиональных решений тоже служат внешним фактором территориальных различий предпринимательского климата.

Политика регионов включает весь спектр доступных региональным властям рычагов и методов воздействия на подведомственную территорию и направлена на развитие региона как такового. Смешивание последствий и результатов различных типов государственной политики чревато разного рода недоразумениями, так как первое, что нужно знать при оценке любых экономических мер - кто и зачем их осуществляет.

Выделяют также негосударственную региональную экономическую политику. Ее субъектами могут быть:

- межрегиональные ассоциации (объединения субъектов Федерации);

- органы местного самоуправления и их объединения;

- иностранные государства и их объединения (типа Европейского Союза), оказывающие помощь России;

- международные финансовые организации (Мировой Банк, Европейский банк реконструкции и развития, Международная финансовая корпорация и пр.);

- финансовые, производственные компании и банки (в том числе иностранные), их объединения и ассоциации.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.