Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика действующей судебной системы Республики Беларусь






Построенная на принципах территориальности и специализации единая судебная система РБ по своей природе децентрализована. В рамках ее функционируют три самостоятельные судебные подсистемы, т.е. общие суды, хозяйственные суды и конституционный суд.

Подсистема судов общей компетенции трехзвенная. Высшим звеном является высший суд. К среднему звену – областные, минский городской и белорусский военный суды. Низшее звено – районные, городские, межгорнизонные военные суды. В системе общих судов могут создаваться специальные суды, т.е. по делам несовершеннолетних, семейные, административные, но подобные суды не учреждены.

Подсистема хозяйственных судов двухзвенная, ее возглавляет высший хозяйственный суд, второе низшее звено приставлено судами областей и хозяйственным судом г. Минска. На уровне районного, городского делопроизводства создание хозяйственных судов не предусмотрено. В системе хозяйственных судов на низшем уровне могут создаваться специализированные хозяйственные суды, т.е. по банкротству, земельные, налоговые. В настоящее время они не учреждены.

Конституционный суд призван осуществлять конституционное правосудие. Законодательную основу судебной системы составляет конституция, кодекс " о судоустройстве и статусе судей" и другие НПА.

На территории действуют суды, не входящие в судебную систему страны – международный арбитражный суд и экономический суд СНГ.

13. Конституционный Суд Республики Беларусь – понятие и черты

Конституционный Суд занимает особое место в судебной системе Республики Беларусь. Задачей данного суда является проверка соответствия нормативных актов издаваемых всеми субъектами, которым предоставлено такое право, на соответствие их Конституции Республики Беларусь.

Таким образом, Конституционный Суд осуществляет функции конституционной юстиции, то есть правовую охрану норм Конституции Республики Беларусь от нарушений.

Принципы деятельности Конституционного Суда:

- законность;

-независимость;

- коллегиальность;

- гласность;

- равноправие и состязательность сторон;

- устность.

Объектами конституционного контроля являются:

- законы;

- декреты и указы Президента Республики Беларусь;

- акты межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь;

- постановления Совета Министров Республики Беларусь;

- акты Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда и Генерального прокурора;

- акты любого государственного органа.

Субъекты конституционного контроля:

- Президент Республики Беларусь;

- Парламент;

- Верховный Суд;

- Высший Хозяйственный Суд;

- Совет Министров.

 

Компетенция, характеристика и порядок деятельности конституционного суда определен конституцией РБ (ст.116) и кодексом РБ " о судоустройстве и статусе судей" (ст.19-27). Основной функцией суда является осуществление контроля за конституционностью нормативных актов в государстве. К такого рода деятельности конституционный суд приступает при поступлении к нему соответствующего предложения от президента, палаты представителей, совета республики, верховного суда, высшего хозяйственного суда и Совмина.

Вторая функция – дача по предложению президента заключения о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами парламента конституции РБ.

Состав: 12 судей. 6 судей назначаются президентом, 6 – избираются советом республики. Председатель конституционного суда назначается президентом с согласия совета республики из числа судей конституционного суда сроком на 5 лет. Заместитель председателя избирается конституционным судом из состава судей по предложению председателя сроком на 5 лет.

Конституционный суд правомочен принимать решения и приступать к работе, когда в его состав назначено (избрано) не менее 8 судей. Заседание проводится гласно, в торжественной обстановке с соблюдением всех требований судебного этикета. Итоговое решение принимается в закрытом совещании при условии, что за него проголосовало большинство от полного состава судей. Если голоса судей разделились поровну, решение считается принятым в пользу конституционности оспариваемого акта. Решение конституционного суда подлежит обязательному исполнению на всей территории государства.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.